Программа кружка "По страницам истории нашего края"
Автор Елена АлександровнаПояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.
Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке даёт возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Актуальность заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности школьников.
Цель: Формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к своей семье, школе, родному городу, краю;
2. Активизировать познавательный интерес к истории своего края, его людям – труженикам тыла, фронтовикам, учителям-ветеранам, выпускникам школы.
Образовательные:
1. Приобщать к самостоятельному выполнению заданий;
2. Научить работать со справочной литературой, архивными документами школьного краеведческого музея.
Развивающие:
1. Развить устойчивый интерес к изучению истории своего родного края;
2. Развивать потребность в самообразовании;
3. Развить интеллектуальные способности (мышление, память, воля, эмоции и т. д.);
4. Развить общеучебные умения (работа со справочной литературой, учебным пособием, газетой, архивными документами).
Практические:
1. Формировать коммуникативные умения и речевые навыки, позволяющие вести диалог и монолог, умение брать интервью;
2. Оформить стенды, создать экспозиции, выполнить краеведческие задания;
3. Размещать статьи на страницах школьного сайта (http://shk2petuhovo.ucoz.ru/) и сайта "В помощь учителю, ученикам и родителям. Уроки русского языка и литературы" (http://yrokipecherina.ucoz.ru/) в модуле "Школьный краеведческий музей";
4. Практиковать написание заметок в школьной газете "Школьный квартал".
Участники кружка:
учащиеся 5 – 9 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе кружка.
Ожидаемый результат:
ü учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
ü знать исторические события и памятники;
ü должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
Тематический план работы кружка «По страницам родного края»
35 часов, 1 час в неделю
№ п/п |
Разделы программы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения Источники изучения родного края.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Растительный мир нашего края. Создание альбома "Природа родного края". |
2 |
0,5 |
1,5 |
3 |
Животный мир родного края. Создание альбома "Животный мир родного края". |
2 |
0,5 |
1,5 |
4 |
История Петуховского района. История города Петухово. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Забытые деревни Петуховского района. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Обычаи, традиции, праздники. Легенды и байки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
7 |
Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. |
2 |
0,5 |
1,5 |
8 |
Улицы города. Сбор материала о названиях улиц города. Создание презентаций с использованием видео и фотографий улиц города. |
3 |
1 |
2 |
9 |
По историческим местам города Петухово. Сбор информации о памятниках и обелисках города и размещение материала на страницах сайта «В помощь учителю, ученикам и родителям. Уроки русского языка и литературы» (http://yrokipecherina.ucoz.ru/) в модуле "Школьный краеведческий музей". |
4 |
1 |
3 |
10 |
История организаций и учреждений города Петухово. Создание альбома и презентации. |
2 |
1 |
1 |
11 |
История родной школы. Традиции. Педагогический состав школы. Учителя- ветераны. Директора школы. Педагоги- выпускники школы. Выпускники школы – наша гордость. Оформление альбома, презентаций. Заполнение страниц летописи на школьном сайте (http://shk2petuhovo.ucoz.ru/). |
3 |
1 |
2 |
12 |
Ветераны труда и почётные жители нашего города. Умельцы города Петухово. Оформление альбома, презентаций. |
2 |
1 |
1 |
13 |
Петуховцы на фронтах Великой Отечественной войны. Оформление альбома, презентаций. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Петуховцы – труженики тыла. Оформление альбомов, презентаций. |
2 |
1 |
1 |
15 |
Петуховцы – участники локальных воин. Оформление альбома, презентаций. |
2 |
1 |
1 |
16 |
Литературное Петухово. Знакомство с литературными произведениями. Сбор информации об авторах, оформление альбома. |
2 |
1 |
1 |
17 |
Сделаем чистым наш город. Что такое экология? Экологический кризис. Экологический баланс. |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
35 |
13,5 |
21,5 |
Обеспечение образовательной деятельности печатными образовательными ресурсами
Учебник и учебные пособия
1. Анисимов, Н. А. Страницы истории Петуховского района Курганской области. – Курган : Зауралье, 2002.
Методические издания
1. Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1982 г.
2. Ланкова Н. М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий. Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2001.
3. Ступина В. Н. Основы литературного краеведения и исследовательской деятельности учащихся. – Курган, 2005.
Периодические издания
1.Районная газета «Заря»
Обеспечение образовательной деятельности электронными образовательными и информационными ресурсами
Электронные издания
1. Книга Почёта и Памяти 1941-1945 гг. Петуховский район (http://pamyat.kurganobl.ru/?pid=70)
2. Красной Книги Курганской области (http://www.priroda.kurganobl.ru/3583.html
Информационные базы данных
Сайты
1.Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Летописи Курганской области (http://uralgenealogy.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1/).
2.Патриотический Интернет проект «Герои страны» (http://www.warheroes.ru/about.asp).
3.Лица Зауралья (http://persona.kurganobl.ru/).
4."Память Зауралья" ГУ Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К. Югова (http://pamyat.kurganobl.ru/?pid=1).
5.Культурно - просветительский проект "Мы живем в Зауралье!". (ГЕО 45). Петуховский район (http://geo45.ru/petyhovo-tur.htm).
6.ВикипедиЯ (https://ru.wikipedia.org/wiki).
7.Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (http://www.priroda.kurganobl.ru/index.html).
Обеспечение образовательного процесса оборудованнием
1.Школьный краеведческий музей
Материалы (экспонаты, экспозиции, стенды, архивы, альбомы, папки и т. п.) по тематике отделов:
- Отдел природы.
- Отдел "История быта нашего края" (начиная с дореволюционного периода и до наших дней).
- Отдел "Помним. Чтим. Гордимся. Великая Отечественная война".
- Отдел "Герой Советского Союза Кухаров К. Ф.. Будем достойны!".
- Отдел "Петуховцы - участники локальных войн".
- Отдел "Нумизматика".
- Отдел "История нашей школы".
- Отдел "История Ленинской комнаты, пионерского и комсомольского движений".
- Отдел "Народные умельцы".
- Отдел "В ногу со временем".
2.Кабинет русского языка и литературы
- Компьютер.
- Телевизор с функцией монитора.
Елена Александровна
Учитель