Человек подобен дроби: числитель — то, что он есть, знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Лев Николаевич Толстой
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ
Процесс образования и воспитания неразрывно связан с умением учеником оценивать свои возможности.
“Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто”.[1]От того, как ребенок воспринимает и оценивает себя, зависит его успехи и неудачи. Задача учителя ненавязчиво поднимать самооценку своих учеников. Эту возможность он имеет на своих уроках, в частности, на уроках истории и обществознании, моделируя благоприятные ситуации для раскрытия как скрытых, так и видимых возможностей ребенка.
В классе бывают разные дети. Одни раскрепощенные, считающие себя лидерами, думающие, что они все знают, все умеют и все могут. У них часто завышенная самооценка, сформированная, как правило, семьей. Другие же, зажатые тихони, из которых трудно вытянуть даже слово. На занятиях, при определенном подходе, помогающем им раскрыться, они оказываются смышлеными, способными детьми, но с заниженной самооценкой. Как точно заметил советский и русский философ Александр Георгиевич Спиркин, “Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки”.[2] Со сформированной самооценкой малыш не рождается. Чтобы человек адекватно оценивал себя и окружающий его мир, этому нужно учить и учиться самому многие годы, если не всю жизнь.
На уроках очень важно помочь детям раскрыть свои возможность, показать, что они смогут освоить материал, научатся его излагать, выступая с места или перед всем классом. Нужно научить верить в свои силы и возможности, что как раз и является основным компонентом самооценки. Учитель сразу замечает учащихся с заниженной и завышенной самооценкой. Детям с заниженной самооценкой необходимо давать индивидуальные занятия, хвалить за малейший успех. Эффективной формой деятельности ученика является объективная коллективная оценка. Если учитель лично поставил двойку или пятерку, то ученику приходится просто смириться с этим. Он, анализируя полученную оценку, начинает приписывать себе определения: “я плохой”, “я неуч”, “я неспособный”. Или “я самый умный”, “я самый способный”. Когда ответ или выполненное задание могут оценивать одноклассники, при этом обязательно поясняя ее, тогда ребенок начинает понимать, что сегодня оценивают его, а завтра он сам так же будет давать оценку другим. Повышается его самооценка: я могу, я смогу. Таким образом, осуществляется самоконтроль личности и одновременно наблюдение за тем, как поступают другие. Навыки коллективной работы повышают значимость оценки, желание стать лучше не только в глазах учителя, но и всего класса.
Детям, особенно подросткам, трудно контролировать и оценивать свое поведение. Понимание того, что многое зависит лично от тебя, а не от друзей и учителя, к подростку приходит постепенно. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь школьнику разобраться в самом себе, научить его контролировать свои эмоции, поведение, формировать личность. Умение анализировать свои поступки помогает избежать формирования комплекса неполноценности. Заниженная самооценка приводит к тревожности, чрезмерной самокритике, пессимизму, зависти, лени, а иногда и к агрессивности. Зачем учиться, если “я неспособный, никчемный, плохой человек”, - эти мысли укрепляются из года в год. Завышенная самооценка вредит становлению человека не меньше, чем заниженная. Она приводит к развитию самомнения, завышению своих заслуг, к эгоизму, к диктаторским замашкам. Школьники не понимают, что они неусидчивы, вспыльчивы или апатичны не потому, что они “плохие”, а потому что это связано с психологией и физиологией подросткового возраста. Если деликатно корректировать подобное поведение, не повышать на учащихся голос, отмечать малейшие успехи и с юмором относиться к неудачам, то через некоторое время успех обязательно придет. Сложнее с детьми, у которых завышенное самомнение. Их нужно “ставить на место”, показывать, что его сверстники не хуже. Такая работа требует большого терпения. Нельзя повышать голос, унижать, спорить. Это первоначальная задача хорошего педагога.
Развитая самооценка помогает ребенку познать самого себя, очерчивает границы поведенческих дозволенностей в среде сверстников и взрослых людей, повышает уровень ответственности за собственные поступки, четко показывает, что он знает, а чего нет.
Очень важно, чтобы школьники не только понимали необходимость учебы и хорошего поведения, но и думали о будущем, о том, что все это пригодится в дальнейшей жизни. Самооценка и навыки самопознания как раз в этом помогает разобраться.
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Самооценка
[2] Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов – Режим доступа: hppt://su-ltd.mylivepage.ru/file/2715/6351