Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи
Автор Мынкина Ольга Валерьевна«Хорошее партнерство – это балансирование между любовью и справедливостью. Хорошее партнерство – это не то, где нет проблем и конфликтов, а то, где есть готовность открыто и по существу их обсуждать и прорабатывать.»
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители.
Каждый ребенок любит своих родителей вне зависимости от того, какие это люди – хорошие или плохие, счастливые или несчастные, общительные или замкнутые.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не каждый задумывается о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание и образование вслепую, интуитивно.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка и семьи в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательно – образовательного процесса?
Я думаю, что в душе педагога должно быть отведено место для каждого родителя. Требуется умение и мастерство, тонкий психологический расчет, чтобы каждый родитель был уверен, что лучшей группы, лучшего детского сада, лучшего воспитателя для его ребенка нигде больше нет.
Я считаю, что успешный процесс обучения и воспитания детей - это целенаправленная, систематически спланированная работа воспитателя и семьи.
Исходя из этого, я выделяю следующие приемы этой работы:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- Установление доверительных и партнерских отношений с ними;
- Вовлечение семьи в жизнедеятельность группы и детского сада.
С этой целью я использовала и использую активные формы работы с родителями:
¨ Утренние приветствия;
¨ Посещение воспитанников на дому;
¨ Родительские собрания;
¨ Консультации;
¨ Открытые занятия;
¨ Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
¨ Совместные экскурсии;
¨ Дни общения;
¨ Дни добрых дел;
¨ Дни открытых дверей;
¨ Оформление фоторепортажей и альбомов;
¨ Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
¨ Совместное создание предметно – развивающей среды;
¨ Работа с родительским комитетом;
¨ Беседы с детьми и родителями;
¨ Тренинги и тесты для родителей;
¨ Телефон Доверия;
¨ Изготовление семейных альбомов (« Мой четвероногий друг» и др.)
¨ Ящик вопросов и ответов;
¨ Семинар – практикум.
Придя работать сразу в группу старшего возраста, где на протяжении нескольких месяцев постоянно менялись воспитатели, я столкнулась с некоторым равнодушием родителей ко всему, что происходит в их группе, кроме того, группа не была достаточно оборудована, существовали пробелы и в эстетическом ее оформлении. Но это было и понятно, ведь в группе не было настоящей «хозяйки». Пути устранения этих недочетов сразу появились в моей голове.
Я прекрасно понимала, что моими самыми главными помощниками в этом должны стать родители. Но я ведь ничего о них не знаю? Современные родители перегружены на работе, не имеют свободного времени, многие имеют финансовые трудности… Поэтому для достижения эффективного сотрудничества, мне было необходимо составить «Семейный портрет», проведя анкетирование, и выяснить следующие факторы:
- Жилищные условия (частный дом, квартира, аренда)
- Возраст, образование
- Супружеский опыт ( в первом, втором браке, в разводе
- Состав семьи и структура родительских связей (полные, какое количество детей, неполные)
- Полные семьи с нарушением кровного родства
- Поколенный состав (дедушка, бабушка, проживающие вместе)
- Национальность и вероисповедание.
Это дало мне большой объем информации и было учтено в планировании работы с семьей, эти знания помогли мне в общении с родителями, детьми, оказании психолого – педагогической помощи и тем и другим.
Для выстраивания дальнейшей работы я выяснила образовательные потребности родителей и запланировала ряд консультаций (см. Приложение 1).
Очень волнительной была подготовка к первому родительскому собранию « Давайте познакомимся». Я очень тщательно к нему готовилась, ведь мне нужно было влюбить в себя родителей.
Я постаралась создать в группе атмосферу тепла, добра и уюта, а первым этапом стала «Минутка знакомства», которая и объединила меня и родителей.
Кроме этого, я объяснила родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности, следовательно, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочу я, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка. Я сравнила образование и воспитание наших детей со строительством дома, где основой является фундамент, на нем держится весь дом, и именно сейчас мы закладываем первые кирпичики в фундамент каждого ребенка. Рассказав родителям о требованиях программы и об организации развивающей среды в группе старшего возраста, я предложила им самим дать оценку тому, соответствует ли интерьер и оборудование группы этим требованиям. Я спросила родителей: «А что бы вы хотели изменить в группе?». Многие родители сразу назвали нужды группы и вышли с инициативой многое изменить и дополнить. Тогда был выбран родительский комитет, благодаря помощи которого за два года нахождения детей в этой группе была проделана огромная работа: проведен полный ремонт умывальной комнаты и обновлены подставки для полотенец; покрашены стены и потолки в раздевалке, заменен там линолеум, плинтуса и пороги; в групповом помещении на стыки линолеума, который уже начал рваться, были также положены пороги, кроме этого, в группе были отремонтированы подоконники и окна, покрашены плинтуса. На прогулочном участке были покрашены в яркие цвета все постройки. Что же касается развивающей среды, то она также регулярно и в большом объеме пополнялась. В группе появилась новая стенка для учебной зоны, магнитная доска, а в раздевалке был оформлен родительский уголок.
Кроме всего перечисленного, родители принимали активное участие в расчистке от снега прогулочного участка, уборке сухих листьев. А летом, благодаря главным образом помощи наших мам, цветники радовали детишек своим разнообразием и богатством красок.
Я старалась помогать родителям во всем: мы вместе делали ремонт, смывали потолки и красили стены, приходя в детский сад в выходные дни, ходили по магазинам, выбирая игрушки и пособия для детей, лепили снежную горку зимой…
Именно тогда мы очень сильно сблизились с родителями, у нас завязались дружеские отношения, и это, конечно, очень помогло мне в дальнейшем, а также способствовало сближению родителей друг с другом и с детьми.
Добиться таких результатов, как мне, так и родительскому комитету не было очень просто. Трудно бывало порой подобрать необходимые слова, чтобы каждый родитель проникся нуждами группы, изъявил желание помочь. Я использовала метод убеждения, сравнения того, что было с тем, что есть, рассказа о том, как нашим деткам стало здесь уютно, как они радуются каждой новой игрушке и вообще всему новому, что появляется в группе, постоянно отмечала то, что благодаря их помощи я имею возможность насыщать занятия иллюстративным материалом, а приобретенные родителями развивающие игры и пособия помогают развивать логическое мышление, речь, память, внимание т.д. Я напоминала родителям о том, что дети большую часть времени проводят в детском саду, это их второй дом, и насколько будет комфортным их пребывание, а значит обучение и воспитание здесь, зависит только от нас – воспитателя и родителей.
Родители активно посещали все праздники. Они видели, что дети стараются понравится им, родители вместе с детьми пели песни, играли, танцевали. Приглашая родителей на утренник, я всегда говорила им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного.
С целью вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс, я привлекала их к активному участию в жизни не только группы, но и детского сада. Предлагая участие в каком – либо конкурсе или выставке, иногда приходилось слышать такие фразы, как «У меня нет времени», «Я не умею» или «Я очень устаю на работе»…Относясь с пониманием к таким высказываниям, я все же старалась убедить родителей в том, что это необходимо в первую очередь для ребенка, ведь как приятно вечером дома собраться всей семьей для совместного изготовления какой – либо поделки. А еще лучше будет, если ребенок увидит свое творение на выставке и гордо скажет : «Это мы сделали с моими папой и мамой!» Так родители принимали участие во всех выставках и конкурсах, проводимых в группе и детском саду: «Осенние причуды», «Наши мамы – мастерицы», городском конкурсе «Огонь – друг, огонь, - враг» и др.
Принимая участие в конкурсе «Уголок семьи в группе ДОУ», наша группа заняла почетное второе место. Благодаря помощи родителей в изготовлении игр и пособий о семье, альбома «Моя семья», приобретении кукольной мебели, развивающих игр, а также участие в выставках «Герб моей семьи» и «У наших мам золотые руки» мы смогли добиться такого результата. А грамота, красовавшаяся в родительском уголке, еще больше стимулировала родителей для новых достижений.
Так, к проводимому в детском саду «Дню шляп и шляпок», родители вместе с детьми и по их заказу изготовили оригинальные головные уборы. Мне было очень приятно смотреть на своих модников и модниц, которые демонстрировали свои наряды и гордились своими мамой или папой, мысленно благодаря их за помощь.
А вот к проходившему в ДОУ конкурсу «Семья года» привлечь родителей оказалось немного сложнее. Семья Сентякова Ильи, победившая в отборочном туре (он проходил в группе и состоял лишь в изготовлении герба семьи), почему – то долго сомневалась, стоит ли продолжать свое участие в финале. В семье был маленький ребенок, и это немного смущало маму, кроме того, к финалу требовалось больше подготовки. Однако я нашла нужные слова и оказала посильную помощь; мы совместно с папой написали стихи для приветствия, отрепетировали сценку, в которой была задействована вся семья и подготовили костюмы для дефиле. В финале семья Сентяковых, включая годовалого Никиту, выступила достойно и победила в номинации «Самая дружная семья», получив грамоту и ценные призы. Грамоту мы поместили в родительский уголок и многие родители пожалели о том, что им не удалось принять участие в конкурсе.
Кроме того, за участие в финале вышеназванного конкурса семья Сентякова Ильи была награждена еще одной грамотой, которую получила от воспитателей группы.
Совместно с воспитателем Кетовой А.А. нами был реализован проект «Удивительный мир открыток», который продолжался два месяца и охватил такие праздники, как Международный женский день и Пасха. В группе была организована выставка «Открытки: из прошлого в будущее», к пополнению которой были привлечены все родители. Какие только открытки мы там не увидели! А чтобы еще больше погрузить детей в мир открыток, мы пригласили в группу специалиста Музея истории и культуры Скачкову А.П. с тематическим занятием «История открытки».
Наши родители также смогли насладиться этой выставкой и сказали, что вместе с детьми они тоже окунулись в прошлое, настоящее и заглянули в будущее открыток.
На этом наше сотрудничество с музеем не закончилось, они еще не раз приходили к нам в группу, чему были очень рады не только наши воспитанники, но и их родители. Продолжая наше тесное общение, сотрудники музея предложили нам принять участие в городской выставке «Пасхальная открытка», которая проходила в музее. Дети изготовили свои открытки вместе с родителями, и открытки оказались на выставке, которая была показана по местному телевидению.
Большая работа с родителями была проведена мной при подготовке детей к школе.
Видя обеспокоенность родителей психологической подготовкой детей к школе, я пригласила на родительское собрание (см. Приложение 2) психолога из СОШ № 7, которая ответила на все вопросы родителей и протестировала детей. Я же в свою очередь договорилась с ней о дальнейшем сотрудничестве.
Кроме того, был подготовлен ряд консультаций на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребенка», анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», совместно с родителями проведен анализ рисунков детей «Я хожу в школу».
А на открытое занятие по грамоте «Посвящение в следопыты», конспект которого я разработала сама, были приглашены учителя из СОШ № 6. Родители активно помогли в изготовлении материалов к занятию, а дети показали достаточно хорошие результаты.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Они познакомились с требованиями школы, получили рекомендации психолога и учителей, им были предложены игры и упражнения по развитию умственных способностей детей.
В итоге, выпуская первую свою группу из детского сада в школу, я чувствовала, что отрываю частичку себя. Я настолько полюбила этих детей и родителей, что не могла представить, как буду воспитывать новых детей. На выпускном вечере я услышала слова признательности и благодарности от родителей за проделанную мной работу, и это стало тогда для меня большим бонусом и напутствием для работы с новыми детьми и их родителями.
В 2009 году, набрав группу малышей, я начала работать с новыми силами, имея опыт (хоть и небольшой) успешного взаимодействия с семьей.
Первое родительское собрание я провела в апреле, когда дети еще посещали ясельную группу. Я преследовала цели: познакомиться с родителями, показать им свою заинтересованность в них и их детях, рассказать им о себе и о группе, заранее подготовить группу к приему новых детей.
Родители очень подробно расспрашивали меня о моей семье, просили многое рассказать о себе и с удовольствием делали это сами.
На основе проведенного анкетирования и диалогов с родителями, я получила информацию о каждой семье, о специфике воспитания и образования в семьях, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это очень помогло мне в выстраивании дальнейшей работы с ними.
Позднее я познакомилась с детьми, и с этого момента началась совместная плодотворная работа. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, подружились семьями, научились взаимодействовать друг с другом. Именно поэтому наша группа так преобразилась. Родители пополнили все игровые и развивающие центры в соответствии с возрастом детей, заказали в группу новую мебель и столы – трансформеры, на которые связали красивые салфетки, приобрели мягкий ковер в игровую зону, помогли оформить уголки дежурства и именинника, а также обновить родительский стенд. Только благодаря их активному участию, наша группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много разнообразных игрушек, «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», есть уголок семьи, где дети могут посидеть на уютном диване, посмотреть альбомы, изготовленные совместно с родителями – «Мой четвероногий друг», «Любимые места в моем городе» и др., поиграть в развивающие игры, часть которых сделана руками родителей. Есть у нас и кафе «Мальвина», где дети, сидя на новых табуреточках и за новым столом, пьют чай с конфетами. На кухоньке с газовой плитой и красивой посудой девочки просто обожают готовить. А новая мебель и красивый ковер делают группу по – домашнему уютной. Природный уголок, оборудованный емкостями для песка и воды, позволяет детям проводить различные опыты и игры.
А чтобы еще больше простимулировать родителей и поблагодарить их за помощь, я сделала фоторепортаж «Я, мой воспитатель и семья», который поместила в родительском уголке.
Многое в нашей группе сделано руками родителей, это и фартуки для дежурных, салфетки и скатерти для столов, и шторы в раздевалке.
Когда я предложила родителям изготовить герб своей семьи, объяснив предварительно, что это такое и показав образец, то от многих услышала, что они не смогут его сделать. Но стоило появиться первому такому гербу, то за ним появились и все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в их изготовлении. А как они радовались, когда увидели свой герб в красиво оформленном альбоме, который находится в уголке семьи в группе. Так, вслед за альбомом «Герб моей семьи» в этом уголке появились альбомы «Мой четвероногий друг» и «Любимые места в моем городе».
Родители вместе с детьми активно участвуют в различных конкурсах и выставках, проводимых как в группе, так и в детском саду. Основная цель этих мероприятий – укрепление детско – родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.
Так, во время субботника на прогулочном участке, родители граблями собирали опавшие листья в кучи, а дети складывали их в мешочки.
В конкурсе «Нарядный участок» наша группа заняла II место и опять же благодаря помощи родителей. Все постройки на участке мамы покрасили в яркие цвета, посадили цветы, из старых колес папы соорудили лодку с мачтой. А как был украшен наш участок! Из бросового материала мамы изготовили летние гирлянды, которые развесили по всему участку. Постарались, конечно, и мы, воспитатели, организовали родителей, «зажгли» их, написали для детей стихи об участке, и вот такой получился результат. Родители были очень довольны результатами своего труда, а дети были очень благодарны своим папам и мамам. Кроме того, в родительском уголке красовалась почетная грамота от администрации детского сада.
Очень много полезной информации для родителей представлено на информационных стендах в родительском уголке. Форма работы через родительский уголок для меня является традиционной. А для того, чтобы она была действенной, помогала заинтересовать и активизировать родителей, я использую рубрики: «Заботливым родителям», «А у нас сегодня…», «Говорят дети», «Наши достижения» и др., в которых помещается информация о том, что происходит в детском саду (тема недели, мероприятия), чего добиваются дети, даются полезные советы и консультации родителям. Это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, поблагодарить их за участие в чем - либо, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Видя интересы детей и их дружбу в детском саду предлагаю родителям подружиться семьями, ходить в гости друг к другу. А изучив способности детей, предлагаю родителям подумать об индивидуальном развитии детей. Например, Лизе Чубуковой – заниматься гимнастикой, Лизе Лотковой – развивать художественное творчество, Валере Шестакову – заниматься плаванием для укрепления здоровья.
Кроме этого, на протяжении всего периода своей работы, я активно использую Телефон Доверия, когда каждый родитель может позвонить мне и обсудить любую проблему, задать вопрос.
В процессе совместной деятельности установились доверительные отношения между мной и родителями. Они помогают мне во всем, выполняют различные поручения, вносят свои идеи. Причем я стараюсь задействовать не только пап и мам, но и бабушек, дедушек, а также братьев и сестер своих воспитанников.
У нас очень много планов по благоустройству группы, прогулочного участка, пополнению развивающей среды, много творческих идей. Поэтому план работы с родителями на новый учебный год я насытила различными мероприятиями (см Приложение 4).
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» становятся активными участниками воспитательно – образовательного процесса, помощниками воспитателей, повышается их психолого – педагогическая грамотность.
Организация успешного взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.