Сценарий театрализованной постановки, посвященный Дню победы «Вам, опалённые войною, посвящается…»
Цели: 1) познакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны, показать роль личности, героическом деле защиты своей страны; 2) развивать познавательный интерес обучающихся, формировать их мировоззрение, умение критично мыслить; 3) воспитывать чувства толерантности, патриотизма, сопереживания.
Ход театральной постановки:
Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)
1 чтец. Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.
2 чтец. Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,
Вам, опалённые войною, посвящается…
(Хором):
Вам, опалённые войною, посвящается…
СЦЕНКА №1
(мальчики и девочка сидят за столом, обмениваются последними новостями)
1 мальчик: Сестру в Германию угнали. Спрятать мы её не успели.
2 мальчик: А нас из собственного дома в сарай жить выгнали. Сестра кричать начала: «Это наш дом, понимаете, наш!» И офицер её так толкнул, что она упала и о печку ударилась, сознание потеряла.
Девочка: Мать в городе была, там пленных наших за колючей проволокой держат, голодных и изможденных.
3 мальчик: А я слышал, в городе радио заработало. Партизанское. Передача из Москвы. Немцы врут, что они уже победу одержали, а в Москве-то велосипедный праздник. А ещё говорят, что подпольщики мосты и дороги взрывают.
1 мальчик: Но мы-то, что мы можем сделать? У нас и оружия-то нет.
2 мальчик: Взрывать мосты, дороги! Да разве это сделаешь голыми руками?!
Девочка: С партизанами бы связаться. Да где их найдёшь! В Покровском о них и не слыхать. Лесов у нас нет, степь только.
3 мальчик: Я знаю, с чего надо начать. Давайте напишем листовки и расклеим их повсюду.
(Берут карандаши, вырывает из тетради листы, делит пополам,
ребята пишут, читая вслух.)
2 мальчик: Мы знаем, что врага можно на фронте убить прицелом только с одной стороны, а в тылу можно отовсюду.
1 мальчик: Так что давайте бороться хоть понемногу, чтобы как можно скорее разбить врага и освободить наших близких, насильно угнанных в Германию.
Девочка: Над ними издеваются, их морят голодом.
3 мальчик: Вставайте против врага! Смерть фашистам!..
Чтец 1. Ребята расклеивали листовки. Это много – в оккупированном городе знать, что страна не сдалась, а воюет, и победа близка.
Чтец 2. Многие мальчишки бежали на фронт, участвовали в боях. Их называли сыновьями полков. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.
СЦЕНКА №2
(на сцене солдат и мальчик)
- Ну, пастушок, кончено твоё дело. Погулял и будет. Сейчас мы из тебя настоящего солдата сделаем.
(Ваня долго ждал этой минуты. Он мечтал о ней всё время. Он предвкушал её. Но, когда она наступила, мальчик не поверил своим глазам. У него захватило дух.)
- Это всё мне?
- Безусловно
- Не, скажите правду, дядя Биденко.
- Правду говорю.
- Честное батарейское?
- Честное батарейское.
- И честное разведчицкое?
- Это само собой понятно. Я даже вместо тебя в ведомости расписался.
- Ух, ты, сколько вещей!
- Вещевое довольствие. Сколько положено, столько и есть. Ни больше, ни меньше.
- Можно уже надевать обмундирование?
- Ишь ты, какой скорый! Одеваться. Понравилось! Нет, брат, прежде мы с тобой в баньку сходим, затем патлы твои снимем, а уж потом и воина из тебя делать будем. Настоящего Сына полка! (замерли)
Чтец1. С начала войны для детей-сирот, юных патриотов, вставших в ряды защитников Отечества, были созданы специальные военные училища. С 1943 года курсантские школы, а затем суворовские и нахимовские училища.
(Сын полка выходит на передний план, читает стих МУЗЫКА «Вспомните, ребята»)
Сын полка: Было училище - форма на вырост,
Стрельбы с утра, строевая не зря…
Полугодичный ускоренный выпуск -
И на петлицах два кубаря…
В глотку не лезла горячая каша,
Полночь была как курок взведена:
"Мы разобьём их! Мы их осилим!
Мы им покажем!" - шептал лейтенант,
В тамбуре маясь на стенках гремящих,
Весь продуваемый сквозняком,
Он по дороге взрослел, этот мальчик:
Тонкая шея, уши торчком.
Только во сне, оккупировав полку,
Он забывал обо всём ненадолго.
И улыбался, и снилось ему
Что-то распахнутое, голубое…
Небо… А может морская волна?
"Танки!" и сразу истошное: "К бою!"
Так они встретились - Он и Война…
Сцена №3 ЗВУК метронома
1 чтец. Ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы 900-дневной блокады. Самой заветной мечтой для них был настоящий ржаной хлеб, которого можно было поесть вволю. А вместо этого- смерть от голода самых родных и близких.
2 чтец. Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Таня не дожила до победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.
Две девочки. Изображают бабушку и внучку. Обе закутаны в шарфы и платочки.
Девочка: Закончились у нас дрова. И я по дворам потихонечку собирала щепки, дощечки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, т. к. в этих домах были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила:
Бабушка: Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрём голодные.
(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)
Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).
1 мал. – Вместо супа бурда из столярного клея
Вместо чая заварка сосновой хвои
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
2 мал – Только сердце внезапно сожмется как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад
Сердце! Надо стучать если даже не можешь
Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.
3 мал. – Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость
Слышишь: город клянется, что враг не пройдет
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось еще восемьсот.
Чтец №2.
Чтец: Мальчикам, играющим в войну,
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательней, дружок,
- Тот без рук, а этот вот без ног.
Третий черный, зубы лишь как мел,
Видно, в танке заживо сгорел.
На четвёртом – ордена как щит,
Он в берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза –
Сорок лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну –
Не играйте, мальчики, в войну.