Проблемы формирования информационно-личностной безопасности подростка
Автор ИринаОбразование в современном информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена человека, а в нашем случае подростка, с окружающим миром, который предполагает также генерирование информации в обмен на полученную.
Информация может носить противоречивый, агрессивный и негативный характер и влиять на социально-нравственные ориентиры учащихся. Пропаганда насилия и жестокости средствами СМИ, возрастающая роль интернета, отсутствие цензуры являются не только социальной, психологической, но и педагогической проблемой информационной безопасности личности школьника.
Педагоги-практики с некоторых пор ставят и решают педагогические задачи по оптимизации личностного роста и безопасности духовного, физического и психического здоровья обучающихся в условиях информационного общества и информационно-насыщенной учебно-воспитательной среды.
В настоящее время в образовательных учреждениях предпринимаются попытки формирования информационно-личностной безопасности не только различными запретительно-ограничительными мерами, но и выработкой знаний, умений и навыков у подростка. Одна из главных проблем на сегодня – это формирование личности, не только устойчивой к различным видам раздражителям и информационным воздействиям, но и умеющей предотвращать ситуации, связанные с информационно-личностной безопасностью.
Как показывает наблюдение за опытом работы педагогов и преподавателей в образовательном учреждении, в его деятельности имеется ряд профессиональных трудностей в формировании информационно-личностной безопасности подростка, которое выражается, с одной стороны, в понимании необходимости организации педагогических условий для успешного формирования информационно-личностной безопасности, с другой, в недостаточном владении разнообразными способами педагогического сопровождения этого процесса в силу разных причин.
Кроме того, трудность педагогического сопровождения процесса формирования информационно-личностной безопасности подростка связана не только с недостатками осуществления профессиональной деятельности учителем и воспитателем, но и с внутренними противоречиями самого подростка, проходящего сложный период взросления.
Стоит отметить, что противоречия имеют не только профессионально-педагогический контекст, но более широкий, социальный. В 2011 году был принят федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности. Введение федерального закона в действие показало необходимость включения в содержание образования новых компонентов, связанных с формированием у учащихся информационно-личностной безопасности. Новая педагогическая цель призвана обеспечить сформированность у учащегося школы общеучебных умений безопасной работы с различными источниками информации, готовности и способности противостоять информационным угрозам. Становится актуальной проблема педагогического осмысления развития личности учащегося в современном информационном обществе и определения теоретических положений оказания помощи в обеспечении его информационно-личностной безопасности.