Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период перехода на ФГОС.
Автор ЕленаПреемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период перехода на ФГОС.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - эти слова английского литератора и философа Хаббарда Элберта Грина (1856-1915), сказанные ещё в начале 20 века, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта II поколения.
Вопрос введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в настоящее время, несомненно, является одним из актуальных в жизни нашей страны. И это не случайно, ведь ФГОС - государственный заказ. С его введением кардинально меняются ориентиры современной школы, для которой основой задачей сегодня становится перевод учащегося в режим саморазвития, , умеющего творчески подходить к делу, обладающего высокой культурой мышления
Предмет обсуждения преемственности обучения между начальной и средней ступенями общего образования, несмотря на разносторонние исследования учёных, психологов, педагогов по поиску путей его решения, до сих пор остаётся незавершённым, порождающим серьёзные педагогические проблемы. Учителя жалуются на низкую организованность детей, нарушение дисциплины, затруднения при обучении и снижение результатов успеваемости, многие школьники чувствуют себя неуверенно и тревожно, испытывают стресс. Поэтому особенно важна правильная, продуманная и согласованная позиция при организации адаптационного периода всех заинтересованных сторон при переходе в 5 класс для достижения каждым ребёнком комфортного самочувствия в школе.
Причины такого поведения давно установлены - переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими разными учителями – предметниками, ломаются привычные стереотипы, меняется самооценка, значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников, увеличивается учебная нагрузка, приходится учиться 6 дней в неделю, каждый учитель пользуется своей системой и формами обучения, предъявляет разные требования, притом программы начальной и средней школы не всегда находятся в полном соответствии. В связи с этим любой учитель обязан помочь каждому ученику адаптироваться, ознакомиться с их психологическими портретами, знать, что уже дети знают из начальной школы, на какие знания можно опираться, включить в свою работу те ключевые формы и методы обучения, которые были приоритетны в работе учителя. Обязательно познакомить со своими требованиями к предмету, нормами оценивания устных и письменных ответов. Таким образом, можно будет поддержать ребёнка и помочь ему успешно реализовывать свои способности в дальнейшем.
Адаптацию придётся проходить и учителю, так как новые стандарты рассчитаны на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности и предъявляют новые требования к преподаванию своего предмета. Для русского языка и литературы прежде всего - это усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Каждый ребёнок должен осознать, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Для реализации преемственности разных ступеней образовательной системы необходимо ориентироваться на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Поэтому в современных условиях учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные приемы, методы, технологии формирования универсальных учебных действий, которые позволяют поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижают утомляемость, повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, и, самое главное, они должны приносить радость. По утверждению Грина Хаббарда, «учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами».
Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы. В своё время Л.Н.Толстой даже отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности - необходимо.
В связи с этим проблема поиска и подбора методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению русского языка является и по-прежнему важной.
Необходимо выделить и найти такие из них, которые позволят формировать универсальные учебные действия. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как заинтересовать своим предметом? Как сделать так, чтобы ученик почувствовал на уроке себя успешным?». Каждый творческий учитель размышляет о том, чтобы на его уроке ребята работали с желанием, интересом, творчески.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования поставил качественно новую задачу – формирование личностных и метапредметных универсальные учебных действий (УУД), формирующих у школьников умение учиться, дающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Важнейшую роль в формировании УУД на уроках русского языка и литературы играет работа с текстом, так как навык чтения по праву считается фундаментом всего образования.
В ряду школьных дисциплин русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам и должен обеспечить речевое развитие учащихся. Развивать мышление и речь – значит развивать умение думать.
В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Методика русского языка на современном этапе рассматривает использование текста в качестве главного методического средства на уроке, что помогает в единстве реализовать эти цели: так называемый текстоцентрический подход.
Продуманный подбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно и целенаправленно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности каждого ребёнка.
Считаю, что уместно прозвучат слова врача-учёного, основоположника военно-полевой хирургии, Николая Ивановича Пирогова (1810—1881), который внёс и свой вклад в систему школьного образования, будучи в течение 5-и лет попечителем Одесского и Киевского учебных округов до марта 1861 года:
«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в сто крат полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям».
С целью адаптации при переходе учащихся из начальной школы в основную необходимо постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения для осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику в один из непростых для пятиклассников периодов процесса обучения. Учитель обязан знать, какие знания дети уже получили в начальной школе и с помощью каких используемых методических приёмов, чтобы идти дальше в своём развитии.
В своей работе применяю и провожу апробацию различных приемов работы с текстом.
- 1.Составление плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. При этом по мере чтения помогает вопрос «О чем здесь говорится?».
- 2.Использование графических схем (метод наглядности) позволяет выстраивать логическую структуру текста - линейную и разветвленную при помощи абстрактных геометрические фигур (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). В них наглядно отражены связи и отношения между элементами текста. Например, при изучении сказки мы А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», пробовала такую игру (фронтально). В центре доски изобразила треугольник (можно детский рисунок с изображением царевны), в середине записала «Царевна», от рисунка начертила стрелочки, одни ученики должны написать над ними слова из сказки, другие — объяснить, в каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "пирожок, Чернавка, сестрица, яблочко, Елисей, хрустальный и т.д."// Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста»: Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые слова, абзац, тема. Основная мысль.) Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок. – Объясните каждый признак или рисуют вместе ромашку на доске, подписывая признаки.
- 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
- 4.Прием составления сводной таблицы — помогает обобщить и систематизировать учебную информацию. В той же сказке А.С. Пушкина в итоговом разговоре об основных образах сказки – Царевна/Царица- записываем в таблицу прилагательные: злая/добрая; гордая/скромная; ленивая/трудолюбивая и т.д.
- 5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Предмет «Литература» имеет особое значение для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства любви к многонациональному Отечеству, формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально направить их внимание на поступок героя и дать ему нравственную оценку. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, позволяющие осмыслить содержание текста. На мой взгляд, наиболее приемлемы такие:
- «Чтение с остановками» - открывает возможности целостного видения произведения. Продумываются вопросы для размышления:
- Какие представления вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
- «Чтение с пометками» - в инновационном варианте- Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что не совпадает с их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно: ? + - V
- «Составление кластера» - новый приём - (из теории критического мышления). Слово «кластер» вошло в русский язык в эпоху зарождения интернета, когда несколько серверов стали объединять в блоки (кластеры) чтобы повысить устойчивость системы к высоким нагрузкам. Кстати, слово cluster переводится с английского именно так — «пучок, связка». Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе можно создать такой кластер: Отношение к Муму-Отношение к барыне (слева) Герасим (центр) (справа) –Описание каморки---Отношения с дворовыми (сверху) Портрет (внизу) Отношения с татьяной.
- Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Синквейн в переводе с французского «пять строк».
Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке определяется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное. Приведу примеры:
Книга Друг
Умная, полезная Добрый, верный
Читаем, узнаем, обсуждаем Играет, поддерживает, советует
Книга - мой верный друг Друг поможет в беде
Помощник. Радость.
Для чего используют?
- увеличивает словарный запас;
- формирует навыки краткого пересказа;
- помогает увидеть идею (ключевую фразу);
- ученик чувствует себя творцом;
-работают все.
- Прием «верные – неверные утверждения» (из технологии критического мышления) является удачным и интересным для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя. Примеры утверждений записываются на доске.
-А. С. Пушкин родился в Москве.
- Няня поэта – Арина Родионовна Яковлева.
- Царскосельская Императорская Гимназия
- В Лицее А.С. Пушкин встретил своих лучших друзей – А.Дельвига, И. Пкущина, В. Кюхельбекера
и т.д.
На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираются с доски.
В условиях введения ФГОС нового поколения учителя-предметники должны стремиться уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую. Это особенно актуально для преемственности обучения, так как нужно учитывать, что на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке. Очень важно в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Групповая форма работы позволяет сообща учиться искать информацию, передавать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.
В рамках групповой работы выделяется и работа парами. Например, ученики получают задание по одному и тому же упражнению: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять его, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется образец выполнения задания. Выполняя следующее упражнение, дети меняются ролями: исполнитель становится контролером, а контролер — исполнителем. Введение в практику парной формы контроля позволяет решить важную задачу: контролируя друг друга, учащиеся постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Работа в группе позволяет чувствовать себя защищенным, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх
Введение нового образовательного стандарта изменило содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения. Знания не даются в готовом виде, а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности учащихся. На уроках новый материал учащиеся получают путём наблюдения, сравнения, выявления закономерностей и на этом основании делают собственное открытие нового.
Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?».
На уроке материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания, тест «Верные и неверные высказывания» и другие.
Итак, можно дать такие рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
- 1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
- 2.Практикуйте «нестандартные уроки», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
- 3.Подготовьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
- 4.Начиная групповую работу, напомните о правилах ведения дискуссии и беседы.
- 5.Пусть ребенок сам чаще задаёт уточняющие вопросы по материалу, переспрашивает, уточняет.
- 6.Используйте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычного вопроса, задания.
Стремитесь разнообразить формы домашних заданий, например:
- творческая работа;
- художественное чтение;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление своих вопросов к обобщению по теме;
- составление конспекта, опорных схем, таблиц и др.
Внедрение в педагогическую практику описанных приёмов позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО:
- продуманный и организованный урок в хорошо оборудованном кабинете , имеющий интересное начало и завершение;
- спланированная деятельность учителя и деятельность учащихся, четко сформулированная тема, цель, задачи урока;
- проблемное и развивающее содержание: учитель сотрудничает с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- здоровьесбережение;
- дети – в центре внимания;
- учет уровня и возможностей учащихся, их стремлений настроения;
- методическое искусство учителя;
- урок должен быть позитивным.
Рассуждать о современном уроке можно много. Как не потеряться во множестве технологий, методик, приемов? Как это совместить в пределах одного урока? Ответ очевиден - нужен адаптивный урок. Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками, приёмами и методами.
Практика современной школы решает проблему преемственности путем создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета.
На начальном этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку и каким требованиям они должны соответствовать. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
Изменения условий обучения в 5 классе, разнообразие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося.
Неоценимую помощь детям во время этого сложного периода адаптации могут оказать родители. Что им посоветовать?
- 1.Создать ребенку спокойную обстановку, продумать режим.
- 2.Контролировать развитие учебной деятельности детей.
- 3.Поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности.
- 4.Оказывать помощь в подготовке домашнего задания и в преодолении возникающих трудностей.
- 5.Систематически общаться с классным руководителем, учителями- предметниками.
На современном этапе российское образование ставит перед учителем средней школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Главным ресурсом, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать, сегодня является учитель, его творчество, профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребёнка и создать на уроке ситуацию успеха, понимая те существенные обновления, которые ему придётся внедрять в свою практику.
Я глубоко уверена, что учителя смогут реализовать новый стандарт за счет своего умения быстро перестраиваться, находить новые пути и возможности. Педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, непрерывно учиться: по – новому готовиться к уроку, по – новому проводить урок, по – новому оценивать достижения обучающихся, по – новому взаимодействовать с их родителями.
В заключение я хотела бы привести слова выдающегося психолога и педагога современности Василия Васильевича Давыдова, который совместно с Даниилом Борисовичем Элькониным, чьи работы стали одним из краеугольных камней теории деятельности, выявил условия организации развивающего обучения, и в 1996 году Решением коллегии министерства образования РФ система Эльконина—Давыдова утверждена в качестве официальной системы начального образования (наряду с традиционной системой и системой развивающего обучения выдающегося педагога Леонида Владимировича Занкова):
«Хотя учитель – это массовая профессия…
по существу, учительский труд является творческим трудом.
Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути,
но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники.
Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником.»
Литература
1.Федеральный образовательный государственный стандарт начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО
2. wiki.saripkro.ru›images/Авдеева_О.Ю..pdf
3. es.slideshare.net›oiro/ss-9120475
4. educoroang.ru›_fr/0/programma_semin.doc
Подготовила: Сапрыкина Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Елена
Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период перехода на ФГОС.