ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Автор Бондаренко Наталья ЮрьевнаДля подготовки конкурентоспособного выпускника в условиях социального партнерства в колледже, перехода на качественно новое содержание профессионального образования необходимо обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда, что требует качественного изменения методической работы преподавателя. Главные изменения касаются, прежде всего, создания условий для саморазвивающейся личности студента с помощью гибких информационных технологий.
Педагогическая работа выступает как система, управляющая профессиональным ростом выпускника, и реализуется посредством управления непосредственно со стороны преподавателей.
Основу данной концепции составляет не только педагогическая деятельность преподавателя спецдисциплин, но и сотрудничество с социальными партнерами, заинтересованными в подготовке кадров.
Если расставить приоритеты, то выясняется, что общий уровень развития, обучаемости и личностные качества важнее глубины и актуальности знаний по специальности. Работодатели уже избавились от иллюзии получить готового специалиста, который мог бы включиться в работу после минимальной адаптации на предприятии.
С технической точки зрения высокие требования к эффективности управления железнодорожными перевозками формируют потребность в более высоком уровне подготовки специалиста в части информатизации. Из разряда вспомогательных средств информационные технологии стали основными и оказывают существенное влияние на совершенствование процесса управления перевозками.
Исходя из этого, в колледже внедряются и используются следующие виды ИКТ в учебном процессе:
Ø Первое направление - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов обучения
Ø Второе направление – это системный подход. Он представляет собой технологизацию образовательного процесса.
Первым этапом обучения специальности является накопление знаний классическим способом, т. е. лекции, семинары, чтение технической литературы. Благодаря накопленным фундаментальным знаниям можно осуществлять практикоориентированное закрепление материала. Здесь возможно использовать активные образовательные методики. Во главе становится процесс обучения со своими особенностями, целями и задачами, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи. Поэтому возникают проблемы, на каких дисциплинах и как эффективнее их использовать, в какой степени они могут быть пригодными для профессиональной направленности и пригодится ли умение работать с компьютерными программами в работе.
Это нацеливает нас на поиск и применение педагогических средств, способствующих повышению качества образовательного процесса на основе ИКТ. Это предполагает выполнение учебных программ профессионального цикла по специальности, основанных на использовании информационной технологии, повышения качества обучения с помощью электронного материала.
Наряду с традиционными информационными ресурсами на уроках спецдисциплин используются следующие средства обучения:
- специализированные учебники с мультимедийным сопровождением;
- - электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники;
- - учебные пособия;
- - тренинговые программы;
- - контрольно-тестирующие комплекты.
Для решения поставленных задач колледж обладает неплохой технической базой. В колледже имеется: компьютерные классы; мультимедийные и интерактивные кабинеты, центр научно-технической информации, интернет-зона, медиатека. Многие кабинеты спецдисциплин оборудованы компьютерной техникой.
В результате реализации мероприятий по внедрению ИКТ в преподавание спецдисциплин железнодорожного профиля отмечены определенные достижения:
1.Применение готовых компьютерных технологий
На уроках применение компьютерных технологий дает возможность:
- Øиспользовать готовые программные продукты по учебной дисциплине;
- Øорганизовать работу студентов с электронным учебником на уроке и во внеурочное время;
2.Создание собственных электронных средств
Разработка собственных мультимедийных средств обучения позволяет: комплектовать электронную библиотеку учебными материалами, обеспечивающими повышение качества учебного процесса;
3.Создание электронной базы цикла ОПУД «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте»
- Организация и управление грузовой и коммерческой работы
- Устройство пути и станций
- Организация и управление движением на железнодорожном трпанспорте
- Техническая эксплуатация подвижного состава
- Охрана труда
- Организация пассажирских перевозок
- и другие.
Созданная база электронных материалов (лекции, практические занятия, презентации, видеоматериалы и пр.) позволяет оперативно компоновать учебные программы и курсы дисциплин в соответствии с меняющимися потребностями, используя модульный принцип построения учебных курсов, создавать различные версии учебных программ по дисциплинам и своевременно вносить изменения и дополнения в созданные интерактивные учебные материалы.
4.Обучающие мультимедийные компьютерные программы
В настоящее время нет точной общепризнанной классификации компьютерных обучающих программ, однако, в зависимости от вида их использования на занятиях возможно условное деление следующим образом:
- -демонстрационные программы;
- -обучающие программы;
- -программные средства для технического моделирования;
- -программные средства для контроля/тестирования уровня знаний;
- -учебные тренажеры;
- -информационно-справочные системы;
- -автоматизированные обучающие системы;
- -электронные учебники.
5. Нормативные документы
Собранная база инструкций по деятельности железной дороги, ремонту, техническому обслуживанию, обязанностям, ТБ, регламенту продуктивно дополняет учебный материал.
Будущие железнодорожники должны применять в своей работе самые современные информационные технологии. Использование в этих целях Интернета — основное условие. Для всех участников транспортного процесса использование Интернета означает удобство и оперативность в получении информации.
Организация самообразования студентов колледжа в области информационных технологий достигается использованием в педагогической деятельности следующих приемов:
- 1.Авторские работы студентов старших курсов
- 2.Создание слайдовых презентаций
Высокий уровень новизны для студентов, большой интерес, проявляемый к новым информационным технологиям, востребованность в жизни навыков работы на компьютере стали активными стимуляторами познавательного процесса и мотивации обучения.
- 3.Наглядный материал
Отсутствие компьютерного программного обеспечения по ряду профессий, вызвало необходимость разрабатывать его самостоятельно. При сотрудничестве со студентами, с помощью цифрового фотоаппарата созданы электронные версии плакатов.
4. Применение на уроках тестирующих программ
Тестирование — оптимальный и продуктивный метод, оно ставит всех студентов в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.
- 5.Создание тестов для контроля знаний студентов
Недостаточное количество контрольно-обучающих программ по профилю специальности привело к необходимости авторского создания тестов в электронном виде в программе Test System.
Выпускник колледжа — это личность, которая выходит на рынок труда со своим «товаром» — специальностью, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть специальностью, но и овладеть определенными компетенциями, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» (работодателя).
С каждым годом повышаются требования, предъявляемые к качеству подготовки выпускников колледжа. Современное образование не может быть качественным без использования в процессе обучения информационных технологий.
Совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств позволяет применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение электронной базы по специальностям железнодорожного профиля.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин.
Бондаренко Наталья Юрьевна
Преподаватель спецдисциплин Актюбинского коллежда транспорта, коммуникаций и новых технологий, педагогический стаж 18 лет.