Тема: «Звук «о».
Цель:
1. Уточнить звукопроизношение звука [о].
2. Учить выделять звук[о] из состава слова в ударной позиции.
3. Обучать звуковому анализу ряда гласных звуков.
4. Упражнять в употреблении несклоняемого существительного пальто.
5. Развивать интонационную выразительность речи
6. Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование. Предметные картинки, символ звука [о], зеркала, схема для анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы, «листья» с картинками.
Конспект занятия
Организационный момент.
Узнайте по губам, что я произнесла: а, у, ау, уа,…
Основная часть.
1. Знакомство со звуком [о].
Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
Какой первый звук в слове осень?
Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед.) Произнесите звук[о].
Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произнося звук [о].
Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [о]. Делают вывод: Звук [о] гласный.
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным»
Дети стоят около столов в пол-оборота. Руки опущены вниз, округло соединены. Услышав звук [о], дети разводят руки вниз в стороны, поднимают вверх и округло соединяют над головой, произнося: «О-о-о»
-Выделение звука [о] из ряда гласных: о, а, у, о, и, э, о,…
-Выделение звука [о] из ряда слогов: ох, ам, ук, по, на, фо,..
-Выделение звука [о] из состава слова: осень, листья, ветер, дождь, пальто, тучи, зонт, овощи,..
Звук [о] очень любит осень. Рассмотрите картину осени. Назовите предметы, в которых есть звук [о]. (Облако, дождь, дом, окно, забор, дорога, дупло, зонт, пальто, ботинки, кот, осень).
3. Физминутка.
Все лето листики грелись на солнышке, загорали, пожелтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем».
(Выполнение движений с речевым сопровождением).
Мы – листики осенние.
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились полетели
И на землю снова сели.
4. Выделение звука [о] из состава слова.
Ослик вышел огород за овощами.
Ослик очень огорчен.
Со звуком [о] он не знаком.
Кто же ослику поможет –
Овощи в ведро положит
Помнить надо вам одно –
Овощи со звуком [о].
(Дети называют овощи: кабачок, помидор, картофель, чеснок, патиссон).
5. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Оставил ослик в огороде капусту. А мы ее засолим на зиму.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
6. Звуковой анализ.
Обозначение места звука в словах: Овощи, пальто, зонт.
7. Упражнение в употреблении несклоняемого существительного «пальто».
Ослик - упрямое животное. Упрется и с места не сойдет. Есть и слова «упрямые». Вот слово пальто. Не хочет изменяться. Всегда звучит одинаково: на конце с гласным [о].
(Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы).
-Что купили Толе? (Пальто.)
-Чему рад Толя? (Пальто.)
-О чем рассказывает? (Пальто.)
-Что делает Толя? (Пришивает пуговицу к пальто.)
8. Итог.
(На ковре лежат листья трех цветов. На обороте листочка – картинка. На красных листьях – звук[о] в начале слова, на желтых – в середине слова, на зеленых – в конце.)
Осенний ветер сорвал эти листья с дерева. А мы соберем из них букеты. В первый букет соберем листья со звуком [о] в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Получаются букеты из листьев одного цвета.