Get Adobe Flash player
Среда, 05 Ноября 2014 17:09

Материал для учителей математики "Так играем или учимся?"

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

 

"Так играем или учимся?"

Автор: Колосова Алла Ивановна

 

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным.

 

 

        В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся.

         Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках: объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Возможно использование и на различных этапах урока.

         Реализация  игровых приёмов и ситуаций на уроках происходит по направлениям: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность  учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

         Конечно, большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов на уроках в начальных и средних классах. Но учащиеся старших классов тоже играют с удовольствием. Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

Рассмотрим применение игр на разных этапах урока при изучении темы « Производная».

 Игра «Вопрос-ответ» используется при закреплении теоретических знаний: правила и формулы дифференцирования, геометрический и физический смысл производной. Класс  делится на две команды. Первая команда будет задавать вопросы, правая — отвечать. Учитывается активность участников команд, количество и глубина заданных вопросов.

Игра « Вертушка» проводится при отработке навыков применения формул дифференцирования. Учащимся раздаются дидактические материалы, содержащие задания трёх степеней сложности. Каждый должен вначале решить одно из заданий первого уровня сложности по собственному выбору. Решение подаётся учителю или ассистенту учителя (из числа «сильных» учащихся). За правильное решение задания первого уровня сложности даётся 1 балл в счёт оценки и 1 игровой балл команде. Справившись с первым заданием, выбирает дальше одно из заданий второго уровня сложности. За верное его решение ученик получает 2 балла  в счёт оценки и 2игровых балла. За выполнение выбранного задания третьего уровня сложности ученик получает соответственно 2балла в счёт оценки и 3игровых балла.

Выполнив три задания всех уровней сложности, ученик получает 5 баллов в счёт оценки и 6 игровых баллов. При наличии времени каждый имеет право решать задания любой сложности, увеличивая количество счёт команды.

          При двух неудачных попытках решить задание первого уровня сложности ученик имеет право попросить консультацию. Если справился с заданием первого уровня сложности и не может решить задачи второго уровня, то ему разрешается решать все задачи первого уровня и получить при этом 3 балла в счёт оценки и 3 балла для команды. Если ученик решил задание второго уровня сложности и не может решить задание третьего уровня , ему разрешается решить все задачи второго уровня сложности, при этом его оценка не должна быть ниже четырёх.

        Строгий учёт работы каждого ученика и каждой команды даёт возможность поставить оценку ученику  за знание материала и установить команду-победителя.

          И ещё одна игра, которую можно провести, после изучения темы  - «Крестики-нолики». Основой игры является классическая игра. В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Для игры используется презентация. На слайде с изображением игрового поля в клетках записаны названия темы заданий:

  • Вычисление производных;
  • Уравнение касательной к графику функции;
  • Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы;
  • Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин.

Капитан команды «Крестики» получает право выбрать тему. По щелчку на выбранной клетке игрового поля открывается слайд с заданием. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием. Победившая команда получает право закрепить свой знак («Х» или «О») на плакате с пустым игровым полем и выбрать следующий конкурс. В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд.

         Вот таким образом разнообразные игровые приёмы и ситуации помогают достичь дидактической цели, поддерживают и усиливают интерес детей к математике. 

Прочитано 2143 раз Последнее изменение Среда, 05 Ноября 2014 17:18
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии