Get Adobe Flash player
Понедельник, 08 Декабря 2014 21:32

Повторение на уроках истории как эффективный инструмент подготовки к ЕГЭ

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

“Лучшие из дидактов, - только и делают, что повторяют,

а между тем, быстро идут вперед”.
К. Д. Ушинский

ЕГЭ как обязательная форма государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ выдвигает задачи повторения, систематизации знаний и формирования практических умений в области истории.

 

В  старших  классах, где я преподаю историю, существенно возрастает роль закрепления и повторения учебного материала:

- увеличивается объем  фактического материала, выносимого на закрепление и повторение;

- поурочное закрепление в ряде случаев переходит в тематическое или перерастает в обобщающее повторение;

- увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.

 

Повторение в обучении истории есть руководимая учителем учебная деятельность школьников, направленная на решение следующих задач:

1. закрепление в памяти учащихся ранее изученного материала, познание его новых связей, признаков;

2. отработка  первоначально усвоенных способов действий;

3. более глубокое и сознательное усвоение нового материала и включение его в систему имеющихся знаний.

 

Правильно организованное повторение  помогает не только закреплению в памяти учащихся изученного материала, но и  ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала. Особое  значение при повторении  играет отбор материала и организация повторения.

 

При планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения, разумеется, надо учитывать и свойство памяти учащихся.

 

План повторения и выбор тем для повторения я составляю в каждом отдельном случае на основании общих теоретических соображений с учетом того, как усвоены учащимися:

- даты, периодизация, факты, явления, понятия, термины;

- причины и следствия событий, последовательность исторических процессов

 

Для сдачи ЕГЭ очень важно, чтобы ученик научился:

- соотносить единичные факты и общие исторические события;

- систематизировать исторический материал, группировать историческую информацию;

- анализировать исторические версии и оценки.

 

В организации повторения я выделяю три этапа: вопросы, тест, задания.

 

Первый этап. Вопросы.

На этом этапе исследуется усвоение понятийного материала. Учащимся предлагается блок вопросов, в которых анализируется истинность высказываний. Исследуется правильность рассуждений относительно основных признаков понятий, связей между ними. Систематизирующий аспект повторения выступает на первый план.

 

Например, на уроке по теме «Власть и общество при Иване Грозном»  10 класс  (История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 1.Под ред. А. А. Данилова. М.: «Просвещение», 2001.) могут  быть предложены следующие типы вопросов:

 

Первая часть:

1. Князь,  впервые  получивший титул   «государь  всея Руси»  ….

2. Князь  завершивший объединение русских земель…

3. Постоянный совещательный орган при великом князе…

4. Основная территориально - административная  единица единого российского  государства…

5. Первый свод  законов единого государства…

6. Система   распределения должностей в зависимости от знатности рода  при московском государе  называлась …

7. Условное  земельное владение, выдаваемое  на период несения военной службы…

8. Основным  сословием  российского общества   были ….

9. Плата крестьян за  пользование  крестьянским двором при уходе в Юрьев день называлась….

10. Известная форма  экономической зависимости населения от власти называлась …

 

Вторая часть:

      1.Согласны ли вы со следующими утверждениями? (да, нет и почему)

А. Московское государство в начале  16 века было централизованным.

Б. Процесс объединения русских земель был завершен.

В. Россия обрела внешнюю независимость от монголо-татар.

 

2. Согласны ли вы со следующими утверждениями? (да, нет и почему)

А. Ритуал передачи власти  наследнику укреплял княжескую власть.

Б. Присоединение  новых  территорий  вело к разрастанию государственного аппарата.

В. Система кормлений   улучшала деятельность  местного управления.

 

При хорошем понимании и усвоении материала ученики не всегда могут адекватно выразить этот материал языковыми средствами. Находя нужные слова для пояснения своих ответов, учащийся закрепляет в своей памяти внутрипредметные связи, развивает способность обобщать и приучается к логичному изложению. Чтобы знания могли быть использованы, они должны достичь определенного уровня обобщения и систематизации — в этом задача обогащающего повторения.

 

Умение логически мыслить, правильно рассуждать, оперируя признаками понятий  — это показатель усвоения старого знания и готовности учащегося к усвоению нового. Вопросы могут быть включены в домашние задания, наиболее сложные — обсуждены в классе (см. задания  №1-2 из рубрики «Работаем с источниками, выполняем задания» к учебнику История России. 10 класс. Под редакцией А.А. Данилова. Часть  1.    с. 213,  214).

 

Второй этап – тест.

Тест - это лишь часть повторения, которая является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме контроля выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике.

 

Тесты составлены на основе заданий частей А  и  В единого государственного экзамена.

Я группирую задания в однотипную систему упражнений по два-три типа подряд:

I. Знание дат:

1.  В каком году Иван IV был венчан на царство?

1) 1530 г. 2) 1533 г. 3) 1547 г. 4) 1550 г.

 

2. Опричнина охватила период:

1)   1547 – 1582 гг. 2)    1565 - 1572 гг. 3)    1558 - 1583 гг. 4)    1564 -1584 гг.

 

3. В каком году были введены заповедные лета?

1) 1550 г. 2) 1581 г. 3) 1582 г. 4)  1584 г.

 

4.Укажите год начала Ливонской войны:

1)   1558 г. 2)   1561г. 3) 1565 г.  4) 1569 г.

 

II. Знание фактов:

1.  Кто из названных лиц были выдающимися деятелями XVI в.?

1)  Алексей Адашев, митрополит Макарий

2)  Афанасий Ордин – Нащокин, патриарх Никон

3)  Григорий Потемкин, Феофан Прокопович

4)  Иван Шувалов, Иосиф Волоцкий

 

2.  Первый Земский собор был созван в царствование:

1)  Ивана II 2) Ивана IV  3) Петра I 4) Екатерины I

 

III.  Знание причин и следствий:

1. В результате военной реформы XVI в. в России появились:

1)  рекруты  2) стрельцы  3) драгуны  4) гвардейцы

 

2. Что из названного было причиной Ливонской войны?

1)  стремление России выйти к Балтийскому морю

2)  стремление России выйти к Черному морю

3)  стремление Речи Посполитой посадить на российский престол королевича Владислава

4)  стремление Ливонского ордена овладеть Московским княжеством

 

3.Что из названного относится к итогам внешней политики Ивана IV?

1)  завоевание Россией выхода в Балтийское море

2)  присоединение к России Сибирского ханства

3)  окончание зависимости Руси от Золотой Орды

4)  потеря Россией Смоленских и Черниговских земель.  

 

IV.Знание понятий, терминов:

1.Судебник — это:

1)  свод законов единого государства

2)  сборник моральных норм и принципов

3)  руководство по ведению домашнего хозяйства

4)  запись событий по годам

 

2.  Как называлась торгово-ремесленная часть русского

средневекового города?

1) вече 2) посад 3) уезд 4) удел

 

V.Задания на поиск информации в источнике:

1. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чье правление произошли упоминаемые в тексте преобразования.

«Оформление приказной системы ставило прави­тельство перед необходимостью реорганизации корм­лений — устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразований военно-служи­лой системы... обычно считают крупнейшими меро­приятиями Избранной рады».

1) Ивана III  2) Бориса Годунова 3) Ивана IV 4) Алексея Михайловича

 

В однотипную систему упражнений по новой теме с первого момента ее изучения включаются задачи из предшествующих разделов и новые задания, появившиеся в ЕГЭ в 2013г. При этом одновременно осуществляется систематическое, непрерывное повторение изученного материала.

 

VI. Задание c  картой. Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11.

 

В 8. Напишите название войны, события которой отражены на карте.

 Ответ:___________________________________

В 9. Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.

 Ответ:___________________________________

В 10. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

Ответ:___________________________________

В 11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) Россия победила в этой войне,

 2) во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину,

 3) противником России в войне была Швеция

 4) во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая

 5) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики

 6) война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

 

По итогам написания тестов каждый учащийся получает оценку.

 

По итогам больших разделов учебного материала (тема: «Русь средневековая») учащиеся пишут контрольную работу на основе ЕГЭ (рассчитанную также на 2 часа), состоящую из заданий частей А, В, и С, но включающую только материал по пройденному разделу. После проверки работы я обязательно делаю анализ её выполнения, выявляю те типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего. Затем учащиеся, сдающие ЕГЭ, отрабатывают выполнение этих типов заданий на специальных занятиях или во внеурочное время (консультации) или  даю учащимся выполнить ещё одну или несколько работ, включающих, только такие задания, как правило, дома.

 

Третий этап. Задания.

Вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать. Если ученик научится рассуждать, то даже вопрос по плохо знакомому материалу на ЕГЭ не окажется для него невыполнимым. Например, очень интересно может происходить обсуждение вопроса  о причинах  и сущности опричнины.

 

Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель,  по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

 

При организации повторения нецелесообразно подробно останавливаться на наиболее сложных и трудоемких видах заданий, например ответы на вопросы к источнику  (см. задание №1 и 4 с.221 и №4 с. 230). Умения, необходимые для их выполнения формируются постепенно по мере изучения курса. Вряд ли один или два урока, выделенные в ходе предэкзаменационного повторения, смогут снести существенную лепту в этот процесс.

 

Организация предэкзаменационного повторения    призвана      актуализировать  необходимый  круг знаний, полученных при изучении курса предмета. Ученикам дается опережающее задание повторить определенный раздел курса, обратить внимание на ключевые понятия и положения, в ряде случаев на аргументацию выводов или конкретные примеры, подтверждающие тот или иной тезис.  Задания обобщения можно разделить на фиксирующее  и  обобщающее.  Фиксирующее   относится   к  процессу  усвоения  (запоминания  наизусть),  обобщающее – и  к  обучению  и  к  усвоению.

 

Необходимость  повторения  обусловливается задачами прочного усвоения учащимися изучаемого материала, закономерностями образования умений и навыков, требующих многократного повторения. Хорошо поставленное повторение не заменяет прохождение предмета, а ускоряет его. Повторение вместе с тем способствует наиболее сознательному и активному усвоению знаний. В процессе повторения учащиеся не только воспроизводят в памяти известный им материал, но и осмысливают факты, вскрывают новые стороны изучаемых явлений, уточняют понятия, углубляют выводы; они не просто вспоминают пройденный материал, но делают сравнения нового со старым, самостоятельно придумывают примеры, решают новые задачи и т. д.

 

Таким образом, повторение в системе уроков играет большую роль, так как  правильно организованное повторение - один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им  прочных знаний и успешной сдаче ЕГЭ.

Прочитано 4985 раз Последнее изменение Понедельник, 22 Декабря 2014 14:24
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии