Использование ИКТ для подготовки выпускников к итоговой аттестации
Автор ШмидтЕжедневно мы наблюдаем стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий, которое является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества. Цивилизация целенаправленно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Современное информационное общество ставит перед образованием задачу подготовки учеников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В последнее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий почти во все сферы деятельности человека. Сфера образования не остается в стороне. И именно сфера образования характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.
Информатизация явилось важнейшим направлением модернизации системы образования. Компьютерные технологии обучения предстали перед учителем и учеником, как совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Применение компьютерных технологий обучения позволило видоизменять весь процесс преподавания, реализовать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.
И так, применение ИКТ в образовательных учреждениях, обусловлено следующим рядом факторов:
- применение информационных компьютерных технологий на уроках дает возможность более наглядного и доступного преподнесения изучаемого материала;
- позволяет оперативно проверить уровень усвоения учащимися программного материала;
- позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным;
- даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности;
-позволяет очень эффективно применять ИКТ не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика;
- способствует расширению интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умением пользоваться информацией, причем получать ее с помощью компьютера, с другой;
- экономит время, повышает мотивацию, позволяет провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливает интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляет материал;
- позволяет генерировать задачи возрастающей сложности, ученик сам может отобрать задачи, требующие от него умственного напряжения, умственных и духовных сил для усвоения
- применение данных технологий на уроках отражает дух современности, в связи, с чем все происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большей заинтересованностью. А это, в конечном итоге, сказывается на повышении уровня их успеваемости.
Использование компьютерных технологий изменило цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Вот некоторые примеры использования средств ИКТ в образовательном процессе:
- урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии, видеоуроки), но и ученики для защиты проектов, для наглядного изложения докладов и сообщений;
- урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе или передвижной компьютерный класс), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения, тренажеры, разгадывают кроссворды;
- урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, причем задачи поставлены следующие: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
- работа с электронным учебником (как в реальном времени, так и дистанционно) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной или тестовой работой учащихся с электронными информационными ресурсами;
- урок, с применением интерактивной доски, позволяет организовать работу в группах или парах.
Отличный способ использования мультимедиа технологий - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения. Особую актуальность использования ИКТ на уроках математики приобретает при организации учебного процесса для подготовки к итоговой аттестации, тем более, что математика является обязательным предметом, а в этом году появились два уровня базовый и профильный.
Использование ИКТ в подготовке к аттестации гарантирует повышение качества подготовки, т. е. решение одной из насущных проблем современного выпускника. Хотя, применение ИКТ не решает автоматически эту проблему – требуется наличие индивидуального образовательного маршрута. Тем не менее, применение ИКТ позволяет в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели. Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет:
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных программ и технологий;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
- индивидуализировать процесс обучения, за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции, и, формирует положительные учебные мотивы;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, улучшать их (в т.ч. без выставления оценки, а использовать бальную систему), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно – технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с учащимися.
- Компьютер управляет учебной деятельностью учащегося (компьютер – ученик). Данная модель отражает процесс самостоятельной работы учащегося с компьютерной программой - репетитором, тестирующей программой или электронным учебником. Учащийся имеет возможность ознакомиться с теоретическими сведениями по интересующей его теме, с примерами решения математических и физических задач (компьютер оказывает обучающее воздействие на учащегося). Попробовать свои силы в ответе на контрольные вопросы по изученной теме или в решении отдельных задач, где проверку правильности его ответов осуществляет компьютер (обратная связь).
2. Учитель посредством компьютера управляет учебной деятельностью школьника (учитель – компьютер – ученик). Здесь роль учителя заключается в программировании взаимодействия учащегося с компьютерной программой. Это могут быть те же программы, что и в предыдущей модели, но с заложенной в них возможностью создания учителем собственных продуктов. Например, создание курса в сетевой школе, компьютерная программа для создания тестов позволяет учителю организовать проверку знаний учащихся по нужной ему теме, с выбранными им критериями оценки и т.п. Компьютерная программа, осуществляя взаимодействие с учащимся указанным в предыдущей модели способом, дает также возможность учителю отслеживать успехи учащихся в выполнении заданий.
3. Учитель передает часть управленческих функций компьютеру, оставляя за собой право, управлять процессом обучения и корректировать его по мере надобности (учитель – ученик – компьютер). Данная модель наиболее предпочтительна при работе учащихся в классе с некоторой компьютерной средой, позволяющей лишь расширить возможности представления информации, выступающей в роли помощника. Здесь ведущая роль остается за учителем, который организует ход занятия, где происходят периодические обращения к компьютерной программе для самых различных целей от самостоятельного изучения школьниками отдельных теоретических вопросов и контроля изученного до замены работы учащимися в тетради работой в компьютерной среде.
Таким образом образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
- По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, системы контроля знаний, обучающие системы); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры, программы имитационного моделирования); вспомогательные средства (хрестоматии, энциклопедии, словари, мультимедийные учебные занятия, развивающие компьютерные игры); комплексные средства (дистанционные учебные курсы, сетевые школы).
- По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие (обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, электронные периодические издания, электронные книги, справочники, информационные системы, словари); интерактивные (электронные телеконференции, электронная почта); поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы, образовательные сайты).
- По типу информации: электронные и информационные ресурсы.
Хотелось бы еще раз перечислить функции ИКТ при обучении непосредственно математике: мотивирующая –стимулирует творческую активность к изучению материала, поиску ответа; информационная – реализует возможность информационных систем; функция управления учебной деятельностью - гибкость, высокая степень адаптивности с учетом познавательных возможностей учащихся; тренировочная – позволяющая формировать отдельные навыки решения типовых задач; корректирующее - контролирующая - позволяющая принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом определяется его правильность на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок); коммуникативная - позволяющая вести диалог с использованием типовых ответов-реакций; развивающая – опирающаяся на эвристические методы решения задач.
При применении компьютерных технологий встает так же вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контрольных и самостоятельных работ. При этом нельзя забывать о санитарных нормах, касающихся времени работы учеников за компьютером.
Таким образом, можно прийти к выводу, что использование ИКТ современными учителями в общеобразовательных предметах основной школы ведет к повышению качества образования. Более значимым становится ИКТ, в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых. Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. Является незаменимым помощником при подготовке к итоговой государственной аттестации.
Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Поэтому необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Таким образом: применение ИКТ-технологий сегодня, является перспективным, так как позволяет:
- комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
- поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
- применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
- частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;
- формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;
- развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
- стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
- осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Мы наблюдаем, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников. Применяя же ИКТ- технологии, учитель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. ИКТ – явление нужное и, главное, неизбежное. Благодаря внедрению ИКТ в учебный процесс учитель с честью выполняет своё предназначение: “нести огонь идеального!”
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения.
К. Ф. Гаусс говорил, что «математика – наука для глаз, а не для ушей». Поэтому именно математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ успешно активизирует все виды учебной деятельности.
Шмидт
Учитель математики