Интерактивная игра как средство повышения мотивации у обучающихся на уроках информатики
Автор НадеждаИнтерактивная игра как средство повышения мотивации у обучающихся на уроках информатики
Современная эпоха - это информационная эпоха. Процесс обучения в школе напрямую связан с умением пользоваться информационными технологиями.
В школьном образовании имеется множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну и туже цель - усвоение обучающимися знаний.
Предмет "Информатика и ИКТ" в школе начинается уже в начальных классах. Чтобы повысить интерес к предмету, преподавателю необходимо тщательно придумывать методику подготовки к уроку и изложению материала, подготовить ряд интересных заданий и упражнений на компьютере. Так как на уроке обязательно должно быть:
• повышение интереса ученика к уроку;
• взаимодействие учителя и ученика.
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются преподаватели - это отсутствие интереса к изучению предмета. Информация, даваемая на уроках, так и остается просто заученной информацией, что не способствует успешному обучению. Поэтому в настоящее время традиционные методы обучения потеряли свою популярность. Сейчас на первом плане активные формы обучения. Особое внимание преподаватели уделяют проблеме создания и повышения мотивации к изучению предмета.
Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.
Выделяют следующие методы повышения мотивации:
-
Преподаватель может ссылаться на то, что приобретенные знания понадобятся в дальнейшей жизни;
-
Создание проблемной ситуации (метод состоит в том, что перед обучающимся ставится проблема, решая которую осваиваются новые знания, умения и навыки);
-
Ролевой подход (обучающимся предлагается выступить в роли действующего лица)
-
Решение нестандартных задач на смекалку и логику;
-
Кроссворды, ребусы (этот метод направлен на проверку усвоенных знаний, также ученики сами могут составлять кроссворды и ребусы);
-
Исследовательская деятельность( проекты, эксперименты, доклады, рефераты);
-
Интерактивные средства обучения ( интерактивная игра).
В последнее время мы всё чаще слышим термин “Интерактивные средства обучения”. Интерактивные средства обучения - это средства, при которых возникает диалог между учениками и учителем. При интерактивном подходе педагог и обучающиеся признаются равноправными субъектами обучения, в процессе которого просто невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех участников учебной познавательной деятельности.
Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.Цель интерактивного подхода - это стимулировать познавательный процесс. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового.
Среди интерактивных подходов самым ярким является интерактивная игра.
Интерактивная игра - это активный метод обучения, направленный на усвоение знаний и общественного опыта. Основным отличием игры как метода обучения от обычной игры является наличие чёткой цели. Учебной целью является усвоение обучающимися новых знаний и проверка уровня полученных знаний.
Проведение игр даёт не только знания но и учит самостоятельно их добывать.
Развивающие цели интерактивных игр:
а) Развитие логического мышления;
б) Сообразительность;
в) Коммуникабельность.
Участие обучающихся в игре позволит им приобрести опыт:
- публичных выступлений;
- ведение дискуссий;
- умение работать в команде.
Интерактивная игра в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Познавательная (усвоение нового материала);
2) Развлекательная ( доставление удовольствия);
3) Коммуникативная (позволяет обучающимся общаться между собой).
Обучающийся во время игры более раскован, раскрыт,что позволяет ему более лучше воспринимать материал.
Примерами таких игр на уроках информатики могут быть следующие:
-Поле чудес;
-Что? Где? Когда?;
-Своя игра;
-Кто хочет стать миллионером?;
-Умники и Умницы;
-100 к 1.
Этапы организации интерактивных игр:
-
Подготовительный этап: на этом этапе идёт подготовка интересных вопросов, задач, экспериментов.
-
Этап введения в игру: на этом этапе идёт знакомство с правилами игры и деление класса на мини- группы, команды( если это подразумевает игра).
-
Этап проведения игры: на этом этапе обучающиеся вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся ясно формулировать вопрос, четко выражать свои мысли, отстаивать свое мнение, выслушивать точки зрения других;
-
этап подведения итогов.
Интерактивные игры повышают продуктивность обучения и являются средством повышения мотивации.
В ходе интерактивной игры у обучающихся развиваются УУД.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
У обучающихся развиваются:
- Познавательные УУД:
1) умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения;
2) умение работать с информацией, структурировать полученные знания;
3) умение анализировать и синтезировать новые знания.
- Коммуникативные УУД:
1) умение вступать в диалог и вести его;
2) умение общаться с различными группами людей.
- Регулятивные УУД:
1) целеполагание;
2) прогнозирование;
3) планирование;
4) мотивация.
Подводя итог, можно сказать, что создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики.