Get Adobe Flash player
Пятница, 30 Октября 2015 19:39

Информационные рисунки

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Младший школьный возраст – очень важный период для развития детей. Именно в этом возрасте учащиеся обладают уникальным потенциалом интеллектуальных возможностей.

Общеизвестно, что у каждого человека существует свой способ восприятия учебного материала, а иногда и не один, а сразу  несколько: стихи – напоминалки, сюжеты, картинки, схемы... Момент совмещения даёт «объёмное видение информационного пространства». 

К сожалению, для повышения качества обучения учителя используют далеко не все педагогические ресурсы.

Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. Значит, надо так организовать труд младшего школьника, чтобы можно было максимально воздействовать на разные стороны детского развития. Необходимо найти пути повышения эффективности преподавания, благодаря которым трудное и непонятное станет простым и ясным, сухое и строгое – веселым и забавным, фрагментарное – цельным, а громоздкое  - компактным.

В связи с этим в работу с детьми я ввела, на мой взгляд, наиболее приемлемую форму обучения – информационные рисунки, которые стали постоянными спутниками ребят при овладении знаниями. Особенно удачно реализовать задуманное удалось на уроках русского языка и во внеурочной практике по данному предмету.

Что же такое информационные рисунки?

Информационные рисунки (трактовка автора) – это средство зрительно–слуховой наглядности. При их составлении необходимая учебная информация зашифровывается с помощью специальных условных обозначений и вносится в стихотворный текст.

Таким образом, учителю предоставляется возможность изучать с учащимися младших классов не только темы, предусмотренные школьной программой, но и выходящие за её пределы. Этот вид деятельности помогает детям проникать в тайны русского языка, расширять кругозор, знакомиться со сложным материалом, избегая перегрузок в умственном труде.

Предлагаю вниманию коллег некоторые из созданных мною информационных рисунков, относящихся к разделу «Морфология».

Своим ученикам я заранее сообщила о том, что разные части речи время от времени будут посылать им свои фотографии (информационные рисунки), в которые, как в камеру хранения, вложена ценная информация.

Расшифровав под руководством педагога содержимое фотографий, ребята приобретут новые знания.

Представленный материал вводится с целью  формирования  и  запоминания  морфологических  понятий  и  определений.

 

Местоимение.   (Приложение 1)

приложение 1

По рисунку видно, что Местоимение – это коронованная особа, которая является заместителем имён существительных (речь идёт о личных местоимениях), ведь между ними стоит знак равенства. Местоимение хочет назвать предметы, изображённые справа, но сталкивается с преградой, которую невозможно преодолеть. Поэтому остаётся одно: указать на эти предметы. Такое изучение материала позволяет детям самостоятельно вывести нужную словесную формулировку о местоимении, сравнить существительные с местоимениями и, таким образом, почувствовать себя в роли первооткрывателей.

Стихотворное иллюстрирование сделает процесс восприятия более органичным.

МЕСТОИМЕНИЕ с мнением

                            Высоким о себе

                            Имеет должность важную

                            В большой-большой стране:

                            Является почётным заместителем имён!

                            С огромным уважением все говорят о нём.

                            Оно не называет разные предметы,

                            И не принимает глупые советы.

                            МЕСТОИМЕНИЕ хочет,

                            Чтоб все вокруг узнали:

                            Оно согласно указать

                            На то, что не назвали.

В результате символико-стихотворной деятельности ребята приходят к выводу, что существительные и местоимения обозначают предметы и отвечают на одинаковые вопросы.

 

Имя числительное.   (Приложение 2)

приложение 2

Используя в начальной школе элемент опережающего обучения, предлагаю ещё одно демонстрационное пособие, которое поможет получить представление о числительном, так как со словами этой части речи учащиеся сталкиваются не только на уроках русского языка, но и математики.

Данная часть речи изображается в виде цифры 6. Дети имеют возможность выявить главную особенность числительных: их можно записать и цифрой, и словом. Опираясь на рисунок, школьники пытаются подобрать правильный вопрос к предложенному числительному. Учитель уточняет, что числительные, обозначающие количество, отвечают на вопрос сколько? (шесть), а обозначающие порядок предметов при счёте, отвечают на вопрос какой? (шестой         к исходному корню присоединяется окончание –ой.)

Обучающий эффект усиливает четверостишие:

              Об имени ЧИСЛИТЕЛЬНОМ всем нам надо знать:

                            Цифрою и словом его можно записать.

                            В мир чисел и слов себе двери открой!

                            Количество: С К О Л Ь К О?  Порядок: К А К О Й ?

Такой приём помогает и визуальному, и эмоциональному восприятию материала.

 

Неопределенная форма глагола (инфинитив).  (Приложение 3)

приложение 3

Инфинитив (термин можно ввести пропедевтически) в сравнении со своим старшим братом, обычным глаголом, имеет меньшее количество морфологических признаков.

В условиях традиционной программы ребята у глаголов начальной формы определяют лишь спряжение, но, расширяя «границы  образовательного пространства», учащимся можно сообщить о том, что глаголы данной формы имеют такие грамматические признаки как вид (совершенный, несовершенный) и  возвратность  (при  наличии   постфиксов  - ся, -  сь).

Эта информация вносится в рисунок, в центре которого изображен мальчик-инфинитив. На его нарядном костюмчике красуются буквы Н.Ф. Дети догадываются, что в них зашифровано понятие начальная форма (неопределённая форма).

Наш герой возвращается с прогулки, везя за собой тележку с грузом постфиксами - ся, -сь.

Колёса повозки символизируют наличие 1 и 2 спряжения у глагола. При этом малыш смотрится в зеркало, наблюдая  в нём свой внешний вид.

Фоном к зрительной информации служит стихотворный текст:

                            ИНФИНИТИВ идёт домой,

                            С прогулки возвращается.

                            У него отличный вид,

                            Он мило улыбается

                            И все твердит стихотворение

                            Про какое-то спряжение.

Благодаря такой подаче материала, младшие школьники будут помнить о том, что им необходимо знать, выполняя морфологический разбор глаголов начальной формы.

 

Наречие.  (Приложение 4)

приложение 4

Дать элементарные знания о наречии учащимся можно на внеклассном занятии по русскому языку.

Предложенный рисунок наполнен следующим содержанием: Наречие- существо очень грустное. Из его глаз днём и ночью капают крупные слёзы. Ведь что бы оно ни делало, ему не удаётся измениться.

Дети, имеющие достаточный опыт зрительных наблюдений, смогут без особых усилий выявить основную графическую изюминку задуманного: окончание для Наречия - это несбыточная розовая мечта, поэтому этой части речи придется всю оставшуюся жизнь носить на голове колпак в виде суффикса. О каких же переменах в личной жизни  в таком случае можно вести разговор?

Стихотворная организация материала повысит продуктивность обучения.

НАРЕЧИЕ! НАРЕЧИЕ!

Печальная часть речи.

Сидит и огорчается,

Что никогда не изменяется.

Никто не знает почему

Достался суффикс лишь ему.

Но что поделаешь с судьбой?

Придётся подчиниться

И с окончанием навсегда

                                          НАРЕЧИЮ проститься.

 

Полученные сведения позволят учащимся даже при обучении в среднем звене, выполняя разбор по составу, не забывать об отличительной черте наречий.

 

Звукоподражательные слова.

Междометие.  (Приложение 5)

приложение 5

            Данные темы также не включены в программный минимум начальной школы, но без этих частей речи нам трудно представить свою жизнь. Со звукоподражательными словами ребята сталкиваются еще в первом классе в период обучения грамоте, когда, изучая звуки, пытаются с их помощью сымитировать жужжание пчелы, рычание собаки, шелест листьев… Междометия часто встречаются младшим школьникам в диалогах художественных произведений. На уроках чтения, работая над выразительностью, мы учимся произносить их с разными оттенками. Такая деятельность позволяет учащимся почувствовать яркость и выразительность  этих слов.

Опираясь на имеющиеся у детей представления, я решила связать две темы в единый сюжет.

На придуманном мною рисунке, веселых персонажей которого ребята с легкостью узнали сами, находится  Звукоподражание с микрофоном (так дети лучше запоминают название части речи – подражать звукам). Рядом стоит Междометие ОХ, во лбу которого от избытка чувств, как звезда, сияет восклицательный знак. Междометие выражает восхищение, радость перед талантом прекрасной артистки.

Более качественно овладеть нужной информацией можно с помощью стихотворных определений:

                            Слова ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ-

                            Фантазёры замечательные.

                            Звукам разным подражают,

                            Ни минуты не скучают.

                            Они служить не станут

                            Для чувств и побуждений.

                            И без того хватает

                            Им в жизни развлечений.

 

                            МЕЖДОМЕТИЕ выражает чувства, побуждения,

                            Их не называя лишь из уважения.

                            Это класс особых слов,

                            Совсем неизменяемых,

                            Немного одиноких,

                            Но всеми узнаваемых.

 

            Материал дается ребятам на внеклассном занятии по русскому языку.

Описанные мною информационные рисунки помогают преобразить учебный процесс, сделать его радостным, эффективным, интересным, они облегчают восприятие трудных тем, способствуют интеллектуальному развитию детей и служат прекрасным пропедевтическим материалом к обучению в школе второй ступени.

Хочется также отметить, что лишь систематическое применение на уроках и во внеурочное время информационных рисунков дает положительные результаты.

Такой вид работы может быть рекомендован для использования учащимся лицеев и гимназий.        

 

 

Прочитано 883 раз Последнее изменение Воскресенье, 15 Ноября 2015 00:40
Елена Робертовна Симонян

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 10 г.Кунгура Пермского края

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии