Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс
Цели урока : - Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.
- развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,
- сформировать научное мировоззрение.
Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.
Тип урока : комбинированный.
План урока
№
|
Этап урока |
Время |
Методы и приемы |
1 |
Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний. |
8 мин. |
Устный опрос |
2 |
Демонстрации |
5мин. |
Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации |
3 |
Изучение нового материала |
15 -20 мин. |
Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта |
4 |
Закрепление нового материала |
10 - 15 мин. |
Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях |
5 |
Домашнее задание |
1 - 2 мин. |
Записи на доске и в дневниках |
ХОД УРОКА
- 1.Актуализация опорных знаний
После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам:
- ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
- Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?
- Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?
- Приведите примеры инерции в природе и технике?
- Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?
- Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?
- Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?
- 2.Демонстрации
- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.
Результат: скорости тележек одинаковы.
- желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.
Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.
Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.
Вопрос к классу : Почему так происходит?
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Проведение демонстрации |
наблюдение |
Вопрос относительно результатов опытов |
анализ результатов опытов, вывод |
Запись вывода на доске |
запись вывода в тетради |
Создание проблемной ситуации |
попытка объясить проблемную ситуацию |
3. Изучение нового материала
Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.
Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)
Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.
Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.
Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :
m1/m2=υ2 ∕ υ1
Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.
Результат: монета падает в стакан.
Вопрос: объясните опыт.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Решение проблемной ситуации |
Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради |
Изложение нового материала (записи на доске) |
Записи в тетрадях |
Проведение опыта |
Анализ опыта и его результатов |
4. Закрепление нового материала
Решение задач
Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?
Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?
Вопрос на закрепление материала :
- Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?
- Почему боксеров объединяют в весовые категории?
- Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?
5. Домашнее задание
§ 20 упр.6 № 1-3
Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.