Васильев: студенты должны учиться в условиях жесткой конкуренции
Автор adminПо итогам мониторинга качества приема студентов, зачисленных в 2012 году по результатам ЕГЭ на бюджет в госвузы, проведенного РИА Новости и Высшей школой экономики НИУ ВШЭ по заказу Общественной палаты РФ, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) занял третье место в группе технических вузов. О том, нужно ли вузам сокращать набор ради привлечения наиболее талантливых студентов, в интервью РИА Новости рассказывает ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев.
- Владимир Николаевич, к вашему вузу был присоединен Санкт-Петербургский университет низкотемпературных и пищевых технологий, после чего средний балл абитуриентов там вырос на 6 единиц. За счет чего это произошло?
- Мы сократили набор на непопулярные направления - все, что связано с криогенной и холодильной техникой, приборостроением. Но в целом в ИТМО спектр направлений подготовки вырос, и мы с девятого места в рейтинге прошлого года перешли на третье.
Для привлечения абитуриентов серьезную роль играет статус национального исследовательского университета. Очень важна активная работа со школами - около 200 школ с нами сотрудничают. Мы традиционно проводим олимпиады по физике, математике и информатике, летние, осенне-весенние школы, есть заочная школа по информатике. Недавно мы создали интерактивный эксплуаториум - школьники в других регионах могли собирать роботов, выполнять разные другие технические задания. Естественно, это повлияло на привлечение иногородних - у нас сейчас всего 30% студентов из Питера.
- Подтверждают ли свои результаты победители олимпиад, которых вы зачисляете в обход ЕГЭ?
- Да, мы уже не первый год проводим мониторинг - по итогам двух первых сессий победители олимпиад имеют более высокие показатели, чем поступающие по ЕГЭ. И мы совершенно удовлетворены ситуацией с олимпиадами, у нас 25% студентов - их победители или призеры, для нас это очень хороший контингент.
- Мониторинг показал, что далеко не во всех национальных исследовательских университетах (НИУ) хороший набор. С чем это связано?
- Проблема в том, что самые престижные направления подготовки - это по-прежнему медицина и социально-экономические, там высокий средний балл, а национальные исследовательские университеты - в основном технические вузы.
Мониторинг показал, что выше всего результаты ЕГЭ у поступивших в медицинские вузы, но ведь биологию и химию в школах лучше учат, чем физику, и экзамены по ним проще сдавать. А у нас ключевой предмет - физика, преподавание физики в школах - «так себе», и сами результаты ЕГЭ по физике в стране в среднем ниже, чем по химии и биологии. Среди НИУ медицинский вуз только один.
Но у нас благодаря статусу НИУ не только имидж повысился. Расширились международные связи, появились новые учебно-научные лаборатории, установки, и все это, конечно, влияет на качество нашей работы.
- Минобрнауки планирует реструктуризацию вузовской сети, по вашему мнению, какие возможны пути?
- Закрытие вуза, где недостаточное качество образования, понижение статуса до техникума или присоединение к более сильному. Присоединять надо там, где это можно, а если нельзя - то либо закрывать, либо запрещать подготовку магистров. Пусть будет прикладной бакалавриат или даже академический.
- В чем была главная сложность присоединения вуза к ИТМО?
- В том, что у двух университетов - разная корпоративная культура, разные требования к студентам, преподавателям, разная организация учебного процесса - та, которая была в ИТМО, стала единой для всех. Но никаких конфликтов и скандалов у нас не было - рассказывали, разъясняли, не прессовали людей, не заставляли сливать кафедры. То, что разъяснения оказались успешными, - большой плюс.
Но объединение, конечно, сложный процесс, некоторые преподаватели ушли, потому что есть требования к кадровому составу НИУ, и ряд коллег им не соответствовал. Сокращение контрольных цифр по невостребованным направлениям было более болезненным решением - мы его приняли еще в декабре прошлого года. Понятно, что это ведет к сокращению занятости преподавателей - если нагрузки нет, людям приходится уходить или работать на неполную ставку. Но ученый совет осознано принял это решение, потому что нам нужно было сохранить ребят наиболее талантливых, мотивированных учиться по нашему профилю. Только так можно обеспечить конкурентную среду, а отсутствие конкуренции студентов развращает. Лучше уж пусть пожертвовать нагрузкой преподавателей.
Я считаю, всем вузам так надо делать - не стоит этого стесняться, мы же студентов учим, а не преподавателей рабочими местами обеспечиваем. А студенты должны быть способными, а не абы какими. Образование - это всегда конкуренция. Если кто-то по-другому думает, то мне это непонятно.
Подготовила Екатерина Рылько, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости
Читайте далее: http://ria.ru/edu_analysis/20120910/746906545.html#ixzz26SXdTsuU