Get Adobe Flash player
Среда, 11 Марта 2015 09:28

Взаимодействие ОУ с родителями для создания благоприятных условий развития одарённости

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Методическая разработка по теме:  Взаимодействие ОУ с родителями для создания благоприятных условий развития одарённости.

Автор: Кожанова Наталья Алексеевна,

педагог-психолог МОУ СОШ № 4 г. Луга

Написание данной методической разработки - это не конкретный опыт по работе с одарёнными детьми, а опыт работы с родителями учащихся в целом. Именно он помог мне понять, что  сегодня воспитательные функции родителей, в том числе и одарённых детей часто сведены до материального удовлетворения потребностей ребенка, общение в семье ограничено в силу родительской  занятости. Ещё  родители нередко озабочены тем, чтобы дать детям максимум разных знаний, совершенно не считаясь с их психолого-педагогическими и физиологическими возможностями. Хочется, чтобы родители  понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний снижает познавательный интерес, радость познания, тормозит развитие творческих способностей и уничтожает одаренность ребенка. Успех  может прийти,  если  родители постараются  создать    ребенку  все возможности  для  образования,  оказать необходимую  помощь  и  эмоциональную поддержку.

Одним из основных условий благоприятного развития детской одарённости является взаимодействие ОУ с родителями, которое должно быть направлено на то, чтобы научить понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не через призму его талантов.[9]  В этом контексте важное место занимает психологическая поддержка родителей одарённых детей.

На мой взгляд, одной из основных составляющих психологической помощи родителям одаренных детей является такая форма  сотрудничества  со школой - как родительское собрание. В качестве основного недочёта организации  родительских собраний хочется отметить недостаточное использование нетрадиционных форм проведения родительских собраний, таких как родительские собрания с элементами тренинга, деловые игры, всеобучи,  конференции по обмену опытом, круглые столы, обучающие семинары и т.д.  Практика показывает, что такие формы работы с родителями способствуют объединению интересов родителей, детей, учителей и активному общению между ними.

Пример  проведения  родительского собрания в форме деловой игры.

Тема: «Роль семьи в развитии детской одарённости»

Цель психологическая: улучшить рефлексию своих взаимоотношений с  ребенком.    

Цель педагогическая: выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком.

Форма работы: деловая игра

Участники: родители детей; учителя начальных классов; педагог-психолог.

Оборудование: бланки анкет для родителей; чистые листы бумаги, ручки, карандаши, научно-методическая литература по вопросу одаренности детей.

Время проведения: 1,5 – 2 часа

 

План

1.  Вступление.

2. Тест – игра: “Какой вы родитель?”, “Отношение к ребёнку”, “Социограмма семьи”.

3. Сообщение (информация): Роль семьи в развитии детской одаренности. Советы родителям одаренных детей. (Учитель.)

5. Деловая игра «Взаимодействие»: обобщение мнений и вариантов разрешения проблемных ситуаций. (Психолог)

6. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности.

 

 

 

Содержание

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители.

Притча о родителях и детях:

      Однажды к мудрецу пришел человек.

— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.

— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?» [10]

 «Дети – отражение души родителей» и это действительно так, ведь маленький человек на подсознательном уровне старается повторить всё, что вы делаете. Поэтому помочь разобраться в гармоничных, понимающих и любящих отношениях в семье и жизни – ваша основная задача. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Заглядывая в глаза своим детям, вы всегда найдёте своё отражение, поэтому постарайтесь, чтобы смотреть в них всегда можно было с гордостью и радостью

Предлагаем вам тест - игру «Какой вы родитель?»

1. Этап. Тест «Какой вы родитель?» [5]

Инструкция: Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми (зачитывается фраза, даётся несколько секунд на обдумывание; если её часто употребляют, то говориться, сколько баллов нужно записать):

                                                   Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?         – 2 

2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

4. И в кого ты только уродился?        – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

7. Я в твое время…        – 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

10. О чем ты только думаешь?!        – 2

11. Какая ты у меня умница!        – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!        – 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, никто не знает лучше вас самих.

5–6 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

7–9 баллов. свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

10–14 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку.

Кроме того, отношение родителей к ребёнку может быть самым разным: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражённое, общительное, уравновешенное, уверенное, обнадёживающее. Создавшаяся в семье система отношений к ребёнку называется родительскими установками.

2. Этап. С помощью теста «Проверьте себя!» вам предлагается определить (разумеется упрощённо) свои установки и возможные последствия для эмоционального развития ребёнка.

Инструкция: выберите одну из четырёх словесных характеристик своего ребёнка. Честно. Для себя.

  1. 1.Ребенок центр всех моих интересов.
  2. 2.Не люблю детей. Не стану из – за них расстраиваться.

 3. Не хочу иметь такого ребенка, какой он есть.

4. Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему.

 

 

Интерпретация: согласно выбранной характеристике можно определить установку, способ общения и последствия в развитии ребенка.

 

 

 

Словесная характеристика

 

 

Установка

 

 

Способ общения с детьми

 

 

Последствия в развитии ребенка

 

 

1. Ребенок - центр всех моих интересов

 

 

Благосклонность, доброжелательность и любовь

 

 

Ласковое обращение непринужденная игра

 

 

Чувство безопасности, нормальное развитие личности

 

 

2. Не люблю детей. Не стану из-за них расстраиваться

 

 

Явное отчуждение

 

 

Отчуждение, избегание контактов, жесткость

 

 

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие

 

 

3. Не хочу иметь такого ребенка, какой он есть

 

 

Чрезмерная требовательность (максимализм)

 

 

Отсутствие похвал, системы поощрений, частая ругань

 

 

Подавленные желания, неуверенность в себе, страх

 

 

4.Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему

 

 

Чрезмерная опека

 

 

Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности

 

 

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность

 

                                                                      

  1. 3.Этап. «Социограмма семьи»

Инструкция: А теперь каждый на своем листочке нарисуйте большой круг. Внутри большого круга нарисуйте членов вашей семьи, в виде маленьких кружочков. Подпишите, проставьте номера в той последовательности в какой рисовали. Нарисовали? Далее, я буду зачитывать интерпретацию, а вы внимательно смотрите на свои рисунки, сопоставляйте, анализируйте и делайте выводы. Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок – тревожность).

1. Сколько человек, столько привязок.

2. Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок — тревожность).

3.  Состав: кто включен в состав семьи.

4. Расстояние между кружками – степень эмоциональной близости.

5. Как нарисованы круги – если есть зачеркивания, жирные линии, обведенные – все это подчеркивает тревогу.

6.  Как подписаны: если «я», «он», «мужчина», «женщина» - социальные роли; если имя — личность.

7. Кто первым нарисован, тот значим.

8. Уровень смещения:

вверх – неудовлетворенность статусом

вниз – недостаточная ценность

в центр – норма

в левая часть – негативное отношения

Надеемся, что с помощью этих нехитрых тестов вы получили некоторую информацию для размышления.

 

Роль семьи в развитии детской одаренности.

Главную роль в развитии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети - это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо знать:

1.что такое "способности"

2.что каждый ребенок имеет общие способности, и каждый ребенок обладает возможностью развития специальных способностей; 

3. способности развиваются в деятельности;

4.каждый ребенок – дошкольник  обладает потенциальной     одаренностью.

Родители должны помнить:

1.сами по себе способности развиваться не могут;

2.развитие способностей зависит от интереса ребенка, и поэтому искусственное навязывание какой – либо деятельности не разовьет способности;

3. для развития способностей необходимо создать развивающую среду и обучение должно опираться на "зону ближайшего развития";

4. необходима поддержка взрослых и опора на "зону успеха

Родители должны уметь:

1. распознавать те или иные способности в своем ребенке;

2. владеть элементарными видами продуктивной деятельности;

3. помочь ребенку развивать способности;

4. адекватно реагировать на неудачи и успехи своего ребенка.

 

Деловая игра «Взаимодействие»

Рядом сидящие, объединяются в группы по 4-5 человек. Кроме того, необходимо выбрать трёх экспертов. Группы совещаются  5-7  минут, высказывая своё мнение выхода из различных ситуаций. Группа экспертов обобщает и зачитывает обобщённые ответы.

  1. 1.Проблемный аспект

Вопрос 1. «Зачем ребёнку развивать свой талант?» (Развивать талант необходимо , чтобы...) Эксперт зачитывает обобщённый ответ.

Вывод: У нас есть цель!

  1. 2.Эмоциональный аспект

Вопрос 2: «Мой ребёнок самый замечательный»  (Потому что...)

Эксперт зачитывает обобщённый ответ.

Вывод: Мы их любим!

  1. 3.Поведенческий аспект

Вопрос 3: «Я тебе помогу». (Давай сделаем так...)

Эксперт зачитывает обобщённый ответ.

Вывод: Я знаю как и могу тебе помочь!

 

Подведение итогов: рефлексия

Вопросы для обсуждения:

Как вы чувствовали себя во время занятий?

Что понравилось, что не понравилось?

Что было сложным для вас?

Что было для вас важным?

Какой опыт вы приобрели?

Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать родителям  уделять большее внимание детям,  понимая, что   отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.  Рекомендовать педагогам систематизировать работу  с  родителями одарённых детей, создавая разнообразные формы группового взаимодействия, активно включая их в психолого-педагогический процесс.

Хочется закончить словами Сухомлинского В.А. «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» [6]

Литература:

  1. 1.Абрамова Г. С. Возрастная психология – Москва,1999.
  2. 2.Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследований творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №5. — С. 49–58.
  3. 3.Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева– Москва, 1988.
  4. 4.Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения.– СПБ.: Издательство Речь, 2010.
  5. 5.Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. 6.Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990.
  7. 7.Федоренко Л. Г. Психотехника эмоционального соучастия. Методические материалы (программы занятий с педагогами, учениками и родителями). Изд. Каро – СПБ , 2006.
  8. 8.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство "Питер", 1999
  9. 9.http://pedsovet.su/publ/48-1-0-1785
  10. 10.http://shtgora.ru/index/pritchi_stikhi_o_seme_detjakh_i_roditeljakh/0-55

 

Прочитано 2454 раз Последнее изменение Вторник, 05 Мая 2015 13:00
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии