Get Adobe Flash player

Тема:  

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Цели:

  • активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка

Задачи:

ž   обобщить знания о соотно­шении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове;

Тема 4

Лексика и  фразеология.

Цель: разграничить в сознании учащихся термины: лексика, лексическая система языка, лексикология; закрепить понятие о слове как основной единице лексики.

Задачи:

ž  повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка; навыки рассуждения, аргументирования отве­та;

ž  отработать навыки выделения главного в содержании текста;

ž  воспитывать в  учащихся лингвистически развитых личностей

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Опрос учащихся.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразео­логии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода че­ловеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».

2. Работа с учебником.

(Учащиеся читают определения, обращая внимание на про­исхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)

— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)

— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отли­чие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)

Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убе­дились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или са­мой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринима­ем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учеб­ника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает цент­ральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову  у носителей языка складывается такое особое отношение?

— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.

Итак, признаки слова:

1) значение — лексическое, грамматическое, словообразова­тельное, эмоциональное (или коннотативное);

2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);

3) воспроизводимость.

Все эти признаки характерны для слов любого языка.

3. Работа с типами системных отношений в лексике:

1) слова с противоположным значением и неодинаковым зву­чанием называются антонимами;

2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле на­зываются синонимами;

3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях на­зываются омонимами;

4) слова с близким звучанием, но разным значением называ­ются паронимами.

4. Упражнение на закрепление темы урока.

— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омо­нимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов.

Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искус­ный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, тру­долюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный ин­струмент) - горн (в кузнице).

Типы системных отношений в лексике

Омонимы

Паронимы

Синонимы

Антонимы

Запустить (ракету) —

запустить (учебу),

(крепкий) брак — брак

(в работе),

край (обрыва) —

край (область),

горн (музыкальный инструмент) — горн

кузнице)

Искусный — искусственный,

усвоить — освоить,

невежа — невежда,

глиняный - глинистый

Искусный — умелый,

доктор — врач,

горячий — жаркий,

дефект — недостаток,

ненастный — пасмурный

Мягкий – жесткий,

трудолюбие —лень,

взрослый — детский,

радость — грусть

 

Объяснительный диктант (не и ни с разными частями речи)

Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

— Обоснуйте выбор написания частицы: не или ни, слитно или раздельно.

— Какая особенность у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания? (Фразеологизмы.)

— Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые, неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.)

 

 Анализ текста

Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то) подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно пр..чесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк.. кривившимися не то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский.)

 

Задания к тексту:

1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение прилагательных длинный и тонкий.

3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия.

4. Подберите синонимы к слову невыразительный.

5. Слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кромы, что значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким рама — «рама, станина». Дайте толкование слова скромно (скромный) и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.

 

Ответы к заданиям:

1. Тут же сейчас же явился и защитник, знаменитый Фетюкович, и как бы какой-то подавленный гул пронесся в зале. Это был длинный, сухой человек, с длинными, тонкими ногами, с чрезвычайно длинными, бледными, тонкими пальцами, с обритым лицом, со скромно причесанными, довольно короткими волосами, с тонкими, изредка кривившимися не то насмешкой, не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было бы и приятным, если бы не глаза его, сами по себе небольшие и невыразительные, но до редкости близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

3. Физиономия, физиономика, физиогномика, физиономист, физиономический.

4. Невыразительный — маловыразительный, бесцветный, серый, тусклый, бледный, неяркий, безжизненный. (Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка.— М., 1989. С. 206).

5. Скромный — «не выходящий за рамки» — «тот, кто держит себя в рамках, не выходит за рамки дозволенного». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3.— СПб., 1996. С. 658, 659).

III. Итог урока. Рефлексия.

— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)

— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омони­мы и паронимы? (Используются мастерами слова при созда­нии текстов.)

Домашнее задание: конспект,

учеб. Под ред. Сабитова З.К, Жубуева Ф.Х. Русс. яз.

стр. 69 упр. 149