Средняя школа (34)
Перед написанием материала прочтите инструкцию.
«Свободное падение тел. Криволинейное движение»
Автор Аргинбаева Каракоз ЖенисовнаКонспект урока.
Предмет: Физика
Тема: «Свободное падение тел. Криволинейное движение»
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Цель занятия: Знакомство с понятием свободное падение тел, ускорение свободного падения ,криволинейное движение.
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Тема урока: « Типы связи слов в словосочетании».
Цели урока:
- обобщение и расширение полученных знаний по теме
«Словосочетание»;
- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
- воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.
Слушая музыку.
Мы стали часто сталкиваться с равнодушием людей. Но, иногда, настоящие поступки, нас восхищают и… удивляют.
В современной России среди населения наблюдается низкий уровень нравственности, духовности, интеллекта.
Учебно-методическая разработка конспекта урока на тему: «Что такое биология»
Автор ИринаРазработка конспекта урока посвящена изучению живой природы организмов, живущих на нашей планете, их разнообразию, значению в жизни человека и в природе.
Учебно-методическая авторская разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Автор: Назарова Ирина Петровна, учитель биологии МОУ «СОШ№8», г. Саратова.
Цель урока:
- ознакомить учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью природы и его разнообразия, раскрыть роль и место растений, животных и микроорганизмов в природе, и их значение в жизни человека;
Роль моего предмета, русского языка и литературы, в будущей жизни ученика и формировании его личности
Автор ЕленаРоль моего предмета, русского языка и литературы, в будущей жизни ученика и формировании его личности
«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». Эти слова принадлежат известному русскому педагогу К.Д.Ушинскому. В них мысль о важности именно русского языка как школьного предмета для формирования личности человека. И кто, как не учитель, поможет учащимся «почувствовать» Слово, а через Слово – самих себя и нашу сложную и многоцветную жизнь.
Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период перехода на ФГОС.
Автор ЕленаПреемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период перехода на ФГОС.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - эти слова английского литератора и философа Хаббарда Элберта Грина (1856-1915), сказанные ещё в начале 20 века, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта II поколения.
План - конспект урока - "Обучение приемам игры в волейбол"
Автор marselтема: «Обучение приемам игры волейбол».
цель: - Совершенствование техники игры в волейбол.
- Развитие двигательных качеств: быстроты, ловкости, скоростно-силовых, гибкости.
Пример анализа воспитательной работы. 5 А класс 1 полугодие 2013-2014 учебного года.
В 5 «а» классе на начало учебного года 12 учащихся: 7 мальчиков, 5 девочек. А в начале 2 четверти в класс пришла .... . И на конец полугодия учеников стало 13: 7 мальчиков и 6 девочек. Качество обученности класса за 1четверть 50%, за 2 четверть 46% .
Разработка урока русского языка: "Лексика и фразеология."
Автор Пушкарёва Ксения ФёдоровнаТема 4
Лексика и фразеология.
Цель: разграничить в сознании учащихся термины: лексика, лексическая система языка, лексикология; закрепить понятие о слове как основной единице лексики.
Задачи:
повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка; навыки рассуждения, аргументирования ответа;
отработать навыки выделения главного в содержании текста;
воспитывать в учащихся лингвистически развитых личностей
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
- Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».
2. Работа с учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?
— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.
Итак, признаки слова:
1) значение — лексическое, грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или коннотативное);
2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);
3) воспроизводимость.
Все эти признаки характерны для слов любого языка.
3. Работа с типами системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.
4. Упражнение на закрепление темы урока.
— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омонимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов.
Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искусный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, трудолюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный инструмент) - горн (в кузнице).
Типы системных отношений в лексике
Омонимы |
Паронимы |
Синонимы |
Антонимы |
Запустить (ракету) — запустить (учебу), (крепкий) брак — брак (в работе), край (обрыва) — край (область), горн (музыкальный инструмент) — горн (в кузнице) |
Искусный — искусственный, усвоить — освоить, невежа — невежда, глиняный - глинистый |
Искусный — умелый, доктор — врач, горячий — жаркий, дефект — недостаток, ненастный — пасмурный |
Мягкий – жесткий, трудолюбие —лень, взрослый — детский, радость — грусть |
Объяснительный диктант (не и ни с разными частями речи)
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.
— Обоснуйте выбор написания частицы: не или ни, слитно или раздельно.
— Какая особенность у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания? (Фразеологизмы.)
— Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые, неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.)
Анализ текста
Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то) подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно пр..чесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк.. кривившимися не то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский.)
Задания к тексту:
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
2. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение прилагательных длинный и тонкий.
3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия.
4. Подберите синонимы к слову невыразительный.
5. Слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кромы, что значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким рама — «рама, станина». Дайте толкование слова скромно (скромный) и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.
Ответы к заданиям:
1. Тут же сейчас же явился и защитник, знаменитый Фетюкович, и как бы какой-то подавленный гул пронесся в зале. Это был длинный, сухой человек, с длинными, тонкими ногами, с чрезвычайно длинными, бледными, тонкими пальцами, с обритым лицом, со скромно причесанными, довольно короткими волосами, с тонкими, изредка кривившимися не то насмешкой, не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было бы и приятным, если бы не глаза его, сами по себе небольшие и невыразительные, но до редкости близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.
3. Физиономия, физиономика, физиогномика, физиономист, физиономический.
4. Невыразительный — маловыразительный, бесцветный, серый, тусклый, бледный, неяркий, безжизненный. (Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка.— М., 1989. С. 206).
5. Скромный — «не выходящий за рамки» — «тот, кто держит себя в рамках, не выходит за рамки дозволенного». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3.— СПб., 1996. С. 658, 659).
III. Итог урока. Рефлексия.
— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)
— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)
Домашнее задание: конспект,
учеб. Под ред. Сабитова З.К, Жубуева Ф.Х. Русс. яз.
стр. 69 упр. 149
Преемственность как условие развивающего обучения по математикев период перехода на ФГОС.
Автор Москалева Валентина ЮльевнаПреемственность как условие развивающего обучения по математикев период перехода на ФГОС.
Подготовила В.Ю.Москалева,
учитель математики
МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа».