Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД
Автор АнастасияСовременное образование можно охарактеризовать гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием его качеств, формированием разносторонней и полноценно развитой личности. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Универсальные способы и структурные элементы учебной деятельности формируются различными средствами и отличаются с точки зрения этапов своего формирования. Это очень важная для педагога информация, так как она позволяет понять, разработать и реализовать программу формирования универсальных учебных действий.
В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников младшего школьного возраста.
Осуществлять развитие коммуникативных УУД необходимо в процессе использования активных методов обучения, которые будут успешными при многократном повторении. Таковыми являются игровые упражнения.
В большой психологической энциклопедии, понятие упражнение трактуется как повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Когда мы говорим «упражнение», мы, прежде всего, имеем в виду содержательную работу с конкретным материалом, который нужно освоить, действуя с ним. Именно упражнения являются основным средством поведенческого обучения, т.е. основным способом развития навыков.
Игра в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей, следовательно, в игре развиваются коммуникативные универсальные учебные действия.
Т. Извозникова трактует понятие игровые упражнения следующим образом – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию.
Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей школьного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные.
Участвуя в игровых упражнениях, дети учатся преодолевать застенчивости и робость, у них формируются адекватные межличностные отношения, умение доносить информацию до собеседника, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью, следовательно, развиваются коммуникативных УУД.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что занятия, пронизанные элементами игры, значительно способствуют развитию познавательных интересов и развитию коммуникативных УУД младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.