Get Adobe Flash player
Четверг, 17 Сентября 2015 10:47

Профессиональная педагогическая этика современного преподавателя

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Как показывает статистика, в последнее время участились случаи конфликтов студентов с отдельными преподавателями. Растет количество жалоб студентов на унижение и недостойное поведение на занятиях некоторых педагогов.

Основная же задача преподавателя – научить студентов, помочь им утвердиться в правильности своего профессионального выбора, воспитать их грамотными специалистами и хорошими, честными, порядочными людьми.

Студенческая среда постоянно изменяется и все больше усилий преподавателю приходится тратить на преодоление разрыва между реальным уровнем знаний (школьных) и требованиями стандартов СПО для достижения соответствия необходимому качеству обучения.

 

Педагогический такт в деятельности преподавателя.

Первое. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбие студентов. Педагогический такт подсказывает преподавателю выбор места общения со студентом: в присутствии других или один на один.

Педагогический такт помогает преподавателю управлять своим состоянием, быть сдержанным, внимательным, терпеливым.

Второе. Уважение – положительные отзывы от учащихся, поддержка их достижений, поощрение движения вперед.

Третье. Теплота. Теплота предполагает в основном невербальные средства: поза, выражение лица, улыбка – все, что высказывает заботу преподавателя об учащихся.

 

Важна и психологическая дистанция. Если она чрезмерна, возникает барьер между преподавателем и студентами. Барьер, мешающий реализации целей обучения. А отсутствие дистанции ведет к панибратству в отношениях, при этом резко снижается эффективность влияния преподавателя на студентов.

Преподаватель должен постоянно искать (и находить!) оптимум психологической дистанции.

На степень формальности – неформальности обучения оказывает влияние форма обращения преподавателя к студенту. Обращение к студенту по имени обычно сдвигает общение к неформальному. Обращение к студенту на «ты» допустимо только при доверительных отношениях преподавателя и обучаемого. Но в системе профессионального образования предпочтительнее и правильнее обращаться к студенту на «Вы».

Укрепление неформальных элементов общения преподавателя со студентами зависит от характера преподавателя, его психологических особенностей. Экстраверту, например, легче добиться непринужденности, чем интроверту. И конечно, естественность в общении невозможна без искренности.

Необходимо постараться показать студентам (не назиданиями, конечно!) а самим характером отношений, что естественными и приемлемыми считаются только определенные рамки взаимоотношений.

Если преподаватель ошибся, предъявив необоснованные претензии к студенту прилюдно, то и извиниться необходимо также прилюдно.

 

Установка преподавателя по отношению к студенту может быть негативной и позитивной.

В случае негативной установки (по отношению к слабому студенту), ему дается меньше времени на ответ («все равно не ответит»). При неверной направленности ответа вопрос не повторяется и не уточняется («все равно не поймет»).

Преподаватель чаще ругает студентов за неправильный ответ, чем хвалит за правильный. Слабому студенту уделяется меньше внимания на занятиях.

В случае позитивной установки (по отношению к сильному студенту), возможна положительная оценка за не совсем правильный ответ.

В обоих случаях отношение преподавателя к студентам избирательно, а значит, не всегда объективно.

Прочитано 2010 раз Последнее изменение Четверг, 17 Сентября 2015 11:05

Последнее от Бикбаева Вера Максимовна

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии