Get Adobe Flash player
Вторник, 15 Ноября 2016 21:40

Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

 

Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся

Сотникова Н.А.,

г. Валуйки, учитель математики

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная

школа-интернат №1»

     Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках математики используются такие технические средства, как компьютер, учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник, карточки, тесты, проверочные работы.
     В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления обучающихся. 
               А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

     Как показывает школьная  практика,  не все обучающиеся могут самостоятельно справиться с заданиями, некоторым нужен контроль и помощь со стороны педагога. Для самостоятельного выполнения таким обучающимся следует давать посильные для них задания.

     Сформировать у детей с нарушениями в развитии необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. 
     Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоит в следующем:
- все обучающиеся выполняют общие задания;
- используются общие приемы организации и руководства действиями ученика.
     Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда обучающиеся с нарушениями в развитии приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет  легче решать  некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе, не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. 
     Традиционно самостоятельная работа рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество обучающихся. Задания  сформулированы и предложены  как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно 
      Организация самостоятельных работ в групповой форме является благоприятным условием для сотрудничества самих обучающихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе - это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества обучающихся - работа в  парах постоянного состава. 
     Дифференцированный подход к воспитанникам при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики — один из возможных путей устранения перегрузки. 
     Дифференцированные задания  готовятся к уроку заранее: записываются  на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида:
     1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.
     2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. 
     Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. По мере необходимости даются отдельные задания обучающемуся с нарушениями в развитии, входящему в определенную группу, которая получила соответствующее задание. Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа.
     Домашняя самостоятельная работа по предмету содействует вооружению обучающихся с нарушениями в развитии умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние задания могут иметь разные цели:
-закрепление знаний и практических умений (решение примеров, задач);
-систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений (составление  примеров на изученный прием вычисления, составление задач и т. п.);
-подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.

     Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые, когда  группа обучающихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не  должен быть слишком большим. При выполнении домашних заданий по предмету обучающиеся используют памятки.

     При организации самостоятельной работы на уроке надо помнить и о её планировании. Определить место самостоятельной работы на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. 

Важно, что повышению эффективности обучению математике способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.

            Лишь в условиях, когда самостоятельная работа проводится систематически, у обучающихся с нарушениями в развитии  вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладеть знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике.

                 Организовать самостоятельную работу обучающимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в  зависимости от уровня подготовленности учеников.  

                Технология применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами каждого урока, позволяет развить индивидуальные способности  у учеников испытывающих трудности в усвоении учебного материала, развивать вычислительные навыки.

Библиографический список

  1. 1.Воронкова В.В., Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
  2. 2.Воронкова В.В., Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов— М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  3. 3.Ляшенко А. Н. Организация учебной деятельности умственно отсталых школьников по выполнению домашнего задания на основе повышения ее самостоятельности. Дис… канд. пед наук. Л., 1979.155 с.
  4. 4.
  5. 5.
  6. 6.
  7. 7.
  8. 8.Хилько А. А. Развитие познавательной активности и самостоятельности у учащихся старших классов вспомогательной школы в процессе работы над арифметическими задачами. Автореф. дис... канд. пед. наук. Л., 1966. 24 с.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитано 2188 раз Последнее изменение Вторник, 04 Апреля 2017 13:19
Сотникова Наталья Алексеевна

учитель ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1"

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии