Каков первоначальный этап для школы в целях ее преобразования?
Автор Карюгина Марина ЛеонидовнаВернувшись на практику в свою родную школу, первым делом я встретилась с членами администрации и составила план Практики. Встретили меня доброжелательно и пообещали оказать посильную помощь в прохождении практики. Внимательное изучение общешкольного плана позволило мне определить стартовое состояние школы. Целью моей практики было – в организацию учебного и воспитательного процессов внести небольшие изменения в соответствии с современными требованиями.
Я работаю в школе, которая расположена в г. Шардара. Здание школы было сдано в эксплуатацию в 1966 году, как видите в 2016 году ему исполнится 50 лет. Коллектив нашей школы гордится тем, что носит имя Максима Горького, великого писателя своего времени. Обучение в школе ведется на двух языках: казахском и русском. Деятельность педагогического коллектива нацелена на выполнение главной задачи – подготовить выпускника, который должен обладать определенными социальными знаниями и умениями, уметь пользоваться информацией, физически и нравственно развитого, коммуникабельного, креативного, мобильного и конкурентноспособного.
В школе работает 91 учитель. Из них всего 2 учителя имеют средне - специальное образование, у всех остальных – высшее. У 25 педагогов - высшая квалификационная категория; у 15 учителей – I и у 25 II квалификационная категория. В 2013 – 2014 учебном году прошло аттестацию 18 учителей: высшую категорию получили 2 учителя и подтвердил 1 учитель; I квалификационную категорию получило 9 учителей и подтвердил 1 учитель; II квалификационную категорию присвоена 4 учителям и 4 учителя подтвердили данную категорию.
Также учителя нашей школы прошли обучение на курсах повышения квалификации: двухнедельные и 3-х месячные. Двухнедельные курсы по предмету прошло обучение 3 учителя, по новым технологиям – 3, интерактивному «е – learning» - 7, руководящих работников – 3. Уровневые 3-х месячные курсы прошли обучение в 2013 – 2014 году и получили сертификаты 11 учителей: по III /базовому/ уровню – 8 учителей, по II / основному/ – 2 учителя и I / продвинутому/ уровню – 1, продолжает обучение директор школы. В 2014 -2015 году проходят обучение 6 учителей: по III /базовому/ уровню – 2, по II / основному/ – 3 учителя и I / продвинутому/ уровню – 1.
Ежегодно разрабатываем план работы школы, собираемся каждую четверть, обсуждаем возникшие проблемы и пытаемся их решить. На первое полугодие 2014 – 2015 учебного года запланировали в целях повышения самообразования учителей проведение коучинг – сессий, в ходе которых обучаем учителей, не прошедших уровневые курсы, применению 7 модулей Программы.
В 2013 – 2014 учебном году обучалось 1032 ученика с 1 по 11 классы и 100 учеников в классах предшкольной подготовки. Средняя наполняемость классов не более 25 человек. 2013-2014 учебный год мы закончили со 99,9% успеваемостью, качество знаний составило 35%. В виде ЕНТ и выпускных экзаменов учащиеся 11 классов прошли итоговую аттестацию за курс общей средней школы. В ЕНТ принимало участие 69 учеников, что составило 91%, 7 учеников сдавали выпускные экзамены, что составило 9 %. По итогам ЕНТ средний балл по школе составил 73,1 баллов. Итоговая аттестация за курс неполной средней школы (учащиеся 9 классов) показала следующие результаты: 2 учащихся получили свидетельство с отличием, 48 учащихся сдали экзамены на хорошо и отлично.
В школе 30 кабинетов, из них 2 мультимедийных, 6 специальных кабинетов: 2 кабинета информатики, кабинеты физики, химии, биологии и начального класса, оборудованных интерактивными досками. Кроме того, в каждом кабинете имеется компьютер, так как с 2012 – 2013 года в школе введено электронное обучение «е – learning», 1 актовый зал, библиотека, 1 спортивный зал и мастерские для мальчиков и девочек.
Тема методической работы школы на 2014 – 2015 год определили следующей: ««Использование инновационно-коммуникативных технологий как залог компетентности учителя и учащихся». Целью этой темы является: «Формирование гуманистических и педагогических навыков учителей в условиях реализации образовательных программ и освоения современных инновационных педагогических технологий».
В нашей школе важным условием повышения качества образования и воспитания является научно-методическое сопровождение образовательного процесса. Методическая работа рассматривается как непрерывный процесс обучения и развития кадров; выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, стимулирование творческого поиска учителей и создание авторских методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
Методическая работа в школе строится на данных, полученных в ходе внутришкольного контроля, анкетирования учителей, оценки и аттестации кадров и направлена она на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития обучающихся.
В первую неделю практики провела встречу с руководителями методических объединений (в школе их 11), обсудили вопросы о современном учителе, о необходимости изменений практики учителей школы, обучении учителей применению 7 модулей Программы в виде обучающих коучинг – сессии. Кроме этого, запланировали на новый учебный год обсуждение и решение следующих вопросов:
- утверждение планов работы методических объединений и календарно-тематических планов на год;
- составление и утверждение графика проведения предметных недель, обсуждение тем открытых уроков, планируемых в рамках предметных недель;
- работа с одаренными и талантливыми детьми: подготовка и проведение внутришкольной олимпиады, участие в зональной и районной предметных олимпиадах, участие в Республиканской интернет олимпиаде «Дарын» (по итогам участия в 2013-2014 учебном году в Республиканской интернет олимпиаде «Дарын» наша школа заняла 1 место и получила призовой кубок, а также директор школы и я были награждены благодарственными письмами от организационного комитета КИО), участие в международных играх-конкурсах: «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Золотое руно», «Кенгуру», «Ак бота» и других;
- подготовка к ЕНТ и ВОУД, экзаменационного материала;
- разработка системы мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся;
- применение инновационных технологий в практике учителей школы;
- организация срезов с учетом дифференциации классов;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта педагогов;
- анализ взаимопосещения уроков;
- разработка авторских программ элективных и прикладных курсов;
- создание и работа с электронным портфолио;
- анализ работы методических объединений за полугодие и за год;
- рассмотрение здоровьесберегающего аспекта уроков;
- повышение квалификации, педагогического мастерства, аттестация учителей;
- обсуждение требований к учебным кабинетам
Методическая тема нашей школы и вытекающие из нее темы заседаний методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. В то же время в методической работе школы есть и обратная сторона «медали»: низкая творческая активность учителей, слабая реализация планов проведения предметных недель, не в полной мере используется такая форма работы, как взаимопосещение уроков, не желание заниматься самообразованием. В этом учебном году в 1 четверти мы запланировали 14 обучающих коучинг – сессий из них 6 уже провели, вы знаете, некоторых учителей приходилось в буквальном смысле слова «загонять» на занятие. Хорошо, что таких учителей у нас мало.
Для определения стартовых возможностей школы мною было проведено Анкетирование, взятый из материалов «Задания для выполнения в период практики в школе» В (4): мнения учеников и учителей о процессе обучения».
В ходе проведения анкетирования «Лидерство в практике обучения - сосредоточенность на процессе обучения как деятельности» среди педагогов были определены определенные результаты исследования (см. Приложение 1). Просмотрев результаты анкет, я могу сделать следующие выводы: в первом разделе «Каждый участник – обучающийся» мы видим, что в нашей школе поддерживается стремление быть обучающимся, члены лидерской группы позиционируют себя в качестве обучающихся и учителя позиционируют себя в качестве обучающихся. Меня этот результат радует, мне есть кого обучать и с кем обучаться. Из второго раздела анкетирования педагогов «Обучение как эффективное взаимодействие социальных, эмоциональных и когнитивных процессов» видно что, большая часть коллектива подтверждает мнение о том, что обучение является в равной степени эмоциональным и социальным процессом, так же, как и когнитивным, а вот на второй вопрос раздела большая часть педагогов ответила, что не совсем осознается в нашей школе воздействие ощущения психологической комфортности на качество и успешность исполнения профессиональных особенностей. Об этом итоге я сообщила психологам школы, для того, чтобы они обратили внимание на решение данного вопроса. Третий раздел анкетирования педагогов звучал как «Формирование способность к лидерству на основе значительного опыта в практике обучения». Здесь результат получился интересным. На вопрос: Способствует ли процесс обучения в условиях класса формированию способности учеников принимать на себя ответственность и воздействовать на окружающих? 41 педагог ответил «Да», 23 учителя «Нет» и 21 «Не совсем». Это значит, что большая часть учителей не готова к тому, что ученики должны нести ответственность за свое обучение и оказывать влияние на одноклассников через групповую форму работы, что «ключевым показателем успешности преподавания учителя является …активное участие в процессе обучения, его ответственность за собственное обучение» (Руководство для учителя. Астана, - 2014 г., с. 108-109). Здесь тоже есть над чем поработать мне - методисту школы. Последний раздел анкетирования «Используемые методы и подходы способствуют совершенствованию процесса обучения» тоже показал интересный результат. Большая часть учителей считает, что обучение учителей в целях их профессионального развития оказывает определяющее влияние на качество обучения в условиях классов, а вот на вопрос предоставления учащимся возможности принимать на себя ответственность и самостоятельно выбирать способы и траекторию своего обучения большая часть учителей ответило «Не совсем». Не может большая часть учителей отойти от традиционных методик обучения, они все равно хотят остаться единственным источником знаний, а не направляющим, как этого требует время.
Такие же разделы анкетирования, но на другие вопросы отвечали учащиеся школы (Приложение 2). В первом разделе «Каждый участник – обучающийся» мы видим следующие результаты, и они меня тоже очень обрадовали. Ответы на эти вопросы означают, что наши ученики представляют учителей в качестве обучающихся и считают, что в школе поддерживается стремление каждого быть обучающимся. Ну, разве это не радует? Как вы думаете?
Результаты анкетирования второго раздела «Обучение как эффективное взаимодействие социальных, эмоциональных и когнитивных процессов» были не менее интересны. Большая часть учащихся школы считают, что наши учителя осознают взаимообусловленность результативности обучения от эмоционального отношения к обучению, а учащиеся 7, 10 и 11 классов считают, что учителя школы «от части» принимают во внимание настроение и эмоциональное состояние учеников и в 10 классе не используются разнообразные групповые и парные формы выполнения заданий. Ну, вот и смотрите, снова есть над чем работать. Снова проблема, не хотят учителя применять эти формы работы систематически, ведь работа в группах и парах требует дополнительной подготовки учителя к уроку. В третьем разделе «Формирование способность к лидерству на основе значительного опыта в практике обучения» для учащихся был всего 1 вопрос, на который учащиеся ответили то же неодинаково. Учащиеся 6, 7, 10 и 11 классов не готовы к принятию на себя ответственности и готовности воздействовать на других. Наверное, дело в том, что в этих классах работает мало учителей, прошедших уровневые курсы обучения. В 5, 8 и 9 классах работают сертифицированные учителя, которые активно на уроках применяют коллаборативную форму работы, критериальное оценивание, критическое мышление и результаты, как говорится «на лицо». В 4 разделе «Используемые методы и подходы способствуют совершенствованию процесса обучения» то же был 1 вопрос. Здесь учащиеся 10-11 классов, считают, что учителя не считаются с их мнениями и не предоставляют возможности для принятия на себя ответственности и для самостоятельного определения траектории своего обучения. С результатами анкетирования я познакомила педагогический коллектив и администрацию школы и сообща мы наметили ряд мероприятий для решения данных вопросов, но все равно, от каждого учителя зависит то, какое участие он примет в развитии лидерства среди учащихся.
Итоги анкетирования показали, что учителя нашей школы хотят обучаться, а значит они хотят и поменять свою практику преподавания. Что лидерство в практике обучения предполагает сосредоточенность на процессе обучения как деятельности в которой каждый участник (учитель, ученик) – обучающиеся. Коллектив понимает, что обучение предполагает эффективное взаимодействие социальных, эмоциональных и когнитивных процессов и способность к лидерству формируется только на основе значительного опыта в практике обучения, а используемые инновационные методы и подходы способствуют совершенствованию процесса обучения («Задания для выполнения в период практики в школе», Астана, 2014г., – с.24). Учителя школы активно откликаются на новый положительный опыт.
Новым для коллектива стало понимание того, что и учителя, и ученики должны рефлексировать после каждого урока, потому, что только анализ своей деятельности помогает совершенствовать процесс обучения учителями и учащимися. Но учителя у которых большой стаж работы очень настороженно относятся к данному факту, в целом они понимают, что «принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального овладениям ими» (Руководство для учителя. Астана, 2014г. – с.104).
Результаты исследований показали, что обучение представляет собой не обособленное явление, а целостный комплекс педагогических механизмов, который воздействует на способность обучающихся к обучению. Каждый учитель должен стремиться к созданию среды, способствующей достижению максимального успеха в преподавании и обучении. «Следующий век будет именно таким, каким будут воспитаны для него будущие граждане» (Я.А.Коменский).
Считаю, что целью современной школы является не только создание условий для воспитания интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, но и совершенствование процесса обучения путём совместной работы участников образовательного процесса: учитель-ученик-родитель. Поэтому в фокусе развития моей школы будет выбран ориентир на внедрение инновационных технологий в соответствии конструктивисткой теории, которая лежит в основе Программы первого уровня.
Таким образом при сложившейся ситуации, для решения школьных проблем, связанных с преобразование практики учителя в целях повышения качества знаний, я посчитала целесообразным начать преобразование с внедрения 7 модулей обучения Программы уровневых курсов.
Карюгина Марина Леонидовна
Родилась и выросла в г. Шардара. Здесь же закончила школу в 1984 году и поступила в Казахский Государственный педагогический институт имени Абая в г. Алматы в 1989 году по специальности: учитель географии и биологии. Сразу после окончания института вернулась работать в родную школу. Стаж работы 27 лет. Люблю свою работу, читать. Разводить садовые цветы. Имею взрослого сына студента. Работаю зам. директора по НМР