Get Adobe Flash player
Пятница, 23 Января 2015 21:40

Информационные процессы. Информационные процессы в обществе

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Тема урока: Информационные процессы. Информационные процессы в обществе.

Цель урока:

-              ввести понятие информационных процессов, рассмотреть различные примеры информационных процессов;

-              помочь учащимся получить представление об этапах развития общества, различиях содержания жизнедеятельности в индустриальном и информационном обществах, ввести понятие информационное общество и информационная культура;

 

-              воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

-              развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать.

Вид урока: беседа

Тип урока: сообщение новых знаний

Оборудование урока: компьютеры

Литература:

1. 30 уроков по информатике. Экспериментальный учебник для старших классов общеобразовательных школ / Балафонов Е. К.. Бурибаев Б. Даулеткулов А. Б. Алматы 1999-443с.: ил.

2. Информатика. Базовый курс / Симонович В. Б. и др. СПб: Пит 2001 – 640с.: ил.

3. Office 97: книга ответов –СПб: Питер. 1999 – 416с: ил.

4. Работа на персональном компьютере. Пособие о двух частях Инчин А. С. – Алматы 2002г.

5. Операционная система Windows 98. лабораторный практикум. Учебное пособие для старших классов средних школ. /Балафанов Е. К.. Буребаев Б. Б. и др.

6. Табличный процессор Microsoft Excel 97/ Лабораторный практикум. Учебное пособие для старших классов средних школ. / Балафанов Е. К.. Буребаев Б. Б. и др.

 

Ход урока

  1. Организационный момент проверить присутствия учащихся.                                       

 

  1. Проверить домашнее задание Фронтальный опрос

 

  • Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики для учащихся
  • Основные задачи информатики
  • Три аспекта изучения проблем информации

 

  1. Объяснение нового материала (усвоение новых знаний)

 

В повседневной жизни человек все время сталкивается с различными процессами: смена времен года, раскрытие бутона цветка, пошив костюма.

Процесс — последовательная смена состояний объекта в результате произведенных действий. 

Если происходит смена состояний объекта, то в этом случае можно говорить о процессе.

ОБЪЕКТ
(состояние 1)

ДЕЙСТВИЕ

ОБЪЕКТ
(состояние 2)

Мяч (покой)

удар

движение

Одни процессы протекают в живой природе, другие - в человеческом обществе. Иногда человек играет решающую роль в ходе протекания процесса, например при пилотировании самолета, или написании сочинения. Некоторые процессы протекают независимо от влияния человека, как, например, распускание листьев на дереве, приливы и отливы.

Особую роль в ходе протекания некоторых процессов играет информация.

Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации обнаруживаются тысячелетия назад.

Информационный кризис - это возрастающее противоречие между объемом накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее обработки отдельно взятой личностью.

В связи с этим сформировались новые научные дисциплины - информатика, кибернетика, бионика, робототехника и другие, имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Система — совокупность взаимосвязанных между собой объектов. Составные части системы называются элементами или компонентами.

Информационный процесс может состояться только при наличии информационной системы, обеспечивающей его составляющие.   

Есть три типа информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.

Хранение информации - это распространение ее во времени. Человек  хранит информацию либо в собственной памяти, либо на каких-то  внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Обработка информации составляет основу процесса преобразования информации.

Информация может быть передана для ее последующего использования, обработки  или хранения. Передача информации - всегда двусторонний процесс.

Информация передается в форме сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

                             канал связи
источник --------------------------------- > приемник

Пример:

Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т. д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

     Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

Вплоть до XV века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления общества на первый план вышла проблема овладения энергией — сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке — атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире. В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Первая революция связана с изобретением письменности (около 5 тыс. лет назад). Люди получили возможность не только обмениваться информацией при непосредственном общении, но и записывать её, хранить и передавать следующим поколениям. Были изобретены различные языки письменности, которые использовали знаки для написания слов, предложений. В древней Индии для изображения чисел придумали специальные знаки – цифры от 0 до 9. Появилась десятичная система счисления – язык для представления чисел, которым человечество пользуется уже несколько тысячелетий.

Вторая революция вызвана изобретением книгопечатания. Печатный станок, созданный И. Гуттенбергом в Германии в 1440 году открыл новую эру в обмене информацией. Знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства. Данное изобретение радикальным образом изменило общественную культуру.

Третья революция. Начиная примерно с 17 века в процессе становления машинного производства, на первый план выходит проблема овладения ЭНЕРГИЕЙ (машины и станки необходимо было приводить в движение). Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды (ветряные мельницы и водяные колёса), а затем человечество овладело тепловой энергией (в середине 18 века была изобретена паровая машина, а в конце 19 века – двигатель внутреннего сгорания).

В конце 19 века началось овладение электрической энергией, были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И, наконец, в середине 20 века человечество овладело атомной энергией, в 1954 году в СССР была пущена в эксплуатацию первая атомная электростанция.

Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество.

Основным показателем развитости индустриального общества являлись количественные показатели, т.е. сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и т.д.

В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации. В конце 19 века для передачи информации на длинные расстояния по проводам стали широко использоваться телеграф и телефон. В 20 века – электромагнитные волны (радио, а затем и телевидение, позволяющие оперативно передавать информацию).

Четвертая революция (70-е годы XX в) связана с изобретением персонального компьютера. Хотя начало четвертой революции положил Чарльз Беббидж в середине 19 века, когда создал механическую цифровую аналитическую машину.

Создание персонального компьютера было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического процесса. Начинали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации. В качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу компьютер.

Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации — информационной.

С середины 20 века начался постепенный переход от индустриального к информационному обществу. Т.е. в настоящее время происходит активный процесс информатизации общества.

Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, обработкой, продажей и обменом информацией.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе овладения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

В информационном обществе важным становится не только произвести большое количество продукции, но и произвести нужную продукцию в определённое время, с определёнными затратами и т.д. Поэтому в информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, труд становиться творческим, интеллектуальным и т.д.

В качестве критериев развитости информационного общества можно взять три:

  1. Наличие компьютеров.
  2. Уровень развития компьютерных сетей.
  3. Количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией для ее получения, обработки и передачи, используя компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. В основном она проявляется в следующем:

  • в конкретных навыках по использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
  • в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;
  • в умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;
  • в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
  • в знании аналитических методов обработки информации;
  • в умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой с раннего детства, сначала с помощью электронных игрушек, а позднее - с привлечением персонального компьютера.

 

  1. Закрепление знаний и умений

Вопросы и задания

  1. Что такое информационный процесс?
  2. Какие действия с информацией выполняет человек?
  3. Приведите различные примеры обработки информации.
  4. Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации.
  5. Насколько болезненны для общества информационные революции?
  6. Что нужно понимать под словом информатизация?
  7. Что такое информационное общество и как вы себе его представляете? Можно ли сказать “Общество людей, живущих в России – это информационное общество”?
  8. Почему человеку необходимо овладевать информационной культурой?
  9. На сколько информатизация и информационная культура связаны с компьютерной техникой?
  10. Какого человека можно назвать информационно культурным?

 

Тест по теме "Информация и информационные процессы"

  1. В каком порядке появлялись понятия “вещество”, “энергия”, “информация”?

а) вещество, энергия, информация; б) энергия, вещество, информация;
в) информация, энергия, вещество; г) вещество, информация, энергия.

  1. Норберт Винет –

а) основатель науки “Информатика”;
б) первым описал мир, как вещественно-энергетическую модель;
в) основатель науки “Кибернетика”;
г) изобретатель первого робота – киборга.

  1. Информатика – это наука

а) об информации;
б) об информации и её свойствах;
в) о способах получения, преобразования, хранения, передачи и использования информации;
г) о внедрении компьютерной техники и информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

  1. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:

а) достоверной; б) актуальной; в) объективной; г) понятной.

  1. Информацию, отражающую истинное положение дел, называют

а) понятной; б) достоверной; в) объективной; г) полной.

  1. Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют:

а) полезной; б) актуальной; в) полной; г) достоверной.

  1. Известно, что наибольший объем информации человек получает при помощи:

а) органов слуха; б) органов зрения;
в) органов осязания; г) органов обоняния.

  1. Информационное общество это:

а) общество, в котором большинство работающих заняты производством информации;
б) общество, в котором большинство работающих заняты хранением и продажей информации;
в) общество, в котором большинство работающих заняты производством,  хранением, обработкой, продажей и обменом информации;
г) общество, которое общается с помощью компьютерной техники.

  1. Информационная культура это:

а) умение целенаправленно работать с информацией для ее получения, обработки и передачи, используя компьютерную информационную технологию, современные средства и методы;
б) использование в своем лексиконе новых, малознакомых другим слов;
в) приобретение компьютера;
г) расширение знаний в сфере обработки, получения и передачи информации.

  1. С точки зрения субъективного подхода, информация – это:

а) символы; б) сигналы; в) знания; г) интеллект.

  1. С точки зрения кибернетического подхода, информация – это:

а) символы (сигналы); б) буквы и цифры в) знания; г) интеллект.

  1. Что из перечисленного не является свойством информации? 1)полезность, 2)достоверность, 3) временность, 4) актуальность, 5) полнота, 6)точность, 7)истинность.

а) 1,2 и 3; б)3 и 7; в) 3 и 5; г) 4, 5 и 7.

  1. Смена состояний объекта в результате произведённых действий называется

а) процессом; б) кризисом; в) влиянием; г) системой.

  1. Какое из нижеприведенных утверждений ближе всего раскрывает смысл понятия “информация" в общем:

а) сведения, которые нас интересуют;
б) часть сообщения, которая участвует в управлении;
в) отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов;
г) сообщения,  которые обладают новизной или полезностью.

  1. Возрастающее противоречие между объемом накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее обработки отдельно взятой личностью – это …

а) информационный процесс; б) информационный кризис;
в) информационная революция; г) информационная система.

 

  1. Подведение итогов урока

Выставление оценок

 

  1. Домашнее задание

Работа с конспектом. Выучить название внутренних устройств.

 

Прочитано 1809 раз Последнее изменение Среда, 29 Апреля 2015 17:56
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии