Get Adobe Flash player
Пятница, 30 Октября 2015 23:43

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Автор 
Оцените материал
(53 голосов)

 

Изучая профессиональный стандарт учителя каждый педагог, невольно видит точки соприкосновения своей педагогической деятельности и стандарта. Стандарт для учителя как эталон, который даёт ответ на вопросы учителя «Что я уже достиг?», «Над, чем ещё нужно поработать?» и «Что необходимо освоить с нуля?».

Самое главное в учительском труде это обучение детей, качество их образования, подготовка к жизни, трудовой деятельности. Математическому образованию подрастающего поколения в современном мире отводится ведущая роль. Еще в мае 2012 года Президент РФ В. Путин поручил разработать профессиональные стандарты для учителей русского языка и математики,  хотя в настоящий момент речь идет уже о стандарте для учителей вне зависимости от предмета, который они ведут.

Стратегия  современного образования ставит перед каждым работником образования задачи значительной перестройки профессиональной деятельности, освоения новых психолого-педагогических компетенций. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда.

Поставлена цель: вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Определены задачи:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося (формирование установки «нет неспособных к математике детей»);

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

-  повышение качества работы преподавателей математики;

- поддержка лидеров математического образования, выявление новых активных лидеров среди педагогов;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

-  популяризация математических знаний и математического образования

Анализируя свою работу, обозначу точки соприкосновения учителя математики и профессионального стандарта с задачами математического образования.

Проводя учебные занятия, я, как и другие учителя, опираюсь на достижения в области педагогики и психологии, современных информационных технологий и методик обучения; содействую формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, формирую позитивное отношение со стороны учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу. Содействую подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах и т.д.

 

1.Модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности)

Разработкой и изменений учебных программ я, как и все учителя школы, занимаюсь постоянно.   К этому времени мною разработаны  рабочие программы по математике с 5 по 11 класс, программы спецкурсов и групповых занятий по математике для 10-11 класса.

- Рабочие программы по математике для 5 и 6 классов составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

- В рамках апробации ФГОС ООО для 6 класса мною разработан и реализуется в 2014-2015 уч. году надпредметный курс «Основы проектной деятельности».

- Разработана и осваивается программа дистанционного курса по математике «Решение сложных заданий ЕГЭ».

 

2.Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося (формирование установки «нет неспособных к математике детей»)

Данную задачу профстандарта учителя математики считаю самой важной и труднодостижимой, решение которой вижу в повышение качества своей работы.

Что я делаю на данном этапе?

Организую, дополнительные занятия с учетом подготовки обучающихся к ЕГЭ, консультации, реализую проблемное обучение, осуществляю связь предмета с практикой, стараюсь развивать способности ученика к занятиям математикой.

Использую современные образовательные технологии: дистанционное обучение, деятельностный подход в обучении, проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, разноуровневое обучение,  исследовательские и проектные методы обучения.

 

3.Повышение качества работы учителя математики

Качество своей работы стараюсь улучшить через организацию учебных занятий, отвечая на вопросы: «Как буду стимулировать учебные мотивы?», «Как помочь ученикам осознать свою учебную цель и проявить желание достигать её?», «Как организовать учебную деятельность и управлять ею?», «Как обеспечить рефлексию учебной деятельности?» «Как организовывать контроль за ходом и результатами деятельности обучаемых?» и др.

Ответы на эти вопросы реализую на уроках, в том числе и открытых.

Участвуя в работе инновационных площадок, созданных на базе школы, провела уроки на муниципальном и региональном уровне:

- открытый урок в рамках областного семинара «Внедрение в систему образования эффективной модели формирования УУД обучающихся в условиях реализации ФГОС" (февраль, 2015г.);

- открытый урок в рамках деятельности региональной стажировочной площадки по теме «Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС» (ноябрь, 2013г.);

- мастер-класс «Организация групповой работы на уроке как один из механизмов реализации деятельностного подхода» в рамках региональной стажировочной площадки (ноябрь, 2013г.)

- открытый урок в рамках районного МО учителей математики (2012г.);

- открытое внеклассное мероприятие в рамках межшкольного МО учителей математики (2011г)

 

4.Обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, уметь работать в распространенных компьютерных программах: Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

В своей работе учителя, я использую:

- печатные раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, карточки для индивидуальной работы);

- календарно-тематическое  и поурочное планирование;

- мультимедийное сопровождение объяснения нового материала  (презентации);

- провожу обработку данных (таблицы, графики, отчёты);

- провожу контроль знаний с использованием тестовых технологий;

- использую для подготовки уроков Интернет-ресурсы: «Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов» и «Федеральный центр образовательных ресурсов»;

- создаю свои образовательные ресурсы (тесты), которые располагаю на своём сайте.

- изучаю все новинки педагогической и методической литературы;

- имею регистрацию на многих педагогических сайтах.

 

5. Обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей.

Сейчас стало возможным обеспечить индивидуализацию обучения - уделить достаточно внимания тем, кому математика нужна для продолжения образования, восстановить или освоить заново базовые математические навыки тем, у кого есть проблемы, обеспечить интересные занятия для гуманитариев. 

Если организация проектной и исследовательской деятельности учащихся велась по желания учителя, то с введением стандартов она стала необходимым компонентом каждого урока и внеурочной деятельности. Ученики в результате такой деятельности решения творческих и исследовательских задач приобретают навыки работы с информацией, осознают ценность умения организовывать, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, создавать собственный интеллектуальный продукт. На данном этапе я не могу сказать, что такая работа ведётся мной систематически и планомерно, хотя некоторые наработки имеются. Например, перед вами список дипломов, полученных учащимися, в различных мероприятиях.      

1.Участие учащихся в научно-практических конференциях:

- диплом за I место в научно-практической конференции «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА-2013» в секции «Математика, математические модели экономических и социальных процессов» - 2013г. Тема «Оптимизация выращивания домашней птицы математическими методами»;

- диплом за II место в районной научно-практической конференции "В науку первые шаги», 2013г. Тема «Паркет и правильные многоугольники»;

- диплом за III место в районной научно-практической конференции "В науку первые шаги", 2013г. Тема «Россия в судьбе и жизни каждого из нас»;

- диплом победителя II степени Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки», 2014г. Тема: «Паркет и правильные многоугольники»;

- диплом победителя III степени Всероссийского конкурса «Творческие и исследовательские проекты учащихся», 2014г. Тема «Рыба водоёма села Вторые Тербуны»

- диплом победителя III степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты», 2014г. Тема: «Моё село – мой край родное»

- диплом победителя I степени XII международного конкурса «МЕГАКОНКУРС.RU» в номинации «Детские исследовательские работы» 2014г. Тема: «Футбол – любимая игра»;

- диплом победителя I степени за победу во Всероссийском конкурсе «Зимние огни талантов» в номинации «Я - исследователь», 2014г. Тема: «Собака – лучший друг человека». 

Принято считать, что развитию логического мышления учащихся способствует решение нестандартных задач. Действительно, задачи такого рода вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность, формируют самостоятельность, не шаблонность мышления. Но ведь почти каждую текстовую задачу можно сделать творческой при определенной методике обучения решению.

Решение задачи, почти всегда, начинаю с того, что предлагаю учащимся самим найти возможные способы решения, придумать свою задачу с аналогичным условием. При отыскании различных способов решения задач у школьников формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки. После нахождения очередного метода решения задачи учащийся, как правило, получает большое моральное удовлетворение. Учителю важно поощрять поиск различных способов решения задач, а не стремиться навязывать свое решение.

Ограниченность урока не даёт возможности уделять достаточно времени для решения олимпиадных задач, поэтому я нашла другой способ, стимулирующий развитие познавательного интереса, логического мышления. Это участие во всевозможных заочных предметных конкурсах и олимпиадах. Возможно, результатом такого участия, победителем очного этапа Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне, стала ученица 6 класса. 

 

6.Популяризация математических знаний и математического образования.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.  В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. 

В новом стандарте говорится, что необходимо создать условия для повышения уровня мастерства учителя математики: через участие в работе мастер-классов, круглых столов, семинаров; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.

Что я делаю в этом плане?

Веду работу по самообразованию по теме «Повышение уровня познавательной активности учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС».

Участвую в различных педагогических конкурсах. По результатам некоторых из них являюсь призёром или победителем: 

- Диплом Общероссийского конкурса I степени "Использование проектной деятельности на уроках математики, геометрии". Выдан независимой ассоциации педагогов гуманитарного, естественного и математического цикла "Форум", 2013г.;

- Диплом Общероссийского конкурса III степени "Современные образовательные технологии на уроках математики". Выдан независимой ассоциации педагогов гуманитарного, естественного и математического цикла "Форум", серия АФ № 00208, приказ № 154 от 05.03.2014.;

- Диплом победителя 3 степени «Лучший современный урок» Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием. Выдан центром современных образовательных технологий ООО НПЦ «ИНТЕРТЕХИНФОРМ» № АА6532, 2014г. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-57749;

- Диплом победителя в номинации «Мой мастер - класс» Международного творческого педагогического фестиваля «Педагогическое развитие», выдан ПИА «CREATIV», 2014г.;

- Диплом за II место на Международном конкурсе презентаций «Интерактивная мозаика-2013» №19-д/ИМ, выдан сообществом взаимопомощи учителей «Pedsovet.su», 2013г. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-41726;

- Диплом II степени Общероссийского конкурса «Лучшая идея из педагогического опыта» выдан методическим объединением учителей «Логос», серия - МОЛ № 0011, 2014г., приказ № 205 от 10.11.2014г.;

- Диплом III степени Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучшая презентация к уроку», выдан центром педагогического мастерства «Новые идеи», №Р-0297, 2014г.;

- Диплом победителя (II место) IX Всероссийского педагогического конкурса «Лучшая презентация к уроку»-2014, выдан центром дистанционной поддержки учителей «Академия Педагогики», №SH-9260. Свидетельство о регистрации СМИ («Академия педагогики» РОСКОМНАДЗОР ЭЛ №ФС 77-57022);

- Благодарственная грамота за участие в итоговой оценке работ Всероссийского конкурса рисунков «НАСЛЕДИЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ», №ВКП-00-1026-1858-42, 2014г

Публикации в печатных СМИ:

- публикации в сборнике Актуальные проблемы естественно-математического образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции – Липецк: ЛИРО:

- в 2012г., стр. 107 «Реализация воспитательного потенциала предметов естественно-математического цикла»; в 2014г., стр. 161 «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС».

Публикации страницах электронного СМИ:

- АКАДЕМИЯ РОСТА – «Групповая работа, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике»: серия РМО №006352, январь 2015г.,

- Образовательный портал «PRODLENKA»  - Конспект урока по математике в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками» серия 92165-93311, январь 2015г.;

- Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – Интерактивный тест по математике «Геометрия в ЕГЭ», 

- Копилка уроков – «Решение задач на части с помощью уравнений», 2014г;

- Педразвитие  – «Современный урок в свете ФГОС»;

- Международный Современный Учительский Портал  – «Личностное информационное пространство педагога», №26837, февраль 2015г.

 

7. Поддержка лидеров математического образования, выявление новых активных лидеров среди педагогов.

Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.

Требование сегодняшнего времени.

Если хочешь двигаться вперед: ежедневно "обнуляй" свои достижения и не вспоминай о них; выстраивай работу короткими проектами; оценивай результаты, давай оценки, ставь задачи, получай высокие результаты. И вновь "обнуляй" результаты, так как каждый год мы начинаем работать с новым классом, новыми родителями и новыми

Видимо, действительно настал тот момент, когда учитель должен остановиться и подумать: имеет ли он право работать «по старинке» или надо «начать новую жизнь», а может «все новое-это хорошо забытое старое». Как бы громко это ни звучало, но будущее страны в руках педагогов.

 

Литература:
1. ФГОС ОО, раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы»
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н.
3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г. №2506-р.

Прочитано 4960 раз Последнее изменение Воскресенье, 15 Ноября 2015 00:36
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии