Get Adobe Flash player
Воскресенье, 19 Октября 2014 10:55

«Применение межпредметных связей на уроках специальных дисциплин»

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

 «Применение межпредметных связей на уроках специальных дисциплин»

Изучение любой специальной дисциплины как науки не должно строиться только в виде логических правил, а должно показывать методы познания в качестве приема решения задач практики. Первые годы обучения требуют практических примеров, привлечения конкретных фактов из других дисциплин.

Преподавая экономику транспорта, организацию и управление движением, техническую эксплуатацию и безопасность движения решая задачи, всегда нужно показывать учащимся их применение в других дисциплинах, на практике, в жизни. В результате этого учащиеся будут глубже и сознательнее усваивать изученное, лучше ориентироваться в самих специальных дисциплинах. Как бы ни были сложны эти дисциплины, они выражают объективные связи материального мира. Для учащихся огромное значение имеет действительный показ использования определённых понятий в других дисциплинах и предметах. Осуществление межпредметных связей предполагает одинаковую, если возможно, трактовку понятий, излагаемых различными учебными предметами. В связи с этим нужно показывать учащимся смысл одного и того же понятия в различных предметах. Если преподаватель считает главной целью урока усвоение общих понятий и идей, то он должен добиваться полного понимания студентами их сути. В целях более глубокого усвоения учащимися смысла вводимых объектов необходимо проводить параллель в их объяснении, выражаемых одним и тем же словом в других дисциплинах. Смежные учебные специальные дисциплины включают некоторые общие значения и понятия.

В процессе формирования основных понятий нужно расширять, углублять их существенные признаки на новом фактическом материале. Это относится к общим определениям, используемых в разных специальных дисциплинах. Воспитанию у учащихся диалектического мировоззрения способствует решение на уроках задач с использованием материалов, изученных в других дисциплинах. При подборе и решении таких задач необходимо учитывать цели подготовки обучаемых. Задачи эти можно предлагать учащимся после объяснения новой темы в виде упражнений к данной теме для показа практической значимости вводимого понятия, формулы. Большинство формул, понятий имеет применение при решении задач из смежных дисциплин. Например, при решении задач по организации и управлению движением организация маневровой работы можно параллельно ознакомить учащихся со скоростями при маневрах и правилами их организации (предмет - техническая эксплуатация и безопасность движения). Преподаватели для отработки различных навыков предлагают учащимся множество однотипных задач, которые выполняют дидактические цели. Известно, что однообразная работа утомляет студентов, они теряют интерес к изучаемой теме, не успев выработать необходимых навыков. Чтобы вызвать интерес к учебе, нужно задачи, требующие одного и того же подхода, облекать в различные формы, привлекая сведения из других дисциплин, но при этом уроки данной дисциплины не должны превращаться в уроки других дисциплин. Предлагая учащемуся какую-либо задачу прикладного характера на уроках, надо ясно представить себе, какую цель преследует подобранная и предлагаемая задача. Нужно учитывать, какие знания из других смежных дисциплин необходимо использовать студентам для решения таких задач. Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного среднего специального профессионального образования. Но решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к построению модели общей картины изучаемого. Учет межпредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени.

Ни для кого уже не секрет, что знания отдельных учащихся зачастую представляют собой так называемое “лоскутное одеяло”, когда одна дисциплина усваивается сам по себе, другая - сама по себе, прочие дисциплины - также и др. Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учащимся знаний и для его интеллектуального развития средствами разных предметов курса чрезвычайно важно установление широких связей как между разными разделами изучаемых дисциплин, так и между разными предметами в целом. Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Большое значение интеграции для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Достижение главных образовательных целей зависит от того, в какой мере учащиеся обучены восприятию информации и ее использованию, поэтому освоение современных информационных технологий преподавателями и учащимися является насущной необходимостью. Применение преподавателями-предметниками компьютерных технологий дает простор для отработки медиаобразовательных приемов по своему предмету и, одновременно, способствует выработке навыков освоения учащимися компьютерных технологий и применения их при решении конкретных задач. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают учащиеся по их освоению, что очень важно в связи с непрерывной сменой технологий, особенно в области программных средств.

Использования межпредметных связей преподавателем, даёт возможность:

 смены форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока

 облегчение подготовки к уроку преподавателя

 расширение возможностей иллюстративного сопровождения урока

 организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся

 подготовка печатных материалов для преподавателя и ученика. Одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов являются бинарные уроки.

Что же понимает современная педагогическая мысль под бинарным уроком? «Бинарный урок — разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин» «Бинарный урок — особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.)

Указанные определения, а также опыт проведения бинарных уроков позволяет выделить следующие его основные признаки:

• на одном уроке объединяется материал двух учебных дисциплин;

• объединяемый материал должен быть взаимосвязанным;

• урок ведут два преподавателя-предметника. Бинарный урок помогает в решении следующих задач:

• развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

• расширяется кругозор у учащихся и педагогов;

• интегрирует знания из разных областей;

• способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;

• служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;

• развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

• развивает аналитические способности и изобретательность;

• обладает огромным воспитательным потенциалом;

• позволяет учащимся принимать творческие решения в нестандартных ситуациях. Межпредметные связи: «Устройство пути и станций», «Техническая эксплуатация и безопасность движения» Межпредметные связи: «Организация и управление грузовой и коммерческой работы», «Механизация погрузочно-разгрузочных работ»

Прочитано 2688 раз Последнее изменение Вторник, 21 Октября 2014 13:04
Бондаренко Наталья Юрьевна

Преподаватель спецдисциплин Актюбинского коллежда транспорта, коммуникаций и новых технологий, педагогический стаж 18 лет.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии