Профессиональная педагогическая этика современного преподавателя
Автор Бикбаева Вера МаксимовнаКак показывает статистика, в последнее время участились случаи конфликтов студентов с отдельными преподавателями. Растет количество жалоб студентов на унижение и недостойное поведение на занятиях некоторых педагогов.
Основная же задача преподавателя – научить студентов, помочь им утвердиться в правильности своего профессионального выбора, воспитать их грамотными специалистами и хорошими, честными, порядочными людьми.
Студенческая среда постоянно изменяется и все больше усилий преподавателю приходится тратить на преодоление разрыва между реальным уровнем знаний (школьных) и требованиями стандартов СПО для достижения соответствия необходимому качеству обучения.
Педагогический такт в деятельности преподавателя.
Первое. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбие студентов. Педагогический такт подсказывает преподавателю выбор места общения со студентом: в присутствии других или один на один.
Педагогический такт помогает преподавателю управлять своим состоянием, быть сдержанным, внимательным, терпеливым.
Второе. Уважение – положительные отзывы от учащихся, поддержка их достижений, поощрение движения вперед.
Третье. Теплота. Теплота предполагает в основном невербальные средства: поза, выражение лица, улыбка – все, что высказывает заботу преподавателя об учащихся.
Важна и психологическая дистанция. Если она чрезмерна, возникает барьер между преподавателем и студентами. Барьер, мешающий реализации целей обучения. А отсутствие дистанции ведет к панибратству в отношениях, при этом резко снижается эффективность влияния преподавателя на студентов.
Преподаватель должен постоянно искать (и находить!) оптимум психологической дистанции.
На степень формальности – неформальности обучения оказывает влияние форма обращения преподавателя к студенту. Обращение к студенту по имени обычно сдвигает общение к неформальному. Обращение к студенту на «ты» допустимо только при доверительных отношениях преподавателя и обучаемого. Но в системе профессионального образования предпочтительнее и правильнее обращаться к студенту на «Вы».
Укрепление неформальных элементов общения преподавателя со студентами зависит от характера преподавателя, его психологических особенностей. Экстраверту, например, легче добиться непринужденности, чем интроверту. И конечно, естественность в общении невозможна без искренности.
Необходимо постараться показать студентам (не назиданиями, конечно!) а самим характером отношений, что естественными и приемлемыми считаются только определенные рамки взаимоотношений.
Если преподаватель ошибся, предъявив необоснованные претензии к студенту прилюдно, то и извиниться необходимо также прилюдно.
Установка преподавателя по отношению к студенту может быть негативной и позитивной.
В случае негативной установки (по отношению к слабому студенту), ему дается меньше времени на ответ («все равно не ответит»). При неверной направленности ответа вопрос не повторяется и не уточняется («все равно не поймет»).
Преподаватель чаще ругает студентов за неправильный ответ, чем хвалит за правильный. Слабому студенту уделяется меньше внимания на занятиях.
В случае позитивной установки (по отношению к сильному студенту), возможна положительная оценка за не совсем правильный ответ.
В обоих случаях отношение преподавателя к студентам избирательно, а значит, не всегда объективно.