Get Adobe Flash player
Понедельник, 09 Января 2017 14:00

«Современные тенденции работы по речевому развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствие с ФГОС»

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом объёме знаний об обществе и умение достойно жить в нём. Усвоение ребёнком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Где, как не в школе дети готовятся к самостоятельной жизни. Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В младшем школьном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребёнка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений для её выполнения. Формирование навыков общения в младшем школьном возрасте – важное условие развития ребёнка, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни, так как общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Овладение социальным опытом, правилами поведения, манерами, обычаями, профессиональными навыками происходит в ходе воспитания и обучения, во взаимодействии с окружающими людьми. Включение воспитанников в активную деятельность, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет возможности упражняться и совершенствовать практические, речевые действия, что в свою очередь формирует и укрепляет коммуникативные навыки обучающихся.
Уроки в младших классах с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) провожу с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, личной симпатии детей друг к другу, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.
Особое внимание уделяю развитию речи, что играет немаловажную роль в дальнейшей социализации обучающихся.
Развитие связной речи учащихся происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, а это основные задачи развития речи обучающихся.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи младших школьников служат приёмы мнемотехники в связи с тем, что у младших школьников запоминание носит непроизвольный характер, они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Использую мнемотаблицы на уроках чтения, речевой практики, что позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем- либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных я использую ёлку, обозначения домашних животных – дом. Традиционно работа по развитию связной речи учащихся ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок по темам уроков. А дидактическим материалом на уроках речевой практики служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определённая информация. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для младших школьников с интеллектуальными и речевыми нарушениями. Как уже было отмечено, в младшем школьном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к стихотворению (желательно на каждую строчку), а затем прочтение стихотворения дети воспроизводят по опорным картинкам. К числу важнейших задач работы с учащимися с интеллектуальными и речевыми нарушениями, относится формирование у них связной монологической речи. Формирование навыков общения в младшем школьном возрасте – важное условие развития ребёнка, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни, так как общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Поэтому развитие речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит на всех уроках, особенно на уроках чтения, речевой практики. Использование мнемотехники при формировании связной речи очевидно, так как задействованы два фактора, облегчающие этот процесс. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина и др.- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. С помощью символов, которыми могут быть герои сказок, явления природы, действия можно создать различные мнемотаблицы, в чёрно – белом или цветном варианте. Усиление внимания к личности ученика, принятие её особенности, признание прав ребёнка актуализируют работу по целенаправленному всестороннему, личностному развитию школьников, в том числе формирования у них навыков общения с учётом индивидуальных способностей, возможностей и потребностей уже в младшем школьном возрасте.
Необходимо подчеркнуть: умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определённых условиях, иначе говоря, в определённой среде. В процессе работы осуществляется тесное взаимодействие специалистов организации (учитель, воспитатель, социальный педагог, педагог – психолог, музыкальный работник, логопед, учитель физкультуры). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у школьников умений и навыков для социализации их в общество.
Формирование у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социально – бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно – образовательного процесса. Таким образом, социализация является одним из компонентов, влияющих на формирование личности. Личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья формируется позже, сложнее, и, безусловно, требует особого внимания со стороны родителей, педагогов и прочих участников образовательного процесса. Основной задачей для педагогов является облегчить и оптимизировать процесс социализации. Поэтому необходимо помнить об индивидуальном подходе и коррекционных мероприятиях, которые могут быть обеспечены в образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

 

Литература:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1979.

 

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Бийская общеобразовательная школа – интернат № 1»

Тема: «Современные тенденции работы по речевому развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствие с ФГОС»

Выполнила:
Важная Людмила Васильевна, учитель начальных классов

 

Прочитано 1504 раз Последнее изменение Вторник, 04 Апреля 2017 14:52
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии