Get Adobe Flash player
Пятница, 23 Января 2015 21:34

Высшая нервная деятельность

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

План учебного занятия. Анатомия, физиология и гигиена.

           

Ф.И.О. преподавателя:   Кайырбекова И. А.

І. Тема занятия:  Высшая нервная деятельность

Тип занятия: объяснение нового материала

Цель: дать понятие о рефлекторных основах высшей нервной деятельности человека; установить особенности высшей нервной деятельности человека, свойственные только человеку.

Задачи

А) Образовательные           : обучение исследовательской деятельности: помочь выявить свой ведущий тип темперамента

Ә) Воспитательные Воспитывать интерес к своему внутреннему миру, сформировать культуру общения, чувство ответственности за выбор будущей профессии, чувство коллективизма, сопереживания. 

Б) Развивающие: сформировать представление об уникальности каждой личности, дать понятие о психологических особенностях человека, связанных с его темпераментом. 
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. 

ІІ. Ожидаемые результаты:

А) Учащиеся должны знать           : рефлекторных основах высшей нервной деятельности человека         

Ә) Учащиеся должны уметь: установить особенности высшей нервной деятельности человека

б) учащиеся должны владеть:       работой  над текстом           

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия:  словесно- наглядный, объяснительно- илюстративный , самостоятельная работа, КМ          

IV. Средства:                        учебник, интерактивная доска                                                                   

Ход  урока

І.         Организационная часть: Проверить посещяемость учащихся. Ознакомление с целью и задачами сегодняшнего занятия.                                            

ІІ.  Повторение :     

Самостоятельная работа по главе «Нервная система»

Повторение  и обощение знании по главе «Нервная система »         самостоятельная работа :             

  1. 1задание : строение и значение НС. Ассоциация, составить кластер
  2. 2задание заполнить диаграмму Венна Виды отростков
  3. 3задание Виды нейронов.
  4. 4Задание Отделы НС

І по расположению:

ІІ по выполняемым функциям

  1. 5Задание Строение головного мозга
  2. 6Задание Строение спинного мозга .

 Сопоставьте ответы.

спинной мозг

ВНС

продолговатый мозг

координация движение тела, мышечный тонус

мозжечок

центры дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы

средний мозг

ориентировочные рефлексы

промежуточный мозг

регуляция обмена веществ, температуры тела

кора больших полушарии

безусловных двигательных и вегетативных рефлексов.

ІІІ. Объяснение нового материала:                     План:

  1. 1.ВНД
  2. 2.Внимание
  3. 3.Память
  4. 4.Речь   
  5. 5.Сознание                               

IV.  Закрепление:

+

0

У

?

Х

)

-

Т

*

1. Определите объем памяти

Объем памяти узнавания равен числу фигур, нарисованных правильно: число изображенных фигур 100 %.

Воспроизведение тех же рисунков через два дня позволит охарактеризовать прочность памяти.

2. Составьте правила, способствующие лучшему запоминанию:

  • §составление плана работы;
  • §выполнение сначала трудных заданий;
  • §составление конспекта;
  • §чередование умственного и физического труда;
  • §активный отдых;
  • §использование всех видов памяти.

V. Домашнее задание: Работа по конспекту                    


Потребности людей и животных. У человека, как и у живот­ных, есть потребности, закрепленные генетически, такие потребности названы базовыми, потому что без их удовлетворе­ния человек не может существовать физически. Наряду с базовыми, формируются и вторичные потребнос­ти, например в предметах пользования, созданных обществом в процессе трудовой деятельности. Виды потребностей: вода, музыка, общение, питание, воздух, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство.

Базовые потребности

Вторичные потребности

Вода, общение, питание, воздух.

Музыка, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство.

С самого раннего возраста потребности ребенка развивают­ся и становятся все более разнообразными. Зависит это от уров­ня развития общества и материального достатка семьи, моды на те или иные предметы потребления. Наряду с материаль­ными потребностями развиваются и духовные потребности в искусстве, чтении, творческой деятельности. Они являются важным стимулом в развитии личности.

Внимание –  направленность нашего сознания на тот или иной род деятельности. Центры внимания расположены в лобных долях коры больших полушарий. В основе внимания лежит принцип доминанты Ухтомского – доминирующая потребность мобилизует всю энергию для достижения цели.

В основе непроизвольного внимания лежит рефлекс «что такое» (ориентировочная реакция на стук, звонок, свет, запах).

Произвольное внимание – намеренная направленность нашего внимания, его сосредоточенность. Произвольное внимание развивается под влиянием воспитания.

Называя и показывая предметы, можно научить с помощью словесных сигналов, останавливать выбор на определенных предметах. Сила внимания зависит от важности того, на что направлено его внимание. Активные действия повышают устойчивость внимания. Направим внимание на изображение усеченной пирамиды. Вершина пирамиды то обращена к зрителю, то уходит от него вглубь. Это явление объясняется законом взаимной индукции. Самопринуждение усиливает внимание. Усеченная пирамида перестает быть объектом внимания, если вам предложить мысленно расставить мебель в комнате.

С помощью речи можно руководить восприятием другого человека, переключать его внимание с одних предметов на другие. Для этого можно использовать картину Арчимбольдо «Садовник». На картине из различных плодов, листьев, колосьев изображено человеческое лицо. Плоды заметны плохо, и учащиеся в первый момент видят только лицо.

Память – психический процесс запечетления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Центры памяти расположены в височных долях коры больших полушарий. Кратковременная память действует ограниченное время, вы через некоторое время забываете номер телефона, не имеющего для вас большого значения. Долговременная память позволяет надолго сохранить необходимую информацию, имеющую важное значение для человека.

Виды памяти:

  • двигательная:  запоминание и воспроизведение десяти разнообразных движений;
  • слуховая: чтение, воспроизведение на слух определенного порядка слов;
  • образная: запоминание и воспроизведение названий десяти изображений животных;
  • логическая память связана с мышлением;
  • эмоциональная память воспроизводит наиболее яркие чувства, эмоции.

                                                                            

3. Познавательные процессы.

      К познавательным процессам относят ощущения, восприя­тие, память, воображение и мышление, а также представле­ния памяти и воображения.

Ощущения

Восприятия

Воображение

Память

Мышление

Отражение отдельных свойств предме-тов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Отражение предметов и яв-лений, непосред-ственно воздей-ствующих на органы чувств в целом и совокуп-ности свойств и признаков этих предметов и явлений

Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо

 

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности

Ощущением называют отраже­ние отдельных свойств предмета. Восприятием называют отражение предмета в целом. Запахи, шаги — это ощущения, восприятие, позволяют нам определить предмет в целом. Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называются объектами восприятия, все прочее на­зывают фоном.Понятия «объект восприятия» и «фон» нужны для многих практических целей. Почему на охоту охотники одевают камуфляжную одежду, а дети в поход – яркую, броскую?

Если мы хотим замаскировать человека или какой-либо предмет, мы должны сделать так, чтобы фон и объект восприятия различались мало.

У рекламы совершенно иные требования. Объект восприя­тия должен быть максимально броским, привлекающим к се­бе внимание, а фон должен подчеркивать объект и контрасти­ровать с ним.

Много знаний вы получаете из учебника биологии, поэтому я предлагаю вам создать рекламу учебнику!

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, где стро­го определено, что надо постараться увидеть и в каком поряд­ке, какие измерения надо проводить, и в какое время.

Разли­чают объективное и субъективное восприятие. Одно дело, ког­да человек точно описывает факты, и совсем другое — когда он осмысливает их и выражает свои эмоции по их поводу.

      Например, что можно понять из такого высказывания мамы по пово­ду болезни сына: «Ох, я всю ночь не могла заснуть, потому что меня будил его кашель... Я вся испереживалась, голова моя раскалывается, меня чуть удар не хватил, когда я прикосну­лась к его лбу».

4. Представление памяти и воображения. Известно, что ощу­щение и восприятие прекращаются после того, как предметы, звуки и другие раздражители перестают действовать на наши органы чувств непосредственно. Но они продолжаются в виде представлений. Представление памяти — это следы преж­них ощущений и восприятий.

Представлять себе мы можем и объекты, и даже целые сце­ны, которых никогда не было. Эти представления называются представлениями воображения. Без них не мог бы обойтись ни писатель, ни художник, ни ученый, ни строитель, посколь­ку с воображения начинается творчество. Именно творческое воображение позволяет человеку изобретать вещи, которых не было до него, а затем воплощать их в материале.

Различают активное и пассивное воображение. Активное воображение позволяет человеку до начала его работы пред­ставить себе то, что получится в результате. Эти образы позво­ляют довести изделие до необходимого уровня, будь то само­делка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.

    От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия. Если перечитать роман И. А. Гончарова «Обломов», то нетрудно заметить, что более половины романа посвящено гре­зам главного героя. Он мнит себя то великим полководцем, то великим артистом, то совершает множество благороднейших поступков, но все это не сходя со своего дивана. По существу, эти мечтания — уход от жизни.

 

Память. Если образы окружающих нас предметов, остав­шиеся в виде представлений, фрагментарны и неточны, то па­мять — явление значительно более устойчивое, так как опи­рается на речь.

    Память - запоминание, сохранение и воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений.

   Различают память логическую и механическую. Механиче­ская память основана на повторении: материал повторяют до полного его запоминания. При использовании логической па­мяти человек пытается представить взаимосвязь между опи­сываемыми событиями или явлениями. Например, телефон 345-16-25 можно просто заучить, но можно запомнить его так: 345-42-52. Если запомнить три последовательные цифры 3, 4, 5, то воспроиз­вести остальные не составит труда. В первом случае мы ис­пользовали механическую память, во втором — логическую.

При запоминании важна установка на его длительность. Дело в том, что кратковременная и долгосрочная память име­ют разные механизмы. Кратковременную память называют оперативной, так как она действует только на время проводимой операции. Вам сообщили номер, по которому надо звонить. Вы его помнили, когда набирали. Но после того как вы услышали сигнал «за­нято» и попытались набрать номер снова, выяснилось, что вы его забыли. Кончилась

    Рекомендации: «Как улучшить свою память».

     5. Мышление.

    Мышление — это обобщенное и опосредованное познание действительности.

    Мышление помогает человеку совершать научные открытия, изобретать и конструировать сложные технические устройства, создавать замечательные произведения искусства.

     Без мышления не возможно читать книги и понимать, о чем в них написано, решать задачи, играть в шахматы.     Именно мышление позволяет не заблудиться в лесу, найти лучший способ помириться с другом.

     Мышление всегда начинается с вопроса. Ведь сам вопрос – это уже мысль. И чтобы его задать, нужно прежде подумать о том, о чем ты спрашиваешь.     Для развития в себе этой способности можно выполнять такое упражнение.

 

Прочитано 1132 раз Последнее изменение Среда, 29 Апреля 2015 17:55
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии