Современные технологии в образовании (28)
Перед написанием материала прочтите инструкцию.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.
Автор BELEENKO ELENAПочему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения, о которых рассказывают книги. Растет число россиян, не читающих совсем, а 18% - не имеют книг дома вообще. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры заменяют чтение, общение, тем самым снижается уровень словарного запаса, читательской активности и, в целом, культуры речевого общения. Сегодня, перед школой стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность.
Использование онлайн-сервисов при проведении компьютерного тестирования по иностранному языку
Автор ТатьянаТестирование является одним из способов проверки знаний по иностранному языку и даёт возможность достоверно оценивать качество обучения, т.к. оценка в таком случае отличается большой объективностью. Одним из активно развивающихся и перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам является использование компьютерного тестирования.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор Елена
Сегодняшние дети – это будущий мир. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Можно использовать некоторые интересные методы и приёмы при разработке уроков:
1. Работа в группах – «Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
2. «Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) − 5 человек.
3. Метод шести шляп (Шесть думающих шляп). В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления.
1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и так далее.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении.
3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации. Надо обратить взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включить режим поиска подводных камней и побыть немного пессимистом.
5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. Это подведение итогов сказанного.
Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.
4. «Чтение с остановками». Открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?
5. Инсерт (чтение с пометами). Это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал; «+» – Новое для меня;
«-» – Вызывает сомнение; «?» – Вопрос.
6. «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева − тема, ветви − предположения, которые ведутся по двум основным направлениям «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» − обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Абдулмамбетово муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан
Актуальность. Необходимым условием прогрессивного развития Республики Башкортостан является курс Правительства, направленный на создание и внедрение инновационных разработок в сфере образования, которые в будущем продвинут электронное образование в республике.
О методике внедрений инноваций в практику преподавания, обучения и управления ими
Автор Екатерина
Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию.
Мне, как и любому другому учителю нужно задуматься над вопросами:
Испытываю ли я неудовлетворенность своими достижениями? Что сделать, чтобы мой голос был услышан? Способна ли я вырастить успешного ученика?
В современном мире остро поставлен вопрос о профессии «учитель», о его внутреннем содержании, и положении в обществе. Сейчас определяющими характеристиками становятся: как умение работать в команде, быть консультантом, экспертом, организатором, быть способным и готовым к работе с родителями, с коллегами, общественностью, владеть современными педагогическими методами формами преподавания, в частности - рефлексивное обучение, познавательное обучение, диалогическое и исследовательское обучение.
Современное общество предлагает человеку огромный объем самой разнообразной информации. Именно это обстоятельство ставит перед педагогическим сообществом в целом, и каждым педагогом, в частности, задачу выходить в информационное поле со своими предложениями, предлагать социуму свой высококачественный образовательный и воспитательный продукт, вести большую работу не только с обучающимися, но и с их родителями, делать образовательное пространство открытым для общества, развивать общественное соуправление и не бояться этого.
Успешный учитель - успешный ученик. Эта формула уже давно признается формулой достижения высоких результатов нашей профессиональной деятельности. И каждый из нас должен состояться в жизни. Эта состоятельность начинается с формирования позитивного мировоззрения. По мнению многих исследователей, стержневой фигурой в обеспечении успешности обучения является учитель. Именно от него зависит эффективность образования. У развивающегося учителя должны быть свои убеждения, чтобы в дальнейшем самореализоваться. Конечно, меняться нелегко. И мне как начинающему учителю, тяжело оторваться от традиционности преподавания, дает о себе знать еще та школа, которая меня учила, к форме преподавания которой я привыкла, когда еще сама была ученицей. И помню, как было тяжело перерабатывать готовую информацию. Не было возможности выразить свои мысли, поделиться своим, хоть и школьным, опытом. Наш учитель не был инициатором, генератором новых идей, управленцем своего урока, своей деятельности. И я не хочу повторить это в своей практике. К примеру, я на своих уроках увидела разницу между «старым» и «новым» образованием.
У меня получилось сделать урок разнообразным, вследствие применений стратегий на этапе вызова, при проверке домашнего задания: «Мозговой штурм», «Корзина идей», что позволило сделать этот процесс, так нелюбимый детьми, не рутинным, а живым. А кто бы мог подумать, что такую работу можно провести в другой форме, как только в форме обыденного опроса? Можно. И для изменения существует множество подходов, с которыми познакомила Программа.
Учитель должен воздействовать на процесс обучения, формировать интерес к пониманию предмета учащимися. Учитель не может быть учителем без цели. Ему нужно совершенствоваться, приобретать новые навыки извне, оттачивать свое мастерство. И современные программы по развитию учителя как Учителя – лидера дают очень многое.
Способов развития множество, главное, выбрать свой, который даст результат. Учителю важно прочувствовать среду, «заместить» ученика, чтобы выразить свое «Я», определить то, над чем надо работать. Самоутвержденный учитель мотивирует своих подопечных в обучении и на обучение; в познании; раскрывает им мир, еще не открытых ими возможностей.
Прежде всего, нужно задуматься над самим понятием «Лидер». Ли́дер (от англ. leader) — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо (субъект) в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющий действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Учитель является частью учебного сообщества. Логически, в каждом сообществе есть учитель- лидер, а лидерство - основная особенность человека. Учитель – лидер обладает рядом своих ценностей; он ставит перед собой конкретные цели и задачи, планирует свои действия, умеет работать в сообществе, объединять вокруг себя людей, делиться опытом. Он постоянно работает над собой, исследует, анализирует.
Лидерство - позволяет сделать «что-то по- другому», чтобы заинтересовать коллег, привлечь их к сообществу. Находясь на практике, я неоднократно обращалась к коллегам, являющимися такими же Слушателями Программы, как и я, которые оказали мне поддержку, в виде консультации при разработке плана действий. Ведь если «процесс согласования и консультирования был эффективным, работа по развитию должна проходить планомерно, но крайне важно, чтобы такая работа по развитию поддерживалась и организовывалась руководством школы». В моем случае, руководство школы прислушалось ко мне, был организован учебный процесс, без ущерба для других коллег-учителей.
Стать лидером - это непростая задача, требующая кропотливого труда, уверенности в себе; требующая умения отстоять свою точку зрения. Не каждому это дано, но я постараюсь хоть «на йоту» приблизиться к этой цели. Как говорили древние «Per aspera ad astra»- «Через тернии к звездам».
На мой взгляд, каждый из нас должен не только призывать к доброму, но и своим личным примером подкреплять свои призывы. Личный пример является самым действенным методом воспитания.
Таким образом, перед нами встает образ учителя будущего - учителя - лидера, со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленным на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантного, обладающего высоким нравственным авторитетом, человека, достигшего своих целей, удовлетворенным своими достижениями.
Лидер - всегда находится в системе «окружение – образование», а управлять этой системой – один из важнейших его навыков. Поэтому, я считаю, что прежде всего нужно совершенствовать свою практику, что и подразумевает Программа, и в ходе этого совершенствования, коллеги оказываются вовлеченными в него. Происходит обмен идеями, изменяется практика преподавания и обучения в школе. Вследствие чего, новое будет внедряться постоянно. Стоит только начать – и механизм запустится.
Являясь Слушателем Программы, я поняла, что мои изменения начались. В работе по собственному развитию нужно в углу внимания ставить саму себя, чтобы впоследствии увидеть результат: во- первых- собственная инициатива по совершенствованию практики, во – вторых уметь работать с коллегами и принимать совместное решение, в- третьих- собирать и использовать нужные факты, чтобы потом их использовать в совместной деятельности, в – четвертых, участвовать в распространении профессиональных знаний, опыта. В моем случае, я в силах призвать учителей-коллег к принятию изменений в программе, путем внедрения Идей Программы в рамках сетевого сообщества, которое существует в нашей школе. Это позволит « создать основу профессиональных знаний, которым могут доверять другие учителя. Эта основа не является знанием на основе исследований, скорее это живой диалогический процесс». Диалог – в рамках «Новых подходов» одна из основ современного образования.
Диалоговое обучение как форма обучения дает множество средств для развития и не только учителя, но и ученика. Беседа учеников и беседа учеников с учителем в классе приносит огромную пользу. Она позволяет обеим сторонам выражать свое мнение, осознавать о множестве и различии идей, дает возможность аргументации. Наличие обратной связи – гарантия успеха урока. Групповая и парная работа, в своей сути, несет в себе «познание через диалог», развивая навык критического мышления. Анализируя свои уроки, я осознала, что учитель действительно, только направляет, а не управляет процессом, предоставляя возможность самому себе услышать голос ученика. Только успешный учитель может вырастить успешного ученика. Ибо, если учитель неуспешен, чему же он сможет научить?
Я считаю, что, прежде всего учитель должен быть мотивирован на стимуляцию учеников к обучению и учителей – к изменениям. Учитель – лидер вдохновляет группу своими речами и действиями, как бы давая энергетическую подпитку.
Будучи на практике, ко мне обращались за советами педагоги, как к учителю «с новыми веяниями», с просьбой внести какие- либо изменения в проведении урока. Такое ранее случалось редко, так как меня считали неопытной, с малым стажем работы. Но, показав свой один урок, коллеги изменили мнение, так как урок проходил по не «традиционной схеме». А значит, я уже на пути достижения успеха среди своих коллег, к моему голосу стали прислушиваться, меня приняли в сетевое сообщество, и мои идеи были приняты в разработке коучинг – сессии, проведенной председателем сетевого сообщества.
Сетевое сообщество играет значимую роль. При помощи сети я имею возможность делиться идеями и развивать их дальше, но и, между прочим, находить новые идеи и работать с этими идеями.
Не стоит оставлять без внимания и такую категорию как компетентность учителя. Как известно, Программа построена на конструктивистской теории, которая «устанавливает перед компетентным учителем очень четкие обязательства быть восприимчивым к личности ученика», и сутью, такого компетентного образования является самостоятельное постижение смысла учащимся. Исходя из этого, ученик сам ответственен за свое обучение. В своей практике я убедилась, что у учителя роль направляющего, а не роль «перста указующего». Сравнивая, с «традиционным» образованием, я и представить не могла, что как это- ученик учит все сам, добывает знания сам. «Ответственность осознается и принимается учеником отчасти из-за среды, которую учитель создает на занятиях». Учитель, создавая свое лидерство, как качество и как статус, опирается на своих учащихся, это поле его действия, без этого теряется его значимость и как человека и как специалиста. Как начинающий учитель я училась взаимодействовать и с учениками, и с коллегами.
В центре постоянного внимания учителя – лидера - аутентичное образование: современное, реальное, которое в корне отличается от «традиционного» образования своей креативностью, реалистичностью и полнотой. Затрагивающее все стороны окружающего мира, подразумевая взаимодействие полученных знаний и среды.
«Именно через обучение люди становятся более человечными, что преподавание вовлекает все, что помогает людям изучать и, что в перспективе только учителя могут предпринимать необходимые меры по улучшению педагогической практики».
Учитель-лидер должен быть гуманным, отзывчивым, уметь слышать и слушать как учеников, так и учителей - коллег. Об этом говорит притча, которую я слышала уже давно, и хочу привести ее в качестве примера, в которая рассказывает об изначальном предназначении учителя. Учителя однажды спросили, какова его основная задача. В качестве ответа, мудрец прибегнул к хитрости. Он собрал всех своих учеников, и ранним утром пошел с ними к подножью горы. Близилось обеденное время, и они подошли к живописному пригорку. Уставшие и проголодавшиеся, они остановились на привал. Учитель захватил с собой рис и соленые овощи, отмечу, что учитель посолил их весьма щедро. Спустя некоторое время, ученикам сильно захотелось пить, но воды, не осталось ни глотка. Тогда ученики, решили оглядеть местность поискать пресный источник.
Но учитель, смотря на их мучения, с места не поднимался. Ученики долго бродили, но источника так и не нашли. Мучимые жаждой они вернулись к своему наставнику.
Учитель сказал им, что источник находится за холмом. Ученики радостные направились туда, куда указал им мудрец. Вдоволь напившись, набрав, воды они вернулись к учителю. Подав ему воды, учитель отказался, показав на кувшин у его ног - он был полон.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. Ученики недоуменно посмотрели друг на друга, и спросили у учителя, почему же он не дал им напиться, если у него была вода.
На что учитель ответил, что он выполнял свою задачу. Он пробудил в них жажду, которая заставила их найти источник. Они сразу его не нашли, и вернулись за помощью к своему наставнику, он поддержал их, сказав место расположение источника. А воду он взял для того, чтоб показать им, что желаемое может находиться совсем рядом, стоит, лишь побеспокоиться об этом заранее, чтобы случайность или забывчивость не повлияла на планы.
Ученики, из вышесказанного сделали вывод такой, что задача учителя пробуждать жажду, поддерживать и подавать пример.
Но и тут Мудрец их поправил, сказав, что основная задача учителя – воспитать в ученике доброту, отзывчивость и человечность. Ведь они не забыли о нем, напившись воды сами, они и ему принесли воды. Значит, это подтверждает то, что учитель выполняет свою задачу верно.
Исходя из этого, можно сказать, что еще никто не отменял чисто человеческие качества - доброта, воспитание. Еще Джудит Харрис предполагала, что «случайные факторы окружающей среды, в частности, не зависящие от семейного воспитания, имеют большее значение, чем влияние семьи». И поэтому ученики должны видеть в учителе - лидера, которому можно верить, получить знания, которые будут применимы на своем опыте. В будущем я буду стремиться к этому, тем более, мое движение уже началось.
На основе всего вышесказанного, я пришла к выводу, что я уже начала менять свое мировоззрение, став Слушателем Программы, и моим достижением стало то, что я смогла посмотреть на урок сквозь призму Идей Программы. Уроки с применением «Новых подходов» казались яркими по сравнению с обыкновенной подачей готовых знаний. Хоть, это и начало, но к моему голосу стали прислушиваться, я смогла делиться своими соображениями по поводу внесений изменений в уроки моих коллег. А воспитать успешного ученика-это дело времени и кропотливой работы как над собой, так над своим мировоззрением, так и над мировоззрением своих коллег. Ведь в моих руках, ученики, их сознание, и которые смотрят на меня как на носителя новых форм постижения знаний.
И, разумеется, не нужно терять позитивного настроя и оптимистического взгляда. Оптимизм является обязательной чертой учителя – лидера.
Электронное обучение, как одна из форм работы с одаренными детьми
Автор Лилия«Электронное обучение, как одна из форм работы с одаренными детьми».
Электронное обучение – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Интерактивная игра как средство повышения мотивации у обучающихся на уроках информатики
Автор НадеждаИнтерактивная игра как средство повышения мотивации у обучающихся на уроках информатики
Современная эпоха - это информационная эпоха. Процесс обучения в школе напрямую связан с умением пользоваться информационными технологиями.
В школьном образовании имеется множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну и туже цель - усвоение обучающимися знаний.
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство достижения результатов в обучении
Автор Берсенёва Виктория Александровна
ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. И, конечно, перемены в процессах обучения детей в школе.
Человек подобен дроби: числитель — то, что он есть, знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Лев Николаевич Толстой
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ
Процесс образования и воспитания неразрывно связан с умением учеником оценивать свои возможности.
“Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто”.[1]От того, как ребенок воспринимает и оценивает себя, зависит его успехи и неудачи. Задача учителя ненавязчиво поднимать самооценку своих учеников. Эту возможность он имеет на своих уроках, в частности, на уроках истории и обществознании, моделируя благоприятные ситуации для раскрытия как скрытых, так и видимых возможностей ребенка.
"7 фактов о скрипке"
Презентация "7 фактов о скрипке" предназначена для уроков музыки в 5-6 классах в рамках знакомства с музыкальными инструментами симфонического оркестра, уточнения знаний о "королеве оркестра", струнном музыкальном инструменте скрипке (составитель Лапина С.А., учитель музыки МБОУ СОШ №3 г.Павлово, Нижегородской области).