Журналист NEWS (258)
В данной категории, любой зарегистрированный пользователь может себя почувствовать журналистом и опубликовать свой материал.
Перед написанием материала прочтите инструкцию.
Разработка урока русского языка: "Фонетика. Орфоэпия. Графика."
Автор Пушкарёва Ксения ФёдоровнаТема:
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Цели:
- активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка
Задачи:
обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове;
Разработка урока русского языка: "Лексика и фразеология."
Автор Пушкарёва Ксения ФёдоровнаТема 4
Лексика и фразеология.
Цель: разграничить в сознании учащихся термины: лексика, лексическая система языка, лексикология; закрепить понятие о слове как основной единице лексики.
Задачи:
повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка; навыки рассуждения, аргументирования ответа;
отработать навыки выделения главного в содержании текста;
воспитывать в учащихся лингвистически развитых личностей
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
- Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».
2. Работа с учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?
— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.
Итак, признаки слова:
1) значение — лексическое, грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или коннотативное);
2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);
3) воспроизводимость.
Все эти признаки характерны для слов любого языка.
3. Работа с типами системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.
4. Упражнение на закрепление темы урока.
— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омонимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов.
Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искусный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, трудолюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный инструмент) - горн (в кузнице).
Типы системных отношений в лексике
Омонимы |
Паронимы |
Синонимы |
Антонимы |
Запустить (ракету) — запустить (учебу), (крепкий) брак — брак (в работе), край (обрыва) — край (область), горн (музыкальный инструмент) — горн (в кузнице) |
Искусный — искусственный, усвоить — освоить, невежа — невежда, глиняный - глинистый |
Искусный — умелый, доктор — врач, горячий — жаркий, дефект — недостаток, ненастный — пасмурный |
Мягкий – жесткий, трудолюбие —лень, взрослый — детский, радость — грусть |
Объяснительный диктант (не и ни с разными частями речи)
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.
— Обоснуйте выбор написания частицы: не или ни, слитно или раздельно.
— Какая особенность у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания? (Фразеологизмы.)
— Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые, неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.)
Анализ текста
Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то) подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно пр..чесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк.. кривившимися не то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский.)
Задания к тексту:
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
2. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение прилагательных длинный и тонкий.
3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия.
4. Подберите синонимы к слову невыразительный.
5. Слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кромы, что значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким рама — «рама, станина». Дайте толкование слова скромно (скромный) и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.
Ответы к заданиям:
1. Тут же сейчас же явился и защитник, знаменитый Фетюкович, и как бы какой-то подавленный гул пронесся в зале. Это был длинный, сухой человек, с длинными, тонкими ногами, с чрезвычайно длинными, бледными, тонкими пальцами, с обритым лицом, со скромно причесанными, довольно короткими волосами, с тонкими, изредка кривившимися не то насмешкой, не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было бы и приятным, если бы не глаза его, сами по себе небольшие и невыразительные, но до редкости близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.
3. Физиономия, физиономика, физиогномика, физиономист, физиономический.
4. Невыразительный — маловыразительный, бесцветный, серый, тусклый, бледный, неяркий, безжизненный. (Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка.— М., 1989. С. 206).
5. Скромный — «не выходящий за рамки» — «тот, кто держит себя в рамках, не выходит за рамки дозволенного». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3.— СПб., 1996. С. 658, 659).
III. Итог урока. Рефлексия.
— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)
— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)
Домашнее задание: конспект,
учеб. Под ред. Сабитова З.К, Жубуева Ф.Х. Русс. яз.
стр. 69 упр. 149
Преемственность как условие развивающего обучения по математикев период перехода на ФГОС.
Автор Москалева Валентина ЮльевнаПреемственность как условие развивающего обучения по математикев период перехода на ФГОС.
Подготовила В.Ю.Москалева,
учитель математики
МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа».
Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс
Цели урока : - Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.
Тема урока. Инерция. Взаимодействие тел. 7 класс
Цели урока : - познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения, сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел;
7 класс
ТЕМА: Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Пройденный телом путь. Виды движений. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение.
Все-таки странно, что существует слово для обозначения того, чего
собственно говоря, в природе не существуют, - спокойствию.
Макс Борн
К нам Лермонтов сходит, презрев времена
Автор Дингес Ирина АлександровнаТема урока: К нам Лермонтов сходит, презрев времена.
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю.Лермонтова, его сложной и трагической судьбой; со стихами, посвященными поэту, погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности
"Обучение через открытие"
В настоящее время в дополнительном образовании применяются новые педагогические технологии, которые призваны обеспечить личностно-ориентированный подход в процессе обучения.
Педагогические технологии дополнительного образования сориентированны на решении сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка работать самостоятельно, общаться со взрослыми и серстниками, прогнозировать результаты своего труда, искать причины затруднения и уметь преодолевать их.
Современные технологии развития художественных способностей одаренных детей в ДОУ
Автор ЕленаМастер-класс "Современные технологии развития художественных способностей одаренных детей в ДОУ"
Содержание мастер-класса
1.Введение
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Современные технологии развития художественных способностей одаренных детей в ДОУ
Автор ЕленаУчебно-тематический план
« Современные технологии развития художественных способностей одаренных детей в ДОУ»
Цель: создать условия для полноценного проявления и развития личностных качеств слушателей в разработке системы работы по развитию художественных способностей одаренных детей в ДОУ