Get Adobe Flash player
Суббота, 11 Апреля 2015 21:54

Каков первоначальный этап для школы в целях ее преобразования?

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

Вернувшись на практику в свою родную школу, первым делом я встретилась с членами администрации и составила план Практики. Встретили меня доброжелательно и пообещали оказать посильную помощь в прохождении практики. Внимательное изучение общешкольного плана позволило мне определить стартовое состояние школы. Целью моей практики было – в организацию учебного и воспитательного процессов внести небольшие изменения в соответствии с современными требованиями.

         Я работаю в школе, которая расположена в г. Шардара. Здание школы было сдано в эксплуатацию в 1966 году, как видите в 2016 году ему исполнится 50 лет. Коллектив нашей школы гордится тем, что носит имя Максима Горького, великого писателя своего времени. Обучение в школе ведется на двух языках: казахском и русском. Деятельность педагогического коллектива нацелена на выполнение главной задачи – подготовить выпускника, который должен обладать определенными социальными знаниями и умениями, уметь пользоваться информацией, физически и нравственно развитого, коммуникабельного, креативного, мобильного и конкурентноспособного.

В школе работает 91 учитель. Из них всего 2 учителя имеют средне - специальное образование, у всех остальных – высшее. У 25 педагогов - высшая квалификационная категория; у 15 учителей – I и у 25 II квалификационная категория.  В 2013 – 2014 учебном году прошло аттестацию 18 учителей: высшую категорию получили 2 учителя и подтвердил 1 учитель; I квалификационную категорию получило 9 учителей и подтвердил 1 учитель; II квалификационную категорию присвоена 4 учителям и 4 учителя подтвердили данную категорию. 

Также учителя нашей школы прошли обучение на курсах повышения квалификации: двухнедельные и 3-х месячные. Двухнедельные курсы по предмету прошло обучение 3 учителя, по новым технологиям – 3, интерактивному «е – learning» - 7, руководящих работников – 3. Уровневые 3-х месячные курсы прошли обучение в 2013 – 2014 году и получили сертификаты 11 учителей: по III /базовому/ уровню – 8 учителей, по II / основному/ – 2 учителя и I / продвинутому/ уровню – 1, продолжает обучение директор школы. В 2014 -2015 году проходят обучение 6 учителей: по III /базовому/ уровню – 2, по II / основному/ – 3 учителя и I / продвинутому/ уровню – 1.

Ежегодно разрабатываем план работы школы, собираемся каждую четверть, обсуждаем возникшие проблемы и пытаемся их решить. На первое полугодие 2014 – 2015 учебного года запланировали в целях повышения самообразования учителей проведение коучинг – сессий, в ходе которых обучаем учителей, не прошедших уровневые курсы, применению 7 модулей Программы.

В 2013 – 2014 учебном году обучалось 1032 ученика с 1 по 11 классы и 100 учеников в классах предшкольной подготовки. Средняя наполняемость классов не более 25 человек.  2013-2014 учебный год мы закончили со 99,9% успеваемостью, качество знаний составило 35%. В виде ЕНТ и выпускных экзаменов учащиеся 11 классов прошли итоговую аттестацию за курс общей средней школы. В ЕНТ принимало участие 69 учеников, что составило 91%, 7 учеников сдавали выпускные экзамены, что составило 9 %. По итогам ЕНТ средний балл по школе составил 73,1 баллов. Итоговая аттестация за курс неполной средней школы (учащиеся 9 классов) показала следующие результаты: 2 учащихся получили свидетельство с отличием, 48 учащихся сдали экзамены на хорошо и отлично.

В школе 30 кабинетов, из них 2 мультимедийных, 6 специальных кабинетов: 2 кабинета информатики, кабинеты физики, химии, биологии и начального класса, оборудованных интерактивными досками. Кроме того, в каждом кабинете имеется компьютер, так как с 2012 – 2013 года в школе введено электронное обучение «е – learning», 1 актовый зал, библиотека, 1 спортивный зал и мастерские для мальчиков и девочек.

Тема методической работы школы на 2014 – 2015 год определили следующей: ««Использование инновационно-коммуникативных технологий как залог компетентности учителя и учащихся». Целью этой темы является: «Формирование гуманистических и педагогических навыков учителей в условиях реализации образовательных программ и освоения современных инновационных педагогических технологий».

     В нашей школе важным условием повышения качества образования и воспитания является научно-методическое сопровождение образовательного процесса. Методическая работа рассматривается как непрерывный процесс обучения и развития кадров; выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, стимулирование творческого поиска учителей и создание авторских методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

         Методическая работа в школе строится на данных, полученных в ходе внутришкольного контроля, анкетирования учителей, оценки и аттестации кадров и направлена она на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития обучающихся.

         В первую неделю практики провела встречу с руководителями методических объединений (в школе их 11), обсудили вопросы о современном учителе, о необходимости изменений практики учителей школы, обучении учителей применению 7 модулей Программы в виде обучающих коучинг – сессии. Кроме этого, запланировали на новый учебный год обсуждение и решение следующих вопросов:

- утверждение планов работы методических объединений и календарно-тематических планов на год;

- составление и утверждение графика проведения предметных недель, обсуждение тем открытых уроков, планируемых в рамках предметных недель;

- работа с одаренными и талантливыми детьми: подготовка и проведение внутришкольной олимпиады, участие в зональной и районной предметных олимпиадах, участие в Республиканской интернет олимпиаде «Дарын» (по итогам участия в 2013-2014 учебном году в Республиканской интернет олимпиаде «Дарын» наша школа заняла 1 место и получила призовой кубок, а также директор школы и я были награждены благодарственными письмами от организационного комитета КИО), участие в международных играх-конкурсах: «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Золотое руно», «Кенгуру», «Ак бота» и других;

- подготовка к ЕНТ и ВОУД, экзаменационного материала;

- разработка системы мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся;

- применение инновационных технологий в практике учителей школы;

- организация срезов с учетом дифференциации классов;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта педагогов;

- анализ взаимопосещения уроков;

- разработка авторских программ элективных и прикладных курсов;

- создание и работа с электронным портфолио;

- анализ работы методических объединений за полугодие и за год;

- рассмотрение здоровьесберегающего аспекта уроков;

- повышение квалификации, педагогического мастерства, аттестация учителей;

- обсуждение требований к учебным кабинетам

Методическая тема нашей школы и вытекающие из нее темы заседаний методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. В то же время в методической работе школы есть и обратная сторона «медали»: низкая творческая активность учителей, слабая реализация планов проведения предметных недель, не в полной мере используется такая форма работы, как взаимопосещение уроков, не желание заниматься самообразованием. В этом учебном году в 1 четверти мы запланировали 14 обучающих коучинг – сессий из них 6 уже провели, вы знаете, некоторых учителей приходилось в буквальном смысле слова «загонять» на занятие. Хорошо, что таких учителей у нас мало.

Для определения стартовых возможностей школы мною было проведено Анкетирование, взятый из материалов «Задания для выполнения в период практики в школе» В (4): мнения учеников и учителей о процессе обучения».

В ходе проведения анкетирования «Лидерство в практике обучения - сосредоточенность на процессе обучения как деятельности» среди педагогов были определены определенные результаты исследования (см. Приложение 1). Просмотрев результаты анкет, я могу сделать следующие выводы: в первом разделе «Каждый участник – обучающийся» мы видим, что в нашей школе поддерживается стремление быть обучающимся, члены лидерской группы позиционируют себя в качестве обучающихся и учителя позиционируют себя в качестве обучающихся. Меня этот результат радует, мне есть кого обучать и с кем обучаться. Из второго раздела анкетирования педагогов «Обучение как эффективное взаимодействие социальных, эмоциональных и когнитивных процессов» видно что, большая часть коллектива подтверждает мнение о том, что обучение является в равной степени эмоциональным и социальным процессом, так же, как и когнитивным, а вот на второй вопрос раздела большая часть педагогов ответила, что не совсем осознается в нашей школе воздействие ощущения психологической комфортности на качество и успешность исполнения профессиональных особенностей. Об этом итоге я сообщила психологам школы, для того, чтобы они обратили внимание на решение данного вопроса. Третий раздел анкетирования педагогов звучал как «Формирование способность к лидерству на основе значительного опыта в практике обучения». Здесь результат получился интересным. На вопрос: Способствует ли процесс обучения в условиях класса формированию способности учеников принимать на себя ответственность и воздействовать на окружающих? 41 педагог ответил «Да», 23 учителя «Нет» и 21 «Не совсем». Это значит, что большая часть учителей не готова к тому, что ученики должны нести ответственность за свое обучение и оказывать влияние на одноклассников через групповую форму работы, что «ключевым показателем успешности преподавания учителя является …активное участие в процессе обучения, его ответственность за собственное обучение» (Руководство для учителя. Астана, - 2014 г., с. 108-109). Здесь тоже есть над чем поработать мне - методисту школы. Последний раздел анкетирования «Используемые методы и подходы способствуют совершенствованию процесса обучения» тоже показал интересный результат. Большая часть учителей считает, что обучение учителей в целях их профессионального развития оказывает определяющее влияние на качество обучения в условиях классов, а вот на вопрос предоставления учащимся возможности принимать на себя ответственность и самостоятельно выбирать способы и траекторию своего обучения большая часть учителей ответило «Не совсем». Не может большая часть учителей отойти от традиционных методик обучения, они все равно хотят остаться единственным источником знаний, а не направляющим, как этого требует время.

Такие же разделы анкетирования, но на другие вопросы отвечали учащиеся школы (Приложение 2). В первом разделе «Каждый участник – обучающийся» мы видим следующие результаты, и они меня тоже очень обрадовали. Ответы на эти вопросы означают, что наши ученики представляют учителей в качестве обучающихся и считают, что в школе поддерживается стремление каждого быть обучающимся. Ну, разве это не радует? Как вы думаете?

Результаты анкетирования второго раздела «Обучение как эффективное взаимодействие социальных, эмоциональных и когнитивных процессов» были не менее интересны. Большая часть учащихся школы считают, что наши учителя осознают взаимообусловленность результативности обучения от эмоционального отношения к обучению, а учащиеся 7, 10 и 11 классов считают, что учителя школы «от части» принимают во внимание настроение и эмоциональное состояние учеников и в 10 классе не используются разнообразные групповые и парные формы выполнения заданий. Ну, вот и смотрите, снова есть над чем работать. Снова проблема, не хотят учителя применять эти формы работы систематически, ведь работа в группах и парах требует дополнительной подготовки учителя к уроку. В третьем разделе «Формирование способность к лидерству на основе значительного опыта в практике обучения» для учащихся был всего 1 вопрос, на который учащиеся ответили то же неодинаково. Учащиеся 6, 7, 10 и 11 классов не готовы к принятию на себя ответственности и готовности воздействовать на других. Наверное, дело в том, что в этих классах работает мало учителей, прошедших уровневые курсы обучения. В 5, 8 и 9 классах работают сертифицированные учителя, которые активно на уроках применяют коллаборативную форму работы, критериальное оценивание, критическое мышление и результаты, как говорится «на лицо». В 4 разделе «Используемые методы и подходы способствуют совершенствованию процесса обучения» то же был 1 вопрос. Здесь учащиеся 10-11 классов, считают, что учителя не считаются с их мнениями и не предоставляют возможности для принятия на себя ответственности и для самостоятельного определения траектории своего обучения. С результатами анкетирования я познакомила педагогический коллектив и администрацию школы и сообща мы наметили ряд мероприятий для решения данных вопросов, но все равно, от каждого учителя зависит то, какое участие он примет в развитии лидерства среди учащихся.

Итоги анкетирования показали, что учителя нашей школы хотят обучаться, а значит они хотят и поменять свою практику преподавания. Что лидерство в практике обучения предполагает сосредоточенность на процессе обучения как деятельности в которой каждый участник (учитель, ученик) – обучающиеся. Коллектив понимает, что обучение предполагает эффективное взаимодействие социальных, эмоциональных и когнитивных процессов и способность к лидерству формируется только на основе значительного опыта в практике обучения, а используемые инновационные методы и подходы способствуют совершенствованию процесса обучения («Задания для выполнения в период практики в школе», Астана, 2014г., – с.24). Учителя школы активно откликаются на новый положительный опыт.

Новым для коллектива стало понимание того, что и учителя, и ученики должны рефлексировать после каждого урока, потому, что только анализ своей деятельности помогает совершенствовать процесс обучения учителями и учащимися. Но учителя у которых большой стаж работы очень настороженно относятся к данному факту, в целом они понимают, что «принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального овладениям ими» (Руководство для учителя. Астана, 2014г. – с.104).

Результаты исследований показали, что обучение представляет собой не обособленное явление, а целостный комплекс педагогических механизмов, который воздействует на способность обучающихся к обучению. Каждый учитель должен стремиться к созданию среды, способствующей достижению максимального успеха в преподавании и обучении. «Следующий век будет именно таким, каким будут воспитаны для него будущие граждане» (Я.А.Коменский).

 Считаю, что целью современной школы является не только создание условий для воспитания интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, но и совершенствование процесса обучения путём совместной работы участников образовательного процесса: учитель-ученик-родитель. Поэтому в фокусе развития моей школы будет выбран ориентир на внедрение инновационных технологий в соответствии конструктивисткой теории, которая лежит в основе Программы первого уровня.

Таким образом при сложившейся ситуации, для решения школьных проблем, связанных с преобразование практики учителя в целях повышения качества знаний, я посчитала целесообразным начать преобразование с внедрения 7 модулей обучения Программы уровневых курсов.

 

 

Прочитано 2719 раз Последнее изменение Среда, 06 Мая 2015 12:19
Карюгина Марина Леонидовна

Родилась и выросла в г. Шардара. Здесь же закончила школу в 1984 году и поступила в Казахский Государственный педагогический институт имени Абая в г. Алматы в 1989 году по специальности: учитель географии и биологии. Сразу после окончания института вернулась работать в родную школу. Стаж работы 27 лет. Люблю свою работу, читать. Разводить садовые цветы. Имею взрослого сына студента. Работаю зам. директора по НМР

Последнее от Карюгина Марина Леонидовна

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии