Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся
Автор Сотникова Наталья Алексеевна
Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся
Сотникова Н.А.,
г. Валуйки, учитель математики
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная
школа-интернат №1»
Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках математики используются такие технические средства, как компьютер, учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник, карточки, тесты, проверочные работы.
В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления обучающихся.
А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Как показывает школьная практика, не все обучающиеся могут самостоятельно справиться с заданиями, некоторым нужен контроль и помощь со стороны педагога. Для самостоятельного выполнения таким обучающимся следует давать посильные для них задания.
Сформировать у детей с нарушениями в развитии необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка.
Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоит в следующем:
- все обучающиеся выполняют общие задания;
- используются общие приемы организации и руководства действиями ученика.
Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда обучающиеся с нарушениями в развитии приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе, не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике.
Традиционно самостоятельная работа рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество обучающихся. Задания сформулированы и предложены как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно
Организация самостоятельных работ в групповой форме является благоприятным условием для сотрудничества самих обучающихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе - это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества обучающихся - работа в парах постоянного состава.
Дифференцированный подход к воспитанникам при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики — один из возможных путей устранения перегрузки.
Дифференцированные задания готовятся к уроку заранее: записываются на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида:
1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.
2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.
Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. По мере необходимости даются отдельные задания обучающемуся с нарушениями в развитии, входящему в определенную группу, которая получила соответствующее задание. Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа.
Домашняя самостоятельная работа по предмету содействует вооружению обучающихся с нарушениями в развитии умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние задания могут иметь разные цели:
-закрепление знаний и практических умений (решение примеров, задач);
-систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений (составление примеров на изученный прием вычисления, составление задач и т. п.);
-подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.
Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые, когда группа обучающихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не должен быть слишком большим. При выполнении домашних заданий по предмету обучающиеся используют памятки.
При организации самостоятельной работы на уроке надо помнить и о её планировании. Определить место самостоятельной работы на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения.
Важно, что повышению эффективности обучению математике способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.
Лишь в условиях, когда самостоятельная работа проводится систематически, у обучающихся с нарушениями в развитии вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладеть знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике.
Организовать самостоятельную работу обучающимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учеников.
Технология применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами каждого урока, позволяет развить индивидуальные способности у учеников испытывающих трудности в усвоении учебного материала, развивать вычислительные навыки.
Библиографический список
- 1.Воронкова В.В., Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
- 2.Воронкова В.В., Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов— М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
- 3.Ляшенко А. Н. Организация учебной деятельности умственно отсталых школьников по выполнению домашнего задания на основе повышения ее самостоятельности. Дис… канд. пед наук. Л., 1979.155 с.
- 4.
- 5.
- 6.
- 7.
- 8.Хилько А. А. Развитие познавательной активности и самостоятельности у учащихся старших классов вспомогательной школы в процессе работы над арифметическими задачами. Автореф. дис... канд. пед. наук. Л., 1966. 24 с.
Сотникова Наталья Алексеевна
учитель ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1"