Повышения качества знаний учащихся нетрадиционными методами
Автор Владислав ЮрьевичПовышения качества знаний учащихся нетрадиционными методами
Учебная мотивация школьника может быть разной, в зависимости от его возраста, друзей, домашнего окружения, доверия к учителю... Чаще всего, ребенок слышит: учись, так надо, а почему надо, никто не объясняет. Но если ребенка мотивировать и заинтересовывать учебным процессом, то результат будет заметно лучше.
Как точно отметила психолог А. К. Маркова, мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). (Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983).
Учитель не должен просто констатировать факт, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить причину, почему так происходит, почему он не хочет учиться. Для этого нужно выявить, какие стороны мотивации у него не сформированы, кто в этом виноват. Задача учителя - помочь ученику так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению обязательно появилась.
Зная, какие потребности свойственны школьнику того или иного возраста, можно сформировать основные принципы учебной мотивации для него.
Мотивация учащихся – очень серьезная проблема современной школы. Это относится ко всем предметам, в том числе и к истории и обществознанию. Без знания отечественной истории и процессов, происходящих вокруг человека (то, что изучает обществознание), не воспитать достойного гражданина своей страны, следовательно, детей нужно мотивировать, повышать у них интерес к изучению данных предметов. Мне кажется, что надеяться на то, что ученик и так мотивирован, потому что он учится в школе, потому что нужно достойно ее закончить и поступить учиться дальше, не стоит. Нужно учителю ежедневно кропотливо работать над мотивацией. Нужно помочь понять ребенку, что учиться необходимо, что знания – не просто набор фактического материала, но и источник жизни, без которого не обойтись в современном мире.
В младшем школьном возрасте на первом плане базовые потребности, поэтому получение материального вознаграждения за хорошую успеваемость – это действенная учебная мотивация для младшего школьника. Например, можно награждать ребенка грамотой, похвальной записью в дневник, маленькими сувенирчиками за хорошие отметки в течение недели. Ребенку этого возраста важно, что награду можно пощупать, осязать, показать друзьям, родителям.
В среднем и старшем звене обучения материальная заинтересованность постепенно исчезает. В это время начинает формироваться потребность более высокого уровня – потребность в самоуважении и самореализации. Теперь ребенок готов учиться еще и потому, что хочет уважать себя, развиваться, реализовать свой потенциал. Ребенок “вырастает” в собственных глазах, в глазах одноклассников, если справляется со сложной задачей, правильно отвечает на уроке, выполняет дополнительные задания, участвует во внеурочных мероприятиях, защищает честь класса и школы на олимпиадах и других предметных мероприятиях. Видя такой результат, школьник больше занимается и, как результат, начинает получать удовольствие от самого процесса обучения. Ему нравится продумывать различные варианты решения поставленных задач, нравится правильно отвечать на вопросы дополнительных заданий, видеть, что он может многое сделать сам.
Задача учителя – правильно почувствовать потребности ребенка в тот или иной период и руководствоваться ими для мотивации в учебе.
Очень важно, чтобы учиться было бы интересно. Необходимо в начале каждого урока ставить конкретные задачи перед детьми, заинтересовать новой темой, чтобы добиться максимальной эффективности работы школьников. Каждый ученик должен понять, зачем ему это нужно знать.
Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, используемы учителем на уроке. Самым эффективным приемом остается увлекательный эмоциональный рассказ учителя. Можно при этом использовать занимательные вопросы, ответы на которые ученики должны дать в конце урока.
В качестве мотивации нужно найти соприкосновения изучаемой темы урока с современными событиями. Например, история олимпийских игр и Олимпиада в Сочи. Весь предолимпийский сезон был посвящен углубленному изучению истории спорта, олимпийских игр, биографии выдающихся спортсменов. В школах города, а потом и на городском уровне проводились ученические дебаты, в том числе и по Олимпиаде. Вообще, форма дебатов оказалась хорошим стимулом для повышения эффективности обучения на уроках естествознания. По теме дебатов (не только по Олимпиаде) заранее вырабатывался круг вопросов, которые дети готовили дома, а потом с ними выступали на уроках. За лучшие ответы ставились баллы, которые подсчитывались в конце четверти и конвертировались в оценку, способную повлиять на итоговую четвертную. Из самых сильных учеников была составлена команда, которая представляла школу в общегородских дебатах. Команда заняла 3 место.
В последние месяцы актуальны вопросы, связанные с событиям на Украине. Естественно, что многие темы по истории России, так или иначе, связаны с Россией, Украиной, странами ЕС. Дети должны понять, как важно знать свою историю, правовые документы (например, право народа на самоопределение, проведение референдума, основы конституции и др.), технологию информационной войны и т. п.
Или тема выборов. Хорошим стимулом стал общегородской конкурс-наказ депутатам. Сначала конкурс был проведен между учениками отдельных классов, потом – между классами. Последний этап – выявление трех лучших работ и отправка этих работ в городскую избирательную комиссию. Участникам и победителям – баллы, которые учтутся при годовой оценке после подведения итогов.
Иногда заинтересовать темой помогает демонстрация картин известных художников. Например, картина В. И. Сурикова “Боярыня Морозова” или “Утро стрелецкой казни”. Задаем проблемный вопрос, какой переломный момент в истории русского народа изобразил художник? После объяснения темы возвращаемся к картине Сурикова. Какова реакция людей на происходящие в стране реформы Петра I? Вспомните переломные моменты в жизни современной России?.
Фактором неожиданности выступают веселые карикатуры. На слайдах показываем карикатуры времен, например, НЭПА или гражданской войны и просим самих учеников определить тему урока. В конце урока дети устанавливают, как карикатура связана с темой урока.
Безотказным приемом активизации работы в классе являются просмотры эпизодов документальных и художественных фильмом. Так, во время изучения тем о Великой Отечественной войне школьники средних и старших классов с особым интересом и неподдельными эмоциями смотрели отрывки из документальных фильмов “Блокада”, “Пионеры-герои”, “День победы”, а также художественных фильмов “Сталинградская битва”, “Брестская крепость”, “А зори здесь тихие”. Обычно после таких уроков дети сами дома досматривают фильмы до конца и делятся своими впечатлениями, просят подсказать другие интересные фильмы и книги о войне. Опять же за дополнительную работу учитель насчитывает рейтинговые баллы. Это дополнительная мотивация по углубленному изучению предмета.
Большой интерес ученики проявили при демонстрации денег разных эпох. Например, при изучении раздела “Россия в век Екатерины II” детям были показаны бумажные “катеньки” и медные монеты 18 века. Школьники с большим вниманием слушали рассказ учителя о времени правления Екатерины II, многие пожелали выступить с небольшими докладами, двое приготовили презентации по предложенным вопросам. Лучшим оказался доклад о товарно-денежных отношениях во второй половине 18 века. Оценка – 10 баллов по 10-бальной системе.
На некоторых уроках полезно небольшую часть времени (10-15 мин.) отвести для выступлений учащихся с докладами, рефератами, проектами, презентациями, эссе, кроссвордами, то есть, использовать проективную методику. При этом оценки ставит не только учитель, но и друзья-слушатели. Кроме углубленной проработки конкретной темы, авторы проектов учатся культуре речи, ораторскому мастерству, контактности, умению вести дискуссию. В начале учебного года предлагаются темы для проектов по количеству учеников в классе. Темы должны быть связаны с изучаемым материалом. Например, “Рыцарский турнир”, “В замке феодала”, “Средневековая церковь” и другие темы для 6 класса. Форма работы – на выбор учеников. Нужно распределить время так, чтобы в течение учебного года могли выступить все дети. Заранее их надо познакомить с критериями оценки: полнота раскрытия темы, убедительность, ясная речь, степень самостоятельности, объем работы. За каждый показатель начисляются баллы, которые потом суммируются и переводятся в рейтинговую оценку. Баллами можно оценить и активность слушателей. Так традиционное изучение материала вслед за учителем дополняется практической работой самого ученика. Такой вид работы очень популярен в школах США, но злоупотреблять им не стоит, чтобы не “увести” школьника в одну узкую тему и не снизить этим общий уровень знаний. Достаточно, если каждый учащийся выполнит по одному проекту в год. Составляя проект, ученик приучается к планированию времени, необходимому для его подготовки, к самодисциплине и самоконтролю.
Учиться должно быть интересно, а чтобы было интересно, нужно ученику знать, зачем же нужно учиться. Как видим, мотивация и заинтересованность неразрывно связаны между собой.
Хочется завершить свое выступление словами известного психолога, педагога Льва Семеновича Выготского (1896 – 1934):
Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика
нет желания учиться.
Л.Выготский