Get Adobe Flash player
Понедельник, 02 Февраля 2015 13:32

SMART-технологии в воспитательной работе

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

"SMART-технологии в воспитательной работе"

 

В первые дни сентября вряд ли мы увидим за партами собранных и деловитых ребят. Как дать ребятам настрой на учебу? Каждый это делает по-своему.

Все классные руководители сталкиваются с тем, что ребята не могут собраться, вовремя приехать на учебу, не делают домашние задания, т.к. попросту забывают о них или просто не хотят, т.к. у них много других дел.

Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, самые распространенные у ребят.

Студентов обычно подводит халатное отношение к жизни. Специалисты говорят, что человек не успевает делать, все то, что ему нужно, лишь потому, что у него нет четкого плана и графика распределения времени. Им попросту завладела лень.

Я вам предлагаю небольшие рекомендации по проведению классного часа, посвященного управлению временем.

Любую беседу с группой или классный час стоит начать с приветствия, формирования мотивации, введение в тему.

При проведении беседы про управление временем в качестве вступления можно рассказать притчу «Полная банка».

Современная притча

(для лучшего восприятия можно параллельно показывать действия профессора, в качестве компонентов можно использовать камни, песок и воду).

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

 

В жизни всегда нужно выделять главное, а не бросаться от одного дела к другому. Для того чтобы определиться с важным, необходимо ставить правильно цели, к которой вы будете стремиться. А это совсем не простая задача. Если не правильно сформулировать цель, то достигнуть ее у вас не получится.

После этого с группой необходимо провести рассуждение на понимание этого вопроса. Обсуждение поможет определиться с тем, как построить дальше разговор. А также позволит оценить насколько ребята понимают данную проблему.

Вопросы для обсуждения:

Какие критерии есть у цели?

Что такое конкретизации цели, и что именно необходимо конкретизировать?

Какие критерии у достижения цели?

Место играет роль?

Что позволит достичь цель? Какие возможности?

Что будет влиять на вас при достижении цели?

В жизни, для правильной постановки своих личных целей, существует большое количество технологий и статей с правилами.

Для постановки целей чаще всего используется технология SMART.

Как переводится SMART? (полный)

В итоге перевод – умная постановка целей

О чем она говорит? Смарт – это аббревиатура.

Первое, S означает Специфик – в данном случае – конкретный.

M – мижуринг – измеримое. О чем это? Чем измеряется

A – ачивбл – достижимость, т.е. цель должна быть реальна

R – relevant – в данном контексте – цель, которая соотносится с другими целями, не выпадать из контекста вашей жизни, а моя ли эта цель?

T – time-bound – временная граница.

Часто ребята следуют целям, которые навязаны им родителями.

Говоря про это можно упомянуть анекдот про ворону.

 

Анекдот про ворону:

Собираются гуси на юг, к ним подходит ворона и говорит, я хочу с вами, я вами полечу, хочу в теплые края, я никогда там не была. Они ей отвечают: ворона, посмотри на себя, ты маленькая такая, ну куда тебе лететь, перелет долгий.

Ворона: Я сильная, я смелая, я долечу

Гуси: ну долетишь, так долетишь

Вот они вылетают, первый день перелета, ворона не отстает, хотя машет крыльями чаще, чем гуси.

Гуси: ворона, еще не рано вернуться. Перелет только один день

Ворона: нет ребята, я сильная, я смелая, я долечу

Гуси: ну, твой выбор

Летят. Перелет 3 дня. Долетают до места. Где-то через три часа ворона догоняет с языком на плече

Гуси: Ворона, давай ты вот здесь нас подождешь, мы по пути обратно тебя заберем и полетим домой

Ворона: нет, я сильная, я смелая, я долечу

Гуси: ладно, ворона, следующий перелет самый долгий

Летят 7 дней. Прилетают гуси на юг. Час нет вороны, два нет, три вороны нет, пять нет вороны. Они сели, помянули. Хорошая ворона была, смелой и тут видят, появляется точка на горизонте, летит ворона взъерошенная, еле-еле машет крыльями, не разбирая дороги, приземляется упав лицом в песок.

Гуси: Ворона, ну ты смелая, вот это ты сильная, ну долетел а же

Ворона: Да ребята, сильная, сметая, но больная….на всю голову

Это относительно того, что часто мы достигаем цели, которые нам не принадлежат. Поэтому, когда вы ставите цель, смотрите, насколько эта цель соответствует вам, насколько она не навязана обществом, друзьями, временем, в котором живете.

Также в продолжение темы можно привести притчу про хирурга.

Есть такая притча про хирурга.

Я слышал об одном докторе, который стал величайшим хирургом своей страны. Его сделали президентом Национального общества хирургов, и в этот день было устроено великое празднество в его честь. Но он был печален. Друг спросил его:

- Почему ты выглядишь таким печальным? Ты должен быть очень счастлив — ты стал величайшим хирургом, и теперь никто с тобой не сравнится. Самая большая честь для хирурга — это стать президентом Национального общества. Почему же ты так печален?

Хирург ответил:

- Я никогда не хотел стать хирургом. Я преуспел в том, чего никогда не хотел, а теперь от этого не убежишь. Если бы я потерпел неудачу, тогда был бы шанс, но теперь я прикован к этому.

Его друг сказал:

- Ты, должно быть, шутишь. О чём ты говоришь? Твоя семья счастлива, твоя жена счастлива, твои дети счастливы, каждый счастлив и каждый оказывает тебе величайшее уважение.

Хирург сказал:

- Но я не уважаю сам себя, а это — основное. Я хотел стать танцором, но мои родители не позволили мне этого, и я должен был им подчиниться. Я был слабовольным. И я несчастен оттого, что стал великим хирургом. Я несчастлив потому, что я самый паршивый танцор в мире. Я не могу танцевать — в этом-то и беда.

Удовлетворённость исходит из природы, а не из общества. Вы несёте свою судьбу с собой, но это бессознательная вещь. Следуйте ей. Никто больше не узнает, чего вы достигли, но вы будете это сознавать. Премии не могут вас удовлетворить. Следуйте бессознательной природе, не принуждайте её сознательно.

Для примера того, как правильно и неправильно ставить цели я показывала ребятам два мультика. Один, серия Смешариков про рояль, где очень хорошо видна неправильность постановки целей. Второй – мультфильм про поросенка, который пытался достать печенье с холодильника, куда не дотягивался.

Причем цель можно ставить как на день, так и на долгое время. В качестве упражненияна правильность постановки цели Для этого проведем маленькое упражнение. Я раздам вам листочки, которые мы с вами попытаемся заполнить.

Упражнение «Постановка цели».

Выбираем сферу жизни или ответственности (работа, семья, учеба, духовное развитие, хобби, здоровье, благосостояние, спорт, личная жизнь, отдых)

Затем прописываем цель, которую вы хотите достичь в этой области (т.е. конкретизируем то, что хотим достичь).

Теперь необходимо определяемся с тем, как можно измерить то, что хотим достичь.

Обязательно нужно выставить ограничение по времени (т.е. временные рамки). Цель не может достигаться бесконечно.

Определяемся с тем, как ее можно достигнуть (т.е. что нужно сделать для достижения данной цели).

Для удобства проведения упражнения можно заранее подготовить в качестве раздаточного материала таблички, которые ребятам необходимо будет заполнить.

В результате проведения упражнения необходимо получить четко сформулированную цель.

Обязательно по выполнению упражнения проведите обсуждение.

Подведем итог. Не все, что вы делаете за день является действительно необходимым. Не все дела ведут к чему-то важному, что вы хотели достичь.

Поэтому, нужно использовать дополнительные технологии для достижения цели и правильной ее постановке. В этом может помочь SMART-постановка целей. Конечно же существуют и другие методики, о которых написано большое количество книг.

Надеюсь приведенные примеры притч и упражнение будут полезны при составлении классных часов и бесед.

Автор: Молькова Анастасия Сергеевна 

Прочитано 2428 раз Последнее изменение Вторник, 05 Мая 2015 10:22
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии