Get Adobe Flash player
Четверг, 06 Сентября 2012 13:36

Яныкина: инновации не приносят больших доходов, зато улучшают имидж

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)

Три года назад был принят закон, разрешающий вузам и научно-исследовательским институтам создавать малые инновационные предприятия - в реестре Минобрнауки России их насчитывается около 1,5 тысяч. Какие условия необходимы для коммерциализации научных идей в вузах, в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра экспертизы проектов Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) Нина Яныкина.

 - Нина Олеговна, за три года в ИТМО было создано 25 малых предприятий. Для чего вообще вузу малый бизнес?

- Для того, чтобы внедрять на практике результаты научной работы, которые ведутся в исследовательском университете, - у нас это IT, робототехника. До принятия закона возможности использования разработок у нас были ограничены - и зачастую они лежали "мертвым грузом". А это вопрос и пополнения бюджета вуза, и развития экономики страны.

- Полторы тысячи инновационных предприятий при вузах и НИИ - много или мало?

- В 2010 году при вузах США и Канады действовало 3657 предприятий, причем с 1980 года, когда вышел аналогичный закон, было создано более 8 тысяч, то есть выжили и продолжили работу около половины. Мы же недавно вступили на этот путь, и показатели неплохие, динамика положительная: еще два года назад предприятий было около восьмисот.

Наиболее активны вузы Сибирского и Центрального федеральных округов. Например, Томская область по итогам прошлого года признана самым инновационным регионом страны, власти там поощряли малые предприятия при вузах и до принятия закона, хотя в несколько иных формах.

- Были предположения, что закон работать не будет...

- Одна из причин в том, что законодатели забыли прописать льготы по налогообложению и аренде, и это не позволяло предприятиям развернуться в полную силу. Но в 2010 году были внесены изменения в Налоговый кодекс об упрощенной системе их налогообложения и льготной ставке страховых взносов (14% вместо 34%) до 2018 года. В 2011 году вузам разрешили предоставлять своим предприятиям помещения без конкурсов и на льготных условиях на первые три года их работы. Хотя говорить об окончательном решении проблем преждевременно.

- Что мешает вузам продвигать на рынок свои инновационные разработки?

- В России хромает механизм привлечения инвесторов в вузы. Малое инновационное предприятие по закону как минимум на треть должно принадлежать университету, и ни продать, ни купить эту долю нельзя. Более того, инвестор не может передавать или продавать кому-то его разработки. Поэтому инвесторам нет смысла участвовать в проекте - и дорого, и рискованно. Да и вообще, риски в инновационном секторе выше, чем в сырьевом. Есть и другие проблемы, хотя государство все же стимулирует развитие сотрудничества предприятий и высшей школы - 58 вузов получили поддержку на развитие инновационной инфраструктуры по 219-му постановлению правительства.

- Если научная деятельность ориентирована на "продажу", на рынок, не приведет ли это к развитию прикладной науки в ущерб фундаментальной?

- Вся научная деятельность в мире делится на два вида: та, которая осуществляется по запросу рынка, и "чистая наука". Оба подхода не являются взаимоисключающими: наука развивается независимо от последующего применения. Говорить о потребностях рынка прямолинейно не стоит. Понятно, что на них нужно ориентироваться, и в основном предприятия при вузах работают на рынок, но часто заказы на ту или иную научную продукцию отсутствуют, и здесь роль государства нельзя недооценивать. Оно поддерживает малые предприятия через свои фонды, через субсидии Минэкономразвития и Минобрнауки. Малые инновационные предприятия НИУ ИТМО, например, уже третий год получают по конкурсу субсидии от Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.

- Какие условия должны быть созданы в вузе для развития малых предприятий?

- Во-первых, должна быть развита инфраструктура поддержки инновационной, предпринимательской деятельности. В ИТМО это бизнес-инкубаторы, акселератор (ускоренная программа для "выращивания" и "упаковки" стартап-проектов), отдел маркетинга, конкурсы научных студенческих работ и др.

Во-вторых, нужны квалифицированные кадры, способные сопровождать инновационную деятельность. Система охраны интеллектуальной собственности в российских вузах не очень развита: не хватает патентных поверенных и специалистов, способных оценить и сформулировать техническую сущность и экономические перспективы разработок.

В-третьих, вузам нужны средства - прежде всего, для патентования за рубежом своих разработок и продвижения их на международном рынке, по самым скромным подсчетам - от 30 тысяч рублей на один объект патентования.

И важна заинтересованность университета. Инновационная деятельность не приносит грандиозных доходов, но зато влияет на имидж, расширяет возможности выпускников в организации собственного бизнеса. В этом году 24 выпускника магистерского корпоративного факультета ИТМО, где готовят управленцев для высокотехнологичных отраслей, создали 12 предприятий, 1 из них - в Кремниевой долине.

Одно из главных условий развития инновационной сферы - приток в вузы талантливых абитуриентов. Не случайно более 90% малых предприятий создано не при НИИ, а при вузах, где много молодежи, и такой формат ей интересен.

Ольга Дашковская, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости



Читайте далее: http://ria.ru/edu_analysis/20120904/742823030.html#ixzz25gWBCHOS

 

Прочитано 3537 раз Последнее изменение Четверг, 20 Сентября 2012 15:32
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Свежие новости

Образование - новости среднего, высшего образования.
сайт освещает основные события в сфере образования

Новости Минобразования и науки

Новости образования - портал "Российское образование"
Новости федерального образовательного портала www.edu.ru

поиск

Навигация

Вы находитесь здесь:Новости образования»Яныкина: инновации не приносят больших доходов, зато улучшают имидж

Регистрация

Пользователи

Нужен ли российскому образованию ЕГЭ?
 
Какая по вашему мнению система тестирования лучше?