Get Adobe Flash player
Среда, 19 Ноября 2014 19:11

Современные технологии развития художественных способностей одаренных детей в ДОУ

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Мастер-класс "Современные технологии развития художественных способностей одаренных детей  в ДОУ"

 

Содержание мастер-класса

1.Введение

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте, затем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности всей образовательной системы.

Категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высокими  общими интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и  конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  • Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Перед педагогами и родителями стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Детский сад должен взять курс на развитие способностей всех детей.

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения.

 Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Развивать творческие способности детей можно по-разному, в т.ч. средствами изобразительного искусства. ДОУ должен стать первой ступенью, на которой будет осуществляться диагностика и развитие одаренности и художественных способностей, раскрываться творческий потенциал каждого ребенка.

Для выявления художественных способностей и  одаренности у воспитанников в нашем ДОУ апробируются различные методы комлексной диагностики. В их числе:

- анкетирование воспитателей подготовительных групп по проблеме «Развитие художественных способностей и одаренности детей»;

- тестирование родителей воспитанников по проблеме «Способности вашего ребенка»;

- анкетирование родителей воспитанников по проблеме «Развитие способностей вашего ребенка»;

- анкетирование воспитателей подготовительных групп по проблеме «Роль воспитателей  в развитии художественных способностей и одаренности детей в период подготовки к школе».

Проводимая в ДОУ работа показала, что качество подготовки творчески одаренных  и способных детей возрастет при обязательном соблюдении следующих условий:

- реализация принципа индивидуализации и дифференциации по отношению к творчески одаренным и способным детям в процессе проведения занятий.

- обеспечение тесного взаимодействия воспитателей и родителей при решении проблемы развития художественных способностей  и одаренности у детей.

- разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей, одаренности и стимулированию творческой активности воспитанников средствами изобразительного искусства.

- подбор серии игр, упражнений, заданий творческого характера  для развития художественных способностей и одаренности у воспитанников средствами изобразительного искусства в условиях детского сада и в семье.


Перечень тем:

1 тема  «Теоретическая основа проблемы одаренности в дошкольном возрасте»

  • Кого считать одаренным?
  • Где и в чем проявляется одаренность (виды одаренности)?
  • Идентификация одаренных детей, формы проявления.
  • Качество подготовки творчески одаренных детей

2 тема «Основные приемы развития творческого воображения»

  • Определение основных приемов творческого воображения, которые могут способствовать развитию одаренности и художественных способностей
  • Алгоритм деятельности педагога по реализации развития художественных способностей
  • Домашнее задание: «Составление картотеки  игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»

3 тема «Проблемы и трудности в развитии творческости  детей»

  • Презентация «Картотеки  игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»
  • Взаимодействие с родителями
  • Материально - техническое обеспечение
  • Практическое задание: «Составление картотеки игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»

4 тема «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественных способностей детей»

  • Нетрадиционные техники рисования
  • мониторинг – фактор заинтересованности педагогов в результатах своего труда
  • Практическое занятие «Просмотр и анализ занятия по ИЗО с применением нетрадиционных техник  рисования» ДОУ №84
  • Домашнее задание «Создание банка данных нетрадиционных техник ИЗО»

5 тема « Стереотипы цветового восприятия»

  • Цветоведение
  • Практическое занятие: «Составление цветовой карты»

6 тема «Графика и живопись»

  • Разнообразие графических и живописных приемов
  • Музейная практика
  • Практическое задание: «Составление фантазийных заданий для развития воображения на занятиях ИЗО»

7   тема « Инновационные методы и приемы в проведении занятий по ИЗО – из опыта работы»

  • Сочетание и применение  различных методов и приемов  в проведении занятий по ИЗО
  • Просмотр и анализ занятия в ДОУ №84 «Уроки пальцеграфии»
  • Презентация  «Банка данных нетрадиционных техник ИЗО»
  1. 8тема  Итоговое занятие в виде защиты конспектов занятий на развитие художественных способностей
  • Защита конспектов занятий «Использование современных технологий развития художественных способностей


Список используемой литературы

  1. 1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-  2-е изд. Испр. И доп. –М.Мозаика-Синтез,2011
  2. 2.Методика определения уровня воображения. Психология от а до Я.-М.2000
  3. 3.Святкова О. Развиваем творческие способности.- М.: Изд-во Розовый слон, 2000.
  4. 4.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей – Ярославль: академия развития, 2001.
  5. 5.Лейтес Н.С. Психология одаренных  детей.- Москва, 1996.
  6. 6.Доровской А.И. сто советов по развитию одаренности детей. – Москва, 1997.
  7. 7.М.В. Водинская, М.С. Шапиро. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М,: Розовый слон,  2004
  8. 8.Вальдес Одриосола М.С. арттерапия в работе с детьми/ Психотерапевтические виды художественной деятельности. – М.- Владос. 2005
  9. 9.М.Н. Приезжая. Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми. Старший воспитатель. Март 2013
  10. 10.Выготский Л.С. Психология искусства.- М.. 1968
  11. 11.Доронова Т.Н. Развитие детей от 2 до 5 в изобразительной деятельности. – М. – Сфера, 2005
  12. 12.А.А. Некрасова. Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Старший воспитатель. Ноябрь 2009
  13. 13.www.kvazu.narod.ru
Прочитано 4306 раз Последнее изменение Пятница, 21 Ноября 2014 17:41
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии