ВУЗы и СУЗы (10)
Перед написанием материала прочтите инструкцию .
СМЕХ И УЖАС КАК ДОМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ ГЕРОЕВ РАССКАЗОВ Ю. В. МАМЛЕЕВА
Автор Светлана СергеевнаСМЕХ И УЖАС КАК ДОМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
БЫТИЯ ГЕРОЕВ РАССКАЗОВ Ю. В. МАМЛЕЕВА
Изображение некоторых «предельных» эмоций, например, смех, хохота как проявлений безудержного веселья, страха, в творчестве Ю. В. Мамлеева имеет концептуальное значение, будучи тесно связанным с философской основой произведений автора. Как основатель метафизического реализма в литературе, Ю. В. Мамлеев с переживанием данных эмоциональных состояний связывал момент духовного «прорыва» человека к экзистенциальному бытию, к обнаружению в себе Божественной искры, трансцендентного Я, не ограниченного ни телесными, ни социальными рамками. Открывший в себе Космос, бывший обыватель духовно «преображается»: меняются его представления о смысле жизни, ценностях, он словно оказывается в параллельной реальности, где все иное, поскольку соотносится с иной аксиологической шкалой, устремленной в Вечное, Бездну. Для других же он становится «странным», непривычно реагирующим на внешние воздействия и живущим какой-то своей, особенной жизнью.
Как правило, духовный «прорыв» героя осуществляется путем осознания и преодоления различных рамок, в силу различных причин ограничивающих бытие человека – телесных, социальных, разумных – и изображается путем создания в художественном пространстве произведений соответствующих «реальностей», противополагающихся объективной: телесной (часть тела человека начинает жить самостоятельной жизнью), социальной (человек начинает вести себя вопреки социальным нормам, нарушая грани «привычного», а потому дозволенного в обществе), разумной (особую ценность приобретают сновидения и другой интуитивный опыт). Так возникает «многомирие» мамлеевской прозы, имеющее философские начала. Своеобразной «приметой» такого духовного «прорыва» в Бездну, к осознанию в себе Божественной искры, Божественного начала является необычное поведение и мироощущение человека, в том числе его эмоциональные переживания: ведь то, что начинает с ним происходить, необычно и странно для него, а потому вызывает целый спектр «предельных» эмоциональных состояний. Прежде всего к ним относится ужас, сопутствующий открытию в себе трансцендентного начала, чего-то нового, непознанного, неизведанного, а также безудержное веселье, сопровождающееся смехом, хохотом и знаменующее переход от «обычного» к «необычному» самосознанию индивида. В рамках данной статьи остановимся на рассмотрении данных эмоциональных состояний героев рассказов Ю. В. Мамлеева подробнее.
Ужас – весьма значимый для мамлеевских героев модус самоощущения, поскольку практически всегда «прозрению», т. е. обнаружению онтологической несвободы собственного духа, Абсолюта, трансцендентного Я, нередко сопутствует именно ужас. На это указывает и сам автор. При этом, говоря об ужасе в собственных произведениях, Ю. В. Мамлеев в одной из лекций, прочитанных в дугинском «Новом университете», выделил несколько его типов.
Первый вид ужаса, по Ю. В. Мамлееву, связан с индивидуальным бытием человека, с тем, как человек понимает себя, когда задает себе вопрос: «кто я?» Когда этот вопрос обращен внутрь и человек видит не свою глубинную суть, а свою маску, свое тело, свое «эго», – человек ужасается. В качестве иллюстрации данного наблюдения можно привести рассказ «Ваня Кирпичиков в ванной», где герой убегает и прячется от собственного тела, боясь, как бы оно «еще не кинулось, не придушило меня, ненормальное...» [2, с. 160]. Похожий пример встречаем в другом рассказе – «Нога», герой которого постепенно начал обожествлять свою ногу, относится к ней настолько благоговейно, что это нередко ему внушало ужас сродни тому, который испытывает, например, верующий у святыни или влюбленный рядом с предметом своего обожания: «Ухаживание за ногой заполняло почти все основное время Савелия. Он одевал ногу в шелк, холил ее мазями, духами, хотя остальная часть тела была, как правило, не в меру грязна. Зато нога блаженствовала, как женщина. Вряд ли у Марии Антуанетты, когда ей отрубали голову, была такая выхоленная нога. Больше всего Савелий боялся причинить ей не то что боль (при мысли о боли он коченел от ужаса), а хотя бы маленькую неприятность. Очень тяжело было вставать по утрам; Савелий долго и самозабвенно гладил и вынеживал ногу, глядя на нее в зеркало, чтобы смягчить первое прикосновение к грубому полу» [2, с. 202]. Постоянный ужас перед ногой, возымевшей такое большое значение для героя, приводит к актуализации целого спектра других, но смежных с ужасом эмоций и чувств – наслаждения, страха, жалости и т. д.: «Каждое подобное касание отзывалось в его сердце мучительной, почти мистической болью, но все же с течением времени он научился переводить боль в наслаждение. Безумный страх за ногу заставлял его останавливаться на улице, среди людей и машин, бежать от всего в угол, в припадке жалости целовать и ласкать ее. Даже сидеть он не мог без дрожи и слез за свою любимую. Ветерок на пляже, если он был чересчур быстр, заставлял его морщиться и укрывать ногу в тихий закуток. Только бы не было страданий для того, кого любишь!!» [2, с. 202]. Описание таких разнообразных эмоциональных состояний, вызванных обожествлением героем собственной ноги, помимо философских оснований, безусловно, наделено и социально-критическим пафосом: налицо духовная нищета мамлеевского героя (а – шире – и современника вообще), который пришел к прозрению, но духовная значимость такого «прорыва» остается под вопросом.
Второй вид ужаса – шок, приводящий к пониманию того, что «так не может быть!». Данный вид ужаса описан в рассказе «Жених». Женщина, потерявшая маленькую дочь, говорит, «съежившись на корточках у икон»: «Господи, не может быть так жизнь устроена, чтобы один человек был причиной погибели другого, не может. Ваня не убивец, хоть и убивал. Он только прикоснулся к Надюше, связался с ней раз и навсегда. Тайна, Господи, их связала. Теперь для меня что Ваня, что Надюша. Ваня не убивец, а жених, воистину жених будущий» [2, с. 112]. (Речь идет о водителе автомобиля, сбившем девочку.) По мнению Ю. В. Мамлеева, на героиню рассказа «ужас действует как шок и ведет ее к неожиданному озарению – к пониманию того, что «так не может быть» («Не может один человек быть причиной погибели другого»)» [1, с. 116].
По замечанию Ю. В. Мамлеева, «сакральное открывается человеку в единственном чувстве – в чувстве ужаса» [1, с. 116]. Столкновение с тем, что предшествует индивидууму, вызывает у него чувство ужаса. Отсюда религиозное понимание страха Божьего как главной человеческой добродетели. Сакральное – это не просто нечто более совершенное, чем мы. Это то, что нас просто отменяет. Таким образом, Ю. В. Мамлеев «роет проход» через ужас к сакральному. Задача ужаса в его рассказах – разрушить представление о стабильности и наивном комфорте «этой жизни», осознать всю ограниченность человеческого духа. Буквально свести человека с ума – уничтожить его ум и рассудок, поскольку ум является препятствием на пути к истинной духовной реализации.
Данный вид страха весьма характерен и для героев поздних рассказов Ю. В. Мамлеева, сталкивающихся с потусторонней реальностью в виде оживших мертвецов, как это происходит, например, в рассказе «Валюта». «Знак легкого привета из бездны» превращается в потустороннее существо – тихого старичка, с виду обыкновенного, но лица которого разглядеть невозможно, он сочетает в себе фантом и реальность. Колдун, шаман, маг – инициатор тайных превращений, вызывает у персонажа чудовищный страх, «застрах», «сверхстрах». За страхом приходит холодный надчеловеческий зов, но стоящий вне добра и зла: «Соня испугалась. – Из того гроба я, – сурово сказал старик, указывая на тот самый пахнущий гроб. Супруги онемели. – Мой гроб это. Я его с собой заберу. И старик тяжело направился к гробу. – Чужие гробы не надо трогать! – жестко проговорил он и, взглянув на супругов, помахал большим черным пальцем. Палец был живее его головы. Потом обернулся и опять таким же сырым, но пронизывающим взглядом осмотрел чету. – Детки мои, что вы приуныли-то? – вдруг по-столетнему шушукнул он. – Идите, идите ко мне... Садитеся за стол. Я вам такое расскажу...» [2, с. 271].
В рассказе «Дорога в бездну» переживание ужаса также сопутствует появлению иной реальности: «Это возникло внезапно, словно в нем открылись другие, нечеловеческие уже слух и зрение, или «шестое» чувство, и он просто увидел, что рядом с нашей реальностью появилась другая, а он ее «видит» и «слышит». Сначала это был просто намек, вольно абстрактный, возникло какое-поле, точнее, «облако» и в нем безликий космос в миниатюре (как на фотографии метагалактики), словно отражение иного мира, собранное в горсть… И с этим облаком, несмотря на всю его абстрактность, а может быть, именно благодаря ей в его душу и тело во ужас, так что выступили капли пота, может быть, даже внутри» [2, с. 215]. Но ужас и чудовище, которое обитает в нем, подавляются огромностью происходящего.
Нередко, особенно в поздних рассказах Ю. В. Мамлеева, причиной возникновения постоянного ощущения трансцендентного ужаса перед онтологически необъяснимым является трансцендентное одиночество. Этот «ужас, ведущий в бездну», описан в рассказе «Чарли». Герой рассказа – некто по имени Крэк – на улицах Нью-Йорка сталкивается с агрессивным «иным». «Иной» начинает преследовать Крэка. И вдруг Крэк видит на улице фигуру, похожую на человеческую, но которую он не в состоянии описать – «глаз мутанта, марсианина тускло глядел на него, рта вообще не было... остальное нельзя было выразить» [2, с. 272]. Спасаясь от преследователя, Крэк бросается в объятия «марсианина» с криком: «Мой друг, мой друг, наконец-то я тебя встретил!» [2, с. 273]. Потенциальный убийца удивляется: «Ты знаешь Чарли? Ты друг самого Чарли! Ты друг Чарли!» – прячет нож и уходит.
Этот эпизод, по указанию Ю. В. Мамлеева, одновременно демонстрирует два вида ужаса: один обычный, с которым иногда сталкивается любой человек (страх перед убийцей с ножом), и другой – ужас перед неизвестным и необъяснимым. Герой рассказа, спасаясь от мелкого ужаса жизни, «ныряет» в гораздо более сильный трансцендентный ужас перед онтологически необъяснимым. При этом трансцендентный ужас может, подобно шоку, вести человека к «просветлению», а может, напротив, вести в погибель (что, собственно, и происходит с героем рассказа «Чарли»). Но только этот ужас, ведущий в бездну, может быть с полным правом назван сакральным. Интересно отметить, что само слово «сакральный» этимологически обозначает «нечто священное, вызывающее ужас».
Противоположным по модусу, но равным по силе в художественной практике Ю. В. Мамлеева является эмоциональное состояние безудержного веселья, проявлением которого становятся такие физиологические действия, как смех и хохот. Смех и хохот, столь часто встречающиеся в произведениях Ю. В. Мамлеева, можно расценивать в качестве естественной реакции героев на происходящие с ними метаморфозы метафизического характера. Смех, хохот, постепенно переходящие в истерику, служат для того, «чтоб скрыть ужас иного восприятия реальности» [2, с. 216]. В качестве примера можно обратиться к рассказу «Удалой». Его главный герой, Саша Курьев, ничем особенным не отличается, кроме того, что за закрытой дверью своей коммуналки поет какую-то страшную песню. Жители коммуналки (по выражению одной из них, «твари сноподобные» [2, с. 209]) становятся свидетелями его превращений. Первый признак безумия Саши – глаза, горящие мутным огнем. Он втягивает всех в свое безумие: Таня Сумеречная была «на грани распада» [2, с. 210], Варвара поверила, что она умерла, малышка Катя стала веселиться.
Однако можно отметить и другую функцию безудержного веселья и сопутствующих ему смеха и хохота – служить признаком неведомого, трансцендентального мира, на что указывала в своем исследовании Г. Л. Нефагина [3]. В данной функции такие эмоциональные проявления, как смех и хохот, нередко наделяются эпитетами жуткий, нечеловеческий, потусторонний, сочетаясь с общей атмосферой экзистенциального ужаса, столь свойственного героям Ю. В. Мамлеева («Из зеркала, которое стало получерным, как будто высовывались потусторонние щупальца, из его великой глубины раздавался хохот, оттуда все время кто-то вываливался, темный и бесформенный, тут же растворяясь в воздухе, и... хохот, хохот, хохот. Точно невидимый мир теперь отражался в этом зеркальном пространстве, выходя из него в наш мир» [Цит. по: 3, с. 185]). Так эмоциональное бытие героев приобретает достаточную целостность, органично сочетаясь с философской основой мамлеевского повествования.
Как видим, такие эмоциональные состояния героев рассказов Ю. В. Мамлеева, как состояние ужаса и безудержного веселья, проявляющегося в смехе, хохоте, обнаруживают тесную связь с концептуальной основой произведений автора, метафорически изображают духовный «прорыв», прозрение персонажа и осознание им трансцендентного Божественного начала, неизбежно пугающего и заставляющего пренебрегать в своем поведении социальными нормами, воплощением чего и служат безудержный смех и хохот, а также другие, сопряженные с ними физические действия (например, танец).
Список использованных источников
- Мамлеев, Ю. В. Судьба бытия / Ю. В. Мамлеев. – М. : Эннеагон, 2006. – 272 с.
- Мамлеев, Ю. В. Черное зеркало : циклы / Ю. В. Мамлеев. – М. : Вагриус, 1999. – 304 с.
- Нефагина, Г. Л. Метафизика бытия в творчестве Ю. Мамлеева / Г. Л. Нефагина // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Современная русская литература : проблемы изучения и преподавания». – 2003. – Вып. 1. – С. 181-193.
Система реанимационных мероприятий по Сафару
Автор Бикбаева Вера МаксимовнаРеанимация проводится по системе Сафара, принятой всеми странами мира.
Вся система состоит из трёх стадий реанимационных мероприятий, каждая стадия подразделяется на 3 этапа.
I стадия. Простейшая сердечно-лёгочная реанимация (проводится теми, кто оказался рядом с пострадавшим).
Этап А - подготовка дыхательных путей
Корригирующие упражнения при сколиозах на уроках в медицинских группах.
Автор ВалентинаИгровые корригирующие упражнения при грудном и поясничных сколиозах на уроках в специальных медицинских группах.
vУчастники делятся на 2 равные команды.
1.«Перестрелка». Каждая команда делится еще пополам. Игроки обеих команд выстраиваются по обе стороны сетки в колонны по одному. У первых номеров теннисные мячи. По сигналу первые номера бросают мяч одной рукой со стороны вогнутости грудного сколиоза на другую сторону сетки своей команды. Игрок на другой стороне ловит мяч и передает его назад через сетку следующему игроку и т. д. Выигрывает та команда, у которой меньше потерь. Расстояние от игроков до сетки 4 -5 метров.
"Функция. Функцияның ұғымы" бинарный урок по информатике и математике
Автор Куралай Нуртаева МуратовнаПәні:Математика, алгоритмдеу және бағдарламалау негіздері
Топ: ПОВТ-21 тобы
Күні: 25.05.2015ж
Сабақ тақырыбы: «Функция. Функцияның ұғымы» кіріктірілген сабақ
Сабақ мақсаты:
Білімділік: Функция, функция ұғымы туралы жалпы түсінік беру; есептеу дағдыларын тереңдету. Компьютер құрылғылары, Турбо Паскаль программалау тілінжалпылау.
План-конспект урока учебной практики в группах 1 курса, обучающихся по профессии "Электромонтер по ремонту и монтажу оборудования"
Тема программы учебной практики №3: Монтаж и ремонт осветительных электроустановок.
Тема урока: Монтаж и ремонт светильников общего пользования
Тестовые задания по дисциплине "Обществознание"
Автор Кузьмина Ирина Михайловна
Тестовые задания
по дисциплине
«Обществознание»
Применение электронного практикума на практических занятиях по технической механике
Автор ЛюдмилаПрименение электронного практикума на практических занятиях по технической механике
Л.Д.Атаманенко, преподаватель
Информатизация образования в России направлена на насыщение образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» выдвигает требования к условиям реализации основной профессиональной программы обучения выпускников.
Разработка урока русского языка: "Фонетика. Орфоэпия. Графика."
Автор Пушкарёва Ксения ФёдоровнаТема:
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Цели:
- активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка
Задачи:
обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове;
ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Автор Бондаренко Наталья ЮрьевнаДля подготовки конкурентоспособного выпускника в условиях социального партнерства в колледже, перехода на качественно новое содержание профессионального образования необходимо обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда, что требует качественного изменения методической работы преподавателя. Главные изменения касаются, прежде всего, создания условий для саморазвивающейся личности студента с помощью гибких информационных технологий.
С 29 января по 1 февраля 2013 года в городе Казани пройдёт Третья Всероссийская студенческая фармацевтическая олимпиада. Цель мероприятия: найти новые перспективные кадры для отрасли, в которой сегодня наблюдается дефицит молодых сотрудников.
По словам генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)Виктора Дмитриева, в ближайшее время России потребуется около 3500 высококвалифицированных специалистов, подготовленных на международном уровне, для работы на фармпроизводстве. Однако сейчас обучение фармацевтических работников в российских вузах сводится в основном к подготовке сотрудников для аптек.
Наибольший дефицит кадров сегодня ощущается в исследовательской области, на производстве и в сфере обеспечения контроля качества. В России не готовят регуляторов фармпроизводства, работников узких отраслевых областей (например, специалистов со знанием не только медицины и фармацевтики, но и юриспруденции), занимающихся разработкой специализированной нормативно-правовой базы. Между тем в таких странах, как Германия и Австрия, опыт подготовки подобных специалистов есть, и он мог бы стать полезным для России.
Проводимая ассоциацией фармолимпиада позволяет не только помогать победителям находить достойную работу, но и, прежде всего, выявлять слабые стороны действующих образовательных стандартов и готовить на основе их анализа рекомендации.
«Наши предложения по решению проблемы подготовки кадров, озвученные 23 октября на совещании в Правительстве РФ по вопросу обсуждения государственной программы развития здравоохранения, приняты к рассмотрению, и мы надеемся, что они найдут отражение на практике», – сообщил Виктор Дмитриев.
Всероссийская студенческая фармацевтическая олимпиада 2013 года пройдёт при поддержке фармацевтических компаний «Р-Фарм», Sсhott, Stada CIS, «Никомед», «Петровакс Фарм» и Государственного совета Республики Татарстана.
Информационные партнёры: ГК «Ремедиум», «Новости GMP», «Московские аптеки», «ФармПерсонал», «Наука и технологии РФ», «Российская фармацевтика», журнал «Промышленное обозрение» (Украина), «Казахстанский фармацевтический вестник», «Профессиональные издания» (Беларусь).
Подробная информация размещена на сайте http://www.pharmolimp.ru.