Get Adobe Flash player
Суббота, 13 Декабря 2014 18:11

Применение электронного практикума на практических занятиях по технической механике

Автор 
Оцените материал
(2 голосов)

Применение электронного практикума на практических занятиях по технической механике

Л.Д.Атаманенко, преподаватель

Информатизация образования в России направлена на насыщение образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» выдвигает требования к условиям реализации основной профессиональной программы обучения выпускников.

Программа обучения должна учитывать потребности регионального рынка труда и работодателей. Образовательное учреждение обязано обновлять основную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование активных и интерактивных форм проведения занятий и информационно-коммуникативных технологий.

П. И. Пидкасистый выделяет следующие виды   информационно-коммуникационных технологий:

-демонстрационно-визуализирующие, предназначены для сопровождения объяснения нового материала, сложных явлений, процессов и т.д.

- имитационные, позволяют проектировать, конструировать механизмы, машины;

- моделирующие, позволяют представить форму объекта или явления;

-вычислительные, помогают сделать обработку результатов, решить задачи выбора оптимальных параметров. (4 )

К средствам ИКТ относятся электронные учебники, учебные пособия, практикумы, тренажеры и тесты, разработанные для применения в обучении, решающие дидактические цели и имеющие методику применения в учебном процессе:

- электронный учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, систему диагностики и другие компоненты;

- электронное пособие выступает как компонент поддержки учебного процесса, оформленный в виде справочника, системы диагностики с ограниченным охватом учебного материала, ориентированного на изучение какого-либо раздела учебной дисциплины;

- практикум дополняет теоретический раздел знаниями, лежащими в области практического приложения к тем или иным ситуациям. Также практикумы это процедуры, позволяющие попробовать себя в применении знаний, протестировать свой уже имеющийся ресурс.

- тренажеры предназначены для отработки и закрепления каких- либо умений и навыков, обеспечивают тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Для проведения практических занятий по технической механике целесообразно применение электронного практикума с элементами тренажера. Электронный практикум направлен на выполнение индивидуальных заданий, содержит алгоритмы их решения, позволяет организовать аудиторную самостоятельную работу, контроль и самоконтроль, помогает преподавателю рационально использовать время учебного занятия.

Возможности обычных средств обучения ограничены. Традиционный учебник вмещает в себя небольшое количество учебных материалов и инструкций для самостоятельных работ студентов. Он не включает материал для углубленного изучения дисциплины, так как это нарушает логическую и дидактическую стройность содержания.

Преимущества электронных средств обучения в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно. Через сайт znanium.com и личный кабинет преподавателя студенты очного обучения для внеаудиторной самостоятельной работы имеют возможность пользования любым электронным средством.

Технология обновления научной и учебной информации в электронных средствах обучения, по сравнению с печатными изданиями, выигрывает, кроме того значительно ниже финансовые затраты. Электронные средства обучения обладают интерактивностью, при этом студент становится субъектом образовательного процесса.

В современных условиях очень быстро меняются требования к выпускникам, на производстве требуются не только знания, но и способность специалиста применять эти знания на практике при решении профессиональных и социальных функций. Эти изменения учитываются в типовых программах и учебных планах дисциплин. Например, при изучении технической механики по специальности140448 «Техническая эксплуатация, обслуживание электрического и электромеханического оборудования» запланировано увеличение до 60 часов практических занятий. Издательские центры России не успевают выпускать необходимые учебники для проведения практических занятий. Эти противоречия делают проблему создания и использования электронного практикума в образовательном процессе актуальной.

Техническая механика является общепрофессиональной дисциплиной относящейся к профессиональному циклу, результатом освоения которой должны быть не только усвоенные знания, умения и навыки, но и частично сформированные у студентов будущих выпускников общие и профессиональные компетенции.   ФГОС помимо знаний, умений и навыков включают три понятия: способность осуществлять профессиональную деятельность, качество личности и профессиональный опыт. В учебном процессе можно отлично освоить теорию, продемонстрировать умения и навыки для сдачи экзаменов и зачетов, но в реальном профессиональном действии необходимо формирование компетенций, которые рассматриваются как соединение знаний, умений и навыков с реальным практическим профессиональным действием (2).

   В ФГОС поставлено требование по формированию общих и профессиональных компетенций. Общие компетенции, связанные с качеством личности, подразумевают умение действовать в различных видах деятельности, а профессиональные связаны с понятием профессионализма выпускника. (1)

Целью статьи является описание педагогического опыта использования электронного практикума как средства формирования профессиональных компетенций   на практических занятиях по технической механике.

Под моим руководством в рамках работы НОУ в течение двух лет студенты групп ТЭ9-10 Кременцов Константин и ТЭ9-11 Корноухов Иван и Корноухов Александр разработали для проведения практических занятий по технической механике электронный практикум демонстрационно-визуализирующий с элементами вычислительного ИКТ.

Электронный практикум может быть использован на компьютерах среднего класса, требуется только наличие программ MS Word и PowerPoint.

Электронный практикум состоит из двух модульных блоков содержащих по семь учебных элементов представленных в таблице 1.

Таблица 1- Структура электронного практикума

Модульный блок

Учебный элемент

МБ№1. Теоретическая механика

УЭ№1. Определение равнодействующей двух сил

УЭ№2 Определение равнодействующей системы сил

УЭ№3 Определение усилий в стержнях системы

УЭ№4 Определение моментов относительно точек

УЭ№5 Определение опорных реакций балок

УЭ№6 Определение координат центра тяжести сечений

УЭ№7Определение мощности при поступательном и вращательном движении

МБ№2. Методика расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

 

УЭ№8. Построение эпюр при растяжении

УЭ№9.Выполнение расчетов на прочность при растяжении

УЭ№10.Выполнение расчетов на срез и смятие

УЭ№11.Определение моментов инерции сечений

УЭ№12.Построение эпюр при кручении

УЭ№13.Построение эпюр при изгибе

УЭ№14. Расчет балок на жесткость при изгибе

 

Электронный практикум дает возможность пролистывания информации в обоих направлениях, для чего имеются левые гиперссылки по каждому учебному элементу. Правая гиперссылка предназначена для вариантов индивидуальных практических заданий.

В начале занятия проводится входная диагностика, которая является элементом мониторинга образовательного процесса и представляет собой выполнение входного теста. Цель входного контроля – определение базовых знаний и умений на начало практического занятия и выявление необходимости корректировки пробелов обучения.

Алгоритм решения типового задания состоит из поэтапного анализа решения задания на классной доске и словесного пояснения вариантов решений заданий выведенных на экран. Студентам проще ориентироваться при выполнении задания, когда они его видят на экране.

Для самостоятельной работы   по индивидуальному заданию используются схемы по гиперссылкам пособия. Опыт работы со студентами показывает, что не все студенты имеют достаточный уровень знаний математики, физики, геометрии и это является основной проблемой при выполнении индивидуальных заданий по технической механике. Для устранения этой проблемы проводятся внеурочные консультации и электронный практикум размещается на сайте znanium.com.

На этапе контроля знаний проводится итоговое тестирование с выводом вариантов теста на экран.

При выполнении практических заданий с использованием электронного практикума у студентов формируются умения и соответствующие им первоначальные профессиональные компетенции представленные в таблице 2

 

Таблица 2 -   Соотношение умений к профессиональным компетенциям и       видам учебных элементов

 

Формируемые

профессиональные компетенции

Результаты обучения

Виды учебных элементов

ПК 1.1.Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования

Определять напряжения в конструкционных элементах,

читать кинематические схемы

 

6,12,13

ПК 1.2.Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования

Определять передаточное отношение,

собирать конструкцию деталей по чертежам и схемам

 

6,7,11,12

ПК 1.3.Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации

электрического и электромеханического оборудования

Проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения

 

1,2,12,13

ПК 2.1.Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживании и ремонту бытовой техники

Проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединения деталей и сборочных единиц

 

6,7,11

ПК 2.2.Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники

Производить расчеты на сжатие, срез и смятие

 

3,10

ПК 2.3.Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники

Производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость, устойчивость

 

5,8,9,11,14

 

Работа студентов с электронным практикумом развивает способность к самостоятельному выполнению заданий, к организации собственной деятельности, к осуществлению поиска для эффективного выполнения профессиональных задач, а это значит к развитию общих компетенций будущего выпускника.

Для определения эффективности работы с электронным практикумом было проведено сравнение показателей качества обучения в двух группах, анализ результатов показал, что показатели качества обучения при работе с электронным практикумом выше.

В заключение можно сказать, что применение Электронного практикума на практических занятиях по технической механике способствует формированию начальных профессиональных компетенций и развитию общих компетенций будущего выпускника.

Библиографический список:

  1. 1.Зеер, Э. и др. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э. Зеер, А. Павлова, Э. Сыманюк. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
  2. 2.КвасоваТ.А.Использование элементов компьютерных технологий на занятиях (Текст) / Т.А. Квасова// Специалист-2013.-№4.Персианов В.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Образовательный сайт – Тула: Сервер ТГПУ( http://WWW.tspu. tula, ru ), 2007
  3. 3.Пидкасистый, П.И. и др. Педагогика: учебник для студ.высш.учеб.заведений / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. –М,: Издательский центр «Академия», 2010. – 512с.
  4. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности специальности140448 «Техническая эксплуатация, обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации от «25» февраля 2010г. №144
Прочитано 2167 раз Последнее изменение Пятница, 19 Декабря 2014 18:02
Людмила

Преподаватель технической механики, Политехнического колледжа города Магнитогорска.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии