Get Adobe Flash player
Вторник, 13 Января 2015 18:32

Роль моего предмета, русского языка и литературы, в будущей жизни ученика и формировании его личности

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

Роль моего предмета, русского языка и литературы, в будущей жизни ученика и формировании его личности

 

«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». Эти слова принадлежат известному русскому педагогу К.Д.Ушинскому. В них мысль о важности именно русского языка как школьного предмета для формирования личности человека. И кто, как не учитель, поможет учащимся «почувствовать» Слово, а через Слово – самих себя и нашу сложную и многоцветную жизнь.

 

В пояснительной записке Стандартов второго поколения указывается на то, что русский язык оказывает универсальное воздействие на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Он является формой хранения и усвоения различных знаний, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности дать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Отсюда следует, что формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе.

Как учитель – словесник считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха

Неиссякаемым источником творчества учителя является поиск приёмов педагогической техники. С помощью какого-либо приёма учитель начинает урок, возбуждает в детях интерес к теме, организует проблемную ситуацию. Например:

  • На каком основании в транскрипции слова РУЧЬИ появляется звук /й/?
  • Почему в предложениях «Ранняя весна» и «Весна ранняя» не срабатывает математический закон: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется?

Другой путь повышения интереса к русскому языку как учебному предмету – проникновение в «механизм» правила, выяснения того, почему это правило именно такое. Учащимся интересно знать, почему в наречиях на шипящий пишется мягкий знак, а в словах уж, замуж, невтерпеж он не нужен и т.д.
Этот вопрос возникает у многих, но не все зададут его своему учителю. Своих учеников приучаю задавать вопросы: себе, своим товарищам и учителю. Именно поэтому ученики впоследствии хорошо владеют правописной грамотностью. Я объясняю просто, доступно: в наречиях, оканчивающихся на шипящий, всегда пишется мягкий знак: навзничь, наотмашь, вскачь. Это правило связано с древней мягкостью всех шипящих в русском языке
Почему же в словах уж, замуж, невтерпеж мягкий знак не нужен? Наречия невтерпеж и замуж пишутся без мягкого знака потому, что они образованы от существительных терпеж и муж, которые относятся ко 2-му склонению и в современном языке не имеют на конце мягкого знака. А уж – это сокращенная форма от слова уже. Вполне допустимо, что ученики и сами отыскивают ответы в сети. (Играть в бирюльки, 6 класс с интересом узнал, что это дудочки пастухов).

Для современного этапа обучения русскому языку характерна коммуникативная направленность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Главным средством создания возможностей общения на уроке в настоящее время признается система ситуативных упражнений (их называют коммуникативными).

Уже сами задания упражнений в учебнике русского языка последних лет изданий содержат установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнить собеседника; установки, формирующие у учащихся умения выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам; установки, побуждающие к совершению действия или его запрещению; установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора.

Например, при изучении темы «Предложение» учащимся предлагается составить характеристику хорошо знакомого человека. Описать его внешность, характер, поступки. Дать оценку этим поступкам.

При изучении неполных предложений – написать заметку о бережном отношении к природе. Стремиться, чтобы язык был живым и выразительным.

 

В практике обучения русскому языку ситуативные упражнения становятся уже одним из важнейших компонентов учебников, которые учителю важно использовать полноценно, не упускать из поля зрения.

5 класс,2000, 249: Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения используйте слова на полях: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

- Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Колю.

248: Вы решили навестить больную одноклассницу. Когда вы вошли в её комнату, то увидели… Опишите изображённое на рисунке, включите в ваше описание диалог. Вы тоже можете в нём участвовать. (Как правило даю возможность работать в группах, дети выполняют с удовольствием, положительным эмоциональным настроем)

Обычно это воспитательные моменты милосердия, сострадания, сочувствия, участия, вежливого обращения с ближними и незнакомыми людьми. Учителю важно самому находить такие моменты в упражнениях и продуктивно ими пользоваться, так как Ситуативные упражнения повышают культуру учащихся и через нее - культуру их поведения в целом. В этом их большое воспитательное значение.

В школьной практике среднего звена большое место занимает изложение.

В школьных условиях изложение - это передача в письменной форме прочитанного текста или услышанного рассказа. Изложение - это и конспектирование, и запись прослушанного. Проводимые в определенной системе изложения являются эффективным средством развития речи, дающим возможность приучить учащихся правильно (с логической и грамматической точки зрения), без искажения передавать чужую речь (текст).

Изложения могут быть наряду с другими упражнениями успешно использованы для формирования у учащихся разнообразных навыков, например, таких, как:

  • слушания, запоминания, а затем и воспроизведения в устной или письменной форме чужой речи или более или менее пространного текста;
  • логического     мышления     -     последовательности     в изложении правильного       выделения       главного       и второстепенного, родовых     и     видовых     отношений, доказательств, выводов;
  • максимального       и       наиболее       целесообразного использования запаса слов учащихся;
  • использования грамматических и стилистических средств языка для наиболее выразительного изложения содержания.

Подготовка учащихся к написанию идет в трех направлениях:

работа над содержанием текста;

работа над его логикой;

работа над языком текста.

Таким образом, изложения оказывают эффективный результат на развитие устной и письменной речи учащихся.

Одним из важных факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является сочинение.

Сочинение - творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим.

С точки зрения идейно-воспитательных задач сочинения среди других видов работы по русскому языку занимают важное место. В них отражается внутренний мир ученика, можно проследить его развитие, в них ученик полнее раскрывается, обнаруживает свои индивидуальные склонности и возможности.

Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учит их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Уже в этом учебном году мы принимаем участие в творческих конкурсах, к сожалению, пока только в статусе «участники»: могу назвать и привести выдержки из работ 5 класса - Номинация «Моя семья в истории страны»

Мой прадедушка, Сиделёв Алексей Семёнович, – ветеран Великой Отечественной войны (Васик Любовь) Сочинение

«Нашей семье есть, чем гордиться, и мы выражаем глубокую благодарность моему прадедушке, Сиделёву Алексею Семёновичу, участнику Великой Отечественной войны, за его боевые подвиги и за то, что он дал нам возможность жить, работать и учиться. Можно сказать, что подвигом Алексея Семёновича была вся его военная биография.» «Мы не должны забывать про подвиг своих предков: пусть покоятся с миром все убитые и умершие ветераны войны, в том числе, и мой прадедушка, Сиделёв Алексей Семёнович! Вечная им слава! Низкий поклон Вам, ветераны войны!»

Номинация «Моя семья в истории страны»

Моя прабабушка, Подколзина Александра Константиновна

Сочинение (Репринцева Анастасия)

«     Я хочу рассказать про свою прабабушку Шуру (на фото слева). Я её ,конечно, не видела и не знала , но много слышала от своей мамы…. Прошла она всю войну, видела всё: и смерть, и горе, и радость Победы. Победу встретила в Польше, там же она встретила раненого бойца Ус Ивана Ивановича, уроженца Сумской области. Много испытаний выпало на их долю, но это не сломило их, они прожили до самой старости вместе, в любви и согласии.»

Номинация «Мой самый близкий человек» (Зайцева Яна)

«Самый близкий мне человек – это моя мама. Зовут её Лариса. Моя мамочка очень красивая, умная, добрая и справедливая… я всегда обращаюсь к ней за советом, за помощью. Мама отложит все свои дела, и вместе мы справляемся с любыми трудностями. У мамы я могу спросить о том, что мне интересно. Кто на свете лучший друг? Конечно, мама. С мамой ты можешь погулять, поговорить. Маме можно доверить все свои тайны… И мне не важно, что иногда она меня ругает, ведь всё равно она остаётся для меня самым любимым и важным человеком, несмотря ни на что… В жизни самое важное – это мама! К ней нужно относиться с любовью и нежностью»

Номинация «Искусство слова» Мама... Простое, казалось бы, слово…

Сочинение (Назарова Анна)

«Мама, как солнце, светит в нашем доме. Её руки всегда излучают тепло. Моя мама – очень справедливый человек, если она за что-то возьмётся, то не бросит дело, пока не закончит. Она всё время говорит, что между людьми должно быть уважение, моя мама научила меня добру и дала много знаний. Рядом с мамой всегда тепло и светло. Мама как мой ангел хранитель, охраняет меня с самого рождения…. Мама – самое дорогое, что есть у меня. Мама подарила мне жизнь. Я люблю свою маму за её доброту, нежность, ласку. Спасибо моей маме за то, что она такая!.. Всем мамам я желаю счастья, здоровья и прекрасных детей.»

 

Мне кажется, что такие слова – лучшая иллюстрация к душевному состоянию ребёнка, такие слова не напишет человек равнодушный, обеднённый семейным вниманием и теплом. …

Следовательно, такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить ,что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.

Мы сдали на конкурс района сочинения на диске с фотографиями, которые дети разыскали в своих семейных альбомах вместе с родителями, что , конечно, сплотило их в этом поиске. Считаю, что детские работы могут быть успешно размещены на школьном сайте, тем более, что это ценно и для непосредственной наполняемости школьного сайта, в чём нас и должны поддерживать.

В текущем периоде до 20 апреля 2013 года мои ученики с увлечением включились в Открытый конкурс творческих работ, посвящённый празднованию 85-летия Советского района Курской области

Номинация: литературные произведения Сочинение

«Я люблю эту землю – мой Советский район», «Мой родной Советский район»

(Гунькина Юля, Зайцева Яна, Назарова Анна, Мальцева Юлия)

Предложу вашему вниманию выдержки из работ:

«Я люблю свой Советский район, и поэтому хочу видеть его красивым и процветающим. То, чего он достиг сегодня, - это лишь начало развития. Так что же будет, допустим через 8-10 лет?

Иногда я начинаю представлять Советский район в будущем. Я уверена, что произойдут ещё более масштабные перемены. Например, в социально-экономической сфере, в промышленности. С каждым годом объем продукции сельского хозяйства будет увеличивается. Кроме действующих предприятий, откроются новые, которые будут успешно развиваться. Большая территория района застроится немалым количеством домов, магазинов, различных предприятий, фабрик, заводов. Увеличится доход местного бюджета, и мы уже не будем нуждаться в финансовой помощи Курской области… Всё это, конечно же, мои мечты. Но ведь и мечты имеют особенность сбываться. К тому же они построены на реальности. Советский район в настоящее время быстро развивается , и всё, о чём я мечтаю, а может, даже больше, возможно, свершится. Но для этого нужно не только верить, но и вносить свой собственный вклад, делать всё возможное.»

«Я горжусь своим Советским районом, горжусь своими земляками и знаменитыми людьми!»

Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Коммуникативная - одна из важнейших функций языка, поэтому долго доказывать не нужно, что, осуществляя обучение детей русскому языку, литературе, словесности, учитель обязан различными способами развивать навыки грамотной устной и письменной речи, учить детей в различных жизненных ситуациях применять свои знания, умения и навыки.

Диапазон работы над речевой компетенцией включает целую систему специальных уроков, праздников, литературно-музыкальных композиций, где на конкретном материале показаны пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах - учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной. Мы самостоятельно разрабатываем сценарии для Недель русского языка, придумываем музыкальное сопровождение и художественное оформление. Здесь ребята учатся работать творчески. Общение вне урока позволяет им свободнее высказывать свое мнение, проявлять себя в той или иной области. Литературно-музыкальные композиции: «Нам дороги эти позабыть нельзя…», «Только доблесть бессмертно живёт…»,«Годы, опаленные войной»– учат детей любить поэзию, дают возможность попробовать себя на этом поприще. Ребята проживают жизнь своих героев, вместе с ними проходят их путь. Такие мероприятия не только учат ребят размышлять, высказывать свое мнение, но и формируют духовный облик и нравственные ориентиры учащихся.

В этом году мы впервые принимаем участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе (17 человек моих участников), олимпиада платная, но это не остановило детей. Мы отослали выполненные работы и ждём не только сертификатов участников, но грамот и дипломов к 20 мая 2013 года.

Языковое развитие личности учащихся невозможно без формирования культурологической подготовки, поэтому на уроках часто используются репродукции картин, музыкальные фрагменты, органично вписывающиеся в работу с художественным текстом.

Неплохо было бы вспомнить почти забытый сейчас вид работы по заучиванию художественной прозы (а ведь это так обогащает речь!). Выученное рано или поздно неминуемо будет где-то использоваться учеником.

Заключение

Учить детей языку - это значит учить их жизни.

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь и развивать их постоянно. Но она должна дать ему опорные знания, развить логическое и творческое мышление, воспитать умения и навыки самостоятельной работы.

Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей

За годы работы я определила для себя главные педагогические ценности:

Ø     включить каждого ученика в образовательный процесс ;

Ø     помочь осознать молодому поколению, что           каждый русский человек должен знать родной язык, грамотно писать и говорить, не   нарушая     литературные нормы; осознать, что язык нужен всем, всегда и везде;

Ø     воспитать мыслящего человека-творца, для которого традиционные литературные нормы – одновременно и нравственные требования, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И хочется работать, доказывая всем, что не зря ношу имя - учитель! Всегда есть желание видеть сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение и верить в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

 

Подготовила: Сапрыкина Елена Алексеевна,

 

учитель русского языка и литературы

 

МКОУ «Волжанская СОШ»

 

Советского района Курской области

 

Прочитано 5543 раз Последнее изменение Среда, 04 Марта 2015 15:24
Елена

Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период перехода на ФГОС.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии