Эссе «Быть современным педагогом — значит...»
Главную роль в детском саду в качестве лица, непосредственно осуществляющего воспитание и обучение подрастающего поколения, играет воспитатель. Профессия воспитателя в нашей стране – одна из самых почетных и ответственных. Дети под руководством воспитателя делают первые шаги в процесс обучения, овладевают знаниями, умениями и навыками.
Отношение воспитателя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Деятельность воспитателя сложна и многогранна, требует глубоких и разносторонних научных знаний, высокого педагогического мастерства, идейной закалки, волевых черт характера, гуманности и такта.
Воспитатель призван руководить развитием и охватить своим воспитанием одновременно несколько десятков детей, имеющих различные способности, склонности, задатки, различные черты характера, проявления воли, моральные понятия, привычки и навыки. Настоящий, творчески работающий педагог видит в каждом своем воспитаннике живую развивающуюся личность и бережно относится к ней.
Без большого терпения, без развития педагогической наблюдательности, гибкого применения разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы, невозможно успешно и плодотворно заниматься воспитанием детей.
Опытный педагог постоянно наблюдает и изучает своих воспитанников, знает их индивидуальные особенности, опирается на положительное и всегда может различать случайное и закономерное в их поведении.
Но основным критерием педагога должна быть любовь к детям.
Педагог должен принимать детей таких, какие они есть. Шалуна или послушного, аккуратного или не очень – всех мы должны любить и воспитывать как своих собственных детей.
Особенно хорошо педагог должен владеть методиками, уметь анализировать свой опыт, видеть положительное в работе других и творчески осуществлять учебно-воспитательный процесс.
Я думаю, что совершенно был прав А. М. Горький назвав «Настоящим педагогом того, кто рад возиться с ребятами в свободное время, любит и умеет рассказывать сказки и смешные истории, показывать им фокусы, собирать с ними гербарии и коллекции минералов... .»
О значении любви к детям для успеха учебно-воспитательной работы хорошо сказал Л. Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он - совершенный учитель». Я считаю, что эти слова можно перенести и для воспитателей. Ведь воспитатели – это первые учителя, первые люди, после родителей, которые дарят детям любовь и заботу и передают им свои знания. Ведь воспитатель, как и учитель, должен быть образцом для своего воспитанника, потому что дети берут пример с воспитателя и учителя. Труд воспитателя требует большой силы воли, твердого характера, настойчивости и выдержки.
Воспитателю необходимо иметь полноценные знания педагогики, психологии, возрастной физиологии, Истории педагогики, методики воспитательной и образовательной работы.
Педагог должен быть примером для воспитанника решительно во всем, начиная с самого элементарного, внимательности, манер и кончая высокими нравственными качествами.
Вот именно, таким и должен быть современный педагог.