Проблема конфликта подростка и взрослого. Пути гармонизации отношений.
Автор АлександраПроблема конфликта подростка и взрослого. Пути гармонизации отношений.
Подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов в жизни каждого ребенка. Так как именно в этот период формируется личность ребенка.
Семья, школьный класс, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение подростка и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения подростка, называют институтами социализации.
Наиболее влиятельные институты - семья, школа (школьный класс). В каждом из этих институтов индивид, а в нашем случае подросток, получает и передает информацию, устанавливает контакты посредством общения. А развитое социальное общение предполагает формирование социальных отношений, которые в целом влияют на развитие его личности и психики.
Подростковый период требует особого внимания со стороны педагогов и родителей, так как это время благоприятно для возникновения девиантного поведения.
Именно в этот период важно, чтобы подросток не ушел в себя, не ушел из дома, из школы, не попал под влияние плохой компании.
Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу, как необходимое условие для благоприятного социального развития личности.
Проблема родительского контроля. Изживание «авторитарного синдрома» у родителей. Главная проблема в общении с детьми для родителей подростка – изменение отношения к ребенку, пересмотр привычных форм общения, установление диалога.
В подростковом возрасте происходит смена принадлежности к группе, т.е. подростки находятся в состоянии социального передвижения из группы детей в группу взрослых, причем у них есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями.
Специфика положения подростка состоит в том, что он находится «между двумя социальными группами, что аналогично положению человека, который в социальной психологии называется « marginal man — «неприкаянный. Такое положение порождается стремлением человека уйти из менее привилегированной в более привилегированную группу, которой он еще не принят. Положение «неприкаянности является источником специфической картины поведения и эмоционального состояния, характеризующейся напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью и другими особенностями.
В этот период подросток стремится изменить свои взаимоотношения со взрослыми. Подростки в этот период уже многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу своей деятельности. Потребность быть и считаться взрослым превращается в доминирующую.
Реализация стремления быть взрослым ярко проявляется во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов.
Быть подростком сегодня особенно тяжело. Общество внесло в жизнь молодежи такие проблемы, которые не переживали их родители в своей молодости. Падение идеалов, безработица родителей, инфляция, расслоение общества на богатых и бедных, преступность – все это вносит сумятицу и беспокойство в души молодых людей.
Сегодня может выжить тот, кто найдет опору в семье, в отношениях со своими близкими. Проанализировав сочинения подростков на тему «хорошие родители – это...», можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся качества хороших родителей:
• умение уважать своих детей, считать их равноправными членами семьи.
умение поддержать и подсказать в трудную минуту;
• умение быть заботливыми, отзывчивыми;
Нужно уважать достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы. Все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости.
Для того чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, можно предложить следующее.
• Вы должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
• Вы должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
• Вы должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.
• Сохранение и повышение собственного авторитета в глазах детей – одна из важнейших задач, которые предстоит решить в процессе воспитания.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых конструктивных форм поведения.
Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрых советов и доверия. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения.
Путь гармонизации – путь компромиссов и понимания со стороны взрослых.
В социальной психологии и педагогике выделены главные факторы, влияющие на гармонизацию отношений с окружением:
1) возрастание ритма жизни и занятости родителей;
2) снижение материального уровня одних семей и повышение материального уровня других;
3) уровень психического здоровья подростка;
4) воспитание и образование, получаемое подростком с рождения;
5) окружение подростка с рождения;
6) влияние средств массовой информации (СМИ), Интернета;
7) уровень доверия подростку.
Подростковый период завершится успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, умением отвечать за свои поступки. Родители должны стремиться чутко и мудро руководить своими детьми-подростками и помогать им стать полноценными людьми, способными создать такой мир, в котором жизнь человека будет радостной, насыщенной и счастливой.