Get Adobe Flash player
Воскресенье, 23 Ноября 2014 10:02

Масса как мера инертности тела

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

 

Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс

 

Цели урока : - Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.

 - развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,  

 - сформировать научное мировоззрение.

 

Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.

 

Тип урока : комбинированный.              

План урока

 

Этап урока

Время

Методы и приемы

1

Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний.

  8 мин.

Устный опрос

2

Демонстрации

5мин.

Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации

3

Изучение нового материала

15 -20 мин.

Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта

4

Закрепление нового материала

10 - 15 мин.

Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях

5

Домашнее задание

1 - 2 мин.

Записи на доске и в дневниках

 

ХОД УРОКА

  1. 1.Актуализация опорных знаний

После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся    по следующим вопросам:

-        ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?

-        Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?

-        Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?

-        Приведите примеры инерции в природе и технике?

-        Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?

-        Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?

-        Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?

 

 

  1. 2.Демонстрации

- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.

Результат: скорости тележек одинаковы.

 - желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.

Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.

Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

Вопрос к классу : Почему так происходит?

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проведение демонстрации

наблюдение

Вопрос относительно результатов опытов

анализ результатов опытов, вывод

Запись вывода на доске

запись вывода в тетради

Создание проблемной ситуации

попытка объясить проблемную ситуацию

 

3. Изучение нового материала

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

 

Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)

Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.

 

Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.

Вводится условное единица массы  измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :

m1/m22 ∕ υ1

 

Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.

Результат: монета падает в стакан.

Вопрос: объясните опыт.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Решение проблемной ситуации

Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради

Изложение нового материала (записи на доске)

Записи в тетрадях

Проведение опыта

Анализ опыта и его результатов

 

 

4. Закрепление нового материала

Решение задач

 

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

 

Задача 2.  Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

 

Вопрос на закрепление материала :

-        Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?

-        Почему боксеров объединяют в весовые категории?

-        Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?

 

5. Домашнее задание

§ 20    упр.6  № 1-3

Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.

Прочитано 3115 раз Последнее изменение Среда, 03 Декабря 2014 17:19
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии