Get Adobe Flash player
Четверг, 09 Июня 2016 17:27

Упражнение в написании слов с безударными гласными.

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Урок 14. Упражнение в написании слов с безударными гласными
Тип: урок закрепления.
Цели: повторить способы проверки безударного гласного звука; формировать умение подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным звуком; развивать орфографическую зоркость школьников.


Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Мы уже знаем, что безударный гласный звук в слове слышится нечетко, а ударный гласный звук в слове слышится ясно. Таким образом, ударный гласный звук в слове находится в сильной позиции, а безударный гласный звук в слове находится в слабой позиции и требует проверки.
Предлагаю игру со словами, в которой вы научитесь подбирать к словам с безударными гласными проверочные слова.
 Услышав слово, которое обозначает один предмет (слово в единственном числе), вы будете хором называть слово, обозначающее несколько предметов (слово во множественном числе).
овца – (овцы)
звезда – (звезды)
земля – (земли)
стрела – (стрелы) гора – (горы)
окно – (окна)
лиса – (лисы)
сова – (совы)
 А теперь, услышав слово, которое обозначает несколько предметов, вы будете называть хором слово, обозначающее один предмет.
слоны – (слон)
коты – (кот)
моря – (море)
дома – (дом) дожди – (дождь)
поля – (поле)
леса – (лес)
столы – (стол)
 Итак, сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать слова, в которых безударный гласный звук находится в слабой позиции.
III. Формирование навыков каллиграфического письма.
Запоминание слова с непроверяемым написанием.
1) Минутка чистописания.
 Рассмотрите заглавную и строчные буквы с, С, ч, ъ.
 В чем сходство и различие этих букв?
 Запишите эти буквы в тетрадь.
 Рассмотрите соединения букв буквосочетаний се, Св, съ, ся, съ.
 Запишите эти буквосочетания в тетрадь каллиграфически правильно.
2) Запоминание слова с непроверяемым написанием.
 Отгадайте загадку.
Как трещотка птица эта, одного с берёзой цвета,
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
Верещунья белобока, а зовут ее. (Сорока)
 Запишите это слово в тетрадь.
Графическое комментирование слова сорока.
Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной, задерживаемся на строке, по наклонной вниз, «качалочка», крючковая до середины.
Наклонная вниз, задерживаемся на строке, по наклонной вверх, задерживаемся на строке, смыкаем букву и по крючковой до середины.
«Секрет», по «секрету» длинная наклонная, отрываем ручку, ставим на 1/3, бугорком уходим вправо вверх, разворачиваем ручку, наклонная, «качалочка», крючковая до середины.
Наклонная вниз, задерживаемся на строке, по наклонной вверх, задерживаемся на строке, смыкаем букву и по крючковой до середины.
«Секрет», по «секрету» наклонная вниз, поднимаемся до середины, прижимаясь, бугорком уходим вправо вверх, опускаемся на 1/3 и отрываем ручку, ставим на середину и выписываем «стульчик», наклонная, «качалочка», крючковая до середины.
Наклонная вниз, «качалочка», крючковая до середины, ломаем «секрет» влево, опускаемся по наклонной, прописываем по «качалочке» и крючковой, пишем «секрет», по «секрету» наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
 Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
 Подберите к слову сорока однокоренные слова, запишите их (сорочий стрёкот, сорочья, сорочье гнездо, сорочьи яйца, по-сорочьи стрекочет.
 Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
 Составьте предложение со словом сорока. Запишите в свою тетрадь.
Сорока на хвосте принесла (об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных, взятых).
IV. Закрепление знаний учащихся.
1) Формирование умения подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным звуком.
 Прочитайте слова парами (с. 30, упр. 1). Проанализируйте, что изменилось в каждой паре.
 На какой слог падает ударение в слове сосна?
 Какой буквой в слове сосна обозначен безударный гласный звук [а]? Почему?
 Значит, в слове сосна безударный гласный звук находится в слабой позиции.
 На какой слог падает ударение в слове сосны?
 Как слышится в первом слоге гласный звук?
 Какой можно сделать вывод?
 Проанализируйте, что изменилось в паре слов змея – змеи.
 На какой слог падает ударение в слове змея?
 Какой буквой в слове змея обозначен безударный гласный звук [и]?
 Почему?
 Значит, в слове змея безударный гласный звук находится в слабой позиции.
 На какой слог падает ударение в слове змеи?
 Как слышится в первом слоге гласный звук?
 Какой можно сделать вывод?
 Проанализируйте, что изменилось в паре слов цветы – цвет.
 На какой слог падает ударение в слове цветы?
 Какой буквой в слове цветы обозначен безударный гласный звук [и]? Почему?
 Значит, в слове цветы безударный гласный звук находится в слабой позиции.
 На какой слог падает ударение в слове цвет?
 Как слышится в первом слоге гласный звук?
 Какой можно сделать вывод?
 Составьте и запишите предложение с любым из слов с безударным гласным звуком.
2) Самостоятельная работа.
 Прочитайте слова (с. 30, упр. 2).
 Образуйте пары слов, записывая сначала слово с ударным гласным звуком, а затем слово с безударным гласным звуком.
 Точкой отметьте буквы, обозначающие безударные гласные звуки.
3) Формирование навыков написания слов с безударными гласными.
 Прочитайте предложения парами (с. 30, упр. 3).
 Какая орфограмма в пропущенных словах?
 Как правильно записать пропущенные слова?
Первый ряд записывает второе предложение первой пары, дописывая пропущенное слово, второй ряд – второе предложение второй пары, третий ряд записывает второе предложение третьей пары.
 Поставьте ударение в пропущенных словах. Под буквами, обозначающими безударные гласные звуки, поставьте точки.
Физкультминутка
Сколько окон у нас, Столько будет и наклонов.
Столько и подпрыгнем раз. Сколько девочек у нас,
Сколько в комнате углов, Столько и присядем раз.
V. Закрепление изученного материала
1) Письмо по памяти.
 Прочитайте отрывок из стихотворения «Маленькая песенка о большом дожде» В.А. Левина (с. 31, упр. 6).
 В какое время года могут идти продолжительные проливные дожди?
 Сколько предложений в этом двустишии?
 Найдите в этом предложении слово с безударным проверяемым гласным.
 Как проверить, какая буква обозначает безударный гласный звук в слове с предлогом под дождём? (Под дождём – дождь.)
 Прочитайте этот отрывок по слогам, стараясь запомнить правописание слов с выделенными буквами.
 Прочитайте наизусть это двустишие друг другу.
 Прочитайте еще раз это предложение по слогам. Закройте учебники и запишите его в тетрадь.
 Откройте учебники и проверьте работу друг друга.
2) Дифференцированная работа.
 Выберите из предложенных вариантов ту работу, которую, на ваш взгляд, вы сможете успешно выполнить.
Вариант 1
Спишите слова. Поставьте ударение. Отметьте в каждом слове точкой букву, которая обозначает безударный гласный звук.
Кроты, мосты, земля, вода, ряды, звезда, столы, коза, стрела, листок.
Вариант 2
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Отметьте в каждом слове точкой букву, которая обозначает безударный гласный звук.
На (поле) п..лях, пять (шаг) ш..гов, у (реки) р..ки, на (двор) дв..ре, в (гнёзда) гн..зде, под (зонт) з..нтом, в (вёдра) в..дре, у (кот) к..та.
Вариант 3
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Поставьте ударение. Отметьте в каждом слове точкой букву, которая обозначает безударный гласный звук.
Проливные д...жди – , хвойные л...са – , съедобные гр...бы – , наручные ч...сы – , красивые цв...ты – , ранняя в...сна – , широкое ...кно – .
VI. Подведение итогов урока
 Как проверить, какая буква обозначает безударный гласный звук в слове?
 Каким знаком необходимо отмечать букву, обозначающую безударный гласный звук в слове?
 Чему вы сегодня учились на уроке?
Домашнее задание.
• Повторить правило на с. 28.
• Выполнить упр. 4 на с. 31.

Прочитано 722 раз Последнее изменение Понедельник, 27 Июня 2016 17:47
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии