Get Adobe Flash player
Пятница, 29 Января 2016 12:53

Система педагогической диагностики и мониторинга образовательных достижений учащихся.

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

shkolnik-foto-15

 

Важнейшим направлением реформирования образования является повышение качества  образования во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в школе. 

 

В связи с этом возрастает роль педагогической диагностики и педагогического мониторинга. При этом основным критерием качества процесса обучения является уровень обученности учащихся на  любой ступени образовательного процесса.

Учет необходимо строить так, чтобы он способствовал мобилизации учащихся на новые успехи, обеспечивал достижение новых положительных результатов.

Мониторинг (от латинского слова monitor – предостеригающий) пришел в педагогическую науку из экологии и социологии.

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.

 

Цели мониторинга:

 

  1. выявление уровня базовой подготовки учащихся;
  2. анализ пробелов в подготовке учащихся;
  3. выявление типичных затруднений в усвоении конкретного содержания;
  4. оценка степени готовности образовательных учреждений к аттестации.
  •  
  • Основная задача педагогического мониторинга – выявление педагогической эффективности работы школы.
  •  
  • Под педагогической эффективностью понимается получение планируемых в образовании результатов при минимуме негативных последствий или издержек.
  •  
  • Направления мониторинга:
  1. диагностика уровня обученности;
  2. диагностика здоровья детей;
  3. анализ обеспечения образовательного процесса.

 

Общие подходы к организации мониторинга.

  1. мониторинг осуществляется по всем основным предметам начальной школы и по предметам федерального цикла основной и старшей школы;
  2. проверка образовательных достижений и степени обученности должна быть ежегодной;
  3. во всех параллелях классов, сроки проверки определяются особенностями процесса обучения;
  4. разработка инструментария, сбор и обобщение информации об образовательных достижений учащихся осуществляются на разных уровнях, а именно на уровне школы       и города;
  5. при проверке результатов мониторинга на уровне школы школа сама анализирует полученные результаты. При этом Управление образования и ГИМЦ могут получать от школы интересующую их информацию.
  • Осуществление мониторинга образовательных достижений должно опираться на следующие положения:

 

  1. открытость и доступность информации о состоянии качества образования;
  2. использование стандартизированного инструментария, обеспечивающего получение достоверных данных полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных решений на разных уровнях управления системой образования;
  3. используемые нормы и показатели качества образования должны быть социально и личностно значимы;
  4. слежение за достижением учащимися уровня обязательной подготовки, отвечающей требованиям стандарта по предметам федерального цикла;
  5. оценка образовательных достижений может осуществляться на различных этапах обучения: входном, промежуточном, итоговом.

 

Для достижения целей мониторинга необходимо:

 

  1. определить состав инструментария для проведения мониторинга;
  2. разработать инструментарий для проверки;
  3. разработать анкеты, позволяющие получить информацию, необходимую для
  4. выявления факторов, влияющих на результат обученности учащихся;
  5. разработать план проведения мониторинга;
  6. разработать технологию организации и проведения мониторинга.

 

Показатели распределяются по следующим основаниям:

 

  • По цели их использования (показатели для отчётности или для сравнения);
  • По  объектам оценки;
  • По форме представления (качественные или количественные);
  • По методам получения показателей (единичные, которые могут использоваться непосредственно, напрямую, без дополнительной обработки, или интегральные, требующие дополнительной обработки для  получения конечных результатов);
  • По возможностям их использовать;
  • Разработать систему универсальных количественных  показателей, характеризующих состояние ситуации и позволяющих выявить динамику её изменения.
  • Полученные в ходе мониторинга результаты степени обученности учащихся
  • и их анализ позволяет создать :
  • oинформационную базу данных о состоянии уровня обученности учащихся школ по различным предметам,
  • oопределить причины неуспеваемости учащихся,
  • oвыявить проблемы в преподавании учебных предметов,
  • oопределить способы профессиональной методической помощи школам в подготовке   к аттестации школ,
  • oитоговой аттестации учащихся, ЕГЭ и др.
  •  
  • В дальнейшем при систематическом мониторинге определить динамику изменений образовательных достижений и наличие определённых тенденций.
  •  
  • Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (т. е. проверки и оценки).
  •  
  • Предмет педагогической диагностики - измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс.
  •  
  • Субъектами диагностики, в связи с отсутствием в стране тестологического образования, могут стать кадры педагогов-тестологов, получающих специальное дополнительное образование в системе научно-педагогических специализированных учреждений.
  •  
  • Объектом педагогической диагностики являются учащиеся и студенты всех образовательных учреждений. Нередко возникает вопрос об образовательных системах и о состоянии образовательного процесса, как объекте диагностике.

 

Выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение

 

а) В сфере воспитания - выявление и измерение состава и структуры

жизненных установок личности, мера овладение личностью культурным

потенциалом человечества.

 

б) В сфере образования - определение меры развития личности и

овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах

деятельности, т.е.знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном,

можно отнести знания теоретические и методологические.

 

в) В сфере обучения - определение уровня овладения преимущественно

конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных

образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более

специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное

обучение.

 

Главные методы педагогической диагностики, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме.

 

Традиционные методы:

1) опросы;

2) контрольные работы;

3) экзамены.

 

Вспомогательным методом педагогической диагностики служат психологические тесты.

Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга.

Основные потребители информации о результатах образовательного процесса – все его участники: учителя, ученики и родители.

 

 

 

Прочитано 2192 раз Последнее изменение Пятница, 29 Января 2016 23:46
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии