Традиции и инновации: что важнее для вашей школы? (Размышления директора школы, открытой для всех)
Автор МарияТри года назад мне доверили одну из старейших школ в нашем городе, единственную в районе – «вечерку». Теперь это Открытая сменная школа, которой в декабре 2011 года исполнилось 55 лет. Совсем недавно на юбилейную встречу собрались учителя, выпускники разных лет, среди которых - музыканты, врачи, строители и металлурги, инженеры и учителя, руководители предприятий. И все они с гордостью называли свою «вечерку» школой традиций. И я радовалась этому. Ведь когда я стала директором школы, первое, о чем мне подумалось: надо сохранить традиции. Они – стержень, основа всего.
И действительно, благодаря одной из первых традиций школы - участию предприятий в комплектовании классов, постоянном контроле посещаемости и успеваемости своих работников, за первые 10 лет без отрыва от производства в школе получили законченное среднее образование свыше 1600 человек. А в 1975 году школастала победителем Всесоюзного смотра «Каждому молодому труженику - среднее образование». Традиция – вместе делать большое дело – обеспечивать образование молодежи давала отличный результат!А название смотра стало девизом школы на многие годы. Но в одночасье девиз стал не нужен, ни стране, ни городу. Предприятий осталось не так много, да и больше половины наших учеников теперь – несовершеннолетние. А педагоги ОСОШ каждый день сталкиваются с недетскими проблемами своих учеников: давно забытый школьный материал, семейные проблемы, безработица.
В истории школы были разные времена. Школа меняла здания, названия, но традиции коллектив бережно сохраняет. Среди них историко-краеведческая поисковая работа. У нас не забыто ни одно имя учителя из тех, кого нет в живых. Мы продолжаем поддерживать каждого ветерана школы. Есть еще одна славная традиция – верность учительской профессии. В школе работают 16 педагогов, из них 7 – представители учительских династий. Я сама являюсь представителем учительской династии Шелковых, педагогический стаж которой более 100 лет. На мне огромная ответственность – ведь моя мама с 1981 по 2004 год была здесь директором школы. Коллектив сохранил, на мой взгляд, главное: традиции работать по принципу: «от качества работы учителя – к успеху ученика», решать и делать все вместе и не стоять на месте. Так складывалась система управления развитием школы, в которой каждый учитель, школьник, родитель – были важны. От каждого зависело, какой школе быть. Эти традиции продолжаются в работе органов государственно-общественного управления. В обсуждении проблем развития школы и способов их решения имеет возможность принять участие любой участник образовательного процесса, включая учащихся и родителей.
Сохраняя традиции, как элемент социального и культурно-педагогического наследия, школа становится на путь новаций. Как руководитель в качестве силы, двигающей школу по пути развития, считаю разработку и реализацию целевых программ, проектов. В качестве концептуальной основы управленческой деятельности придерживаюсь формулы: целевые программы - инструмент управления, ориентированный на результат.
Эффективным инструментом управления, обеспечивающим коренные изменения в развитии школы, переход к новому ее состоянию является программа развития школы. С 2011 года школа реализует программу развития «Модель образовательной среды, обеспечивающей успешную подготовку выпускников к жизни в конкурентном мире на 2011-2015 годы». Цель программы - создание оптимальной модели открытой (сменной) общеобразовательной школы, обеспечивающей качество образования обучающихся, их социальное самоопределение с учетом их возрастного и индивидуально-личностного потенциала.Я уверена: эта цель будет реализована через систему задач в целевых программах: «Социальная компетентность обучающихся как условие нового качества образования, ключевой фактор социального успеха», «Семья и школа», «Здоровье», «Лидер», проектах «Юбилей школы», «Школьный сайт» и др. Каждый из них – шаг по пути развития школы. Конечно, если их отличает системность и реалистичность целей. Участвуя в их реализации, школьники обретают традиционные нравственные ценности, успешно проходят социализацию в трудовой, познавательной деятельности, добротворчестве, во взаимодействии со средой, в самоуправлении и выстраивании отношений. А это очень важно для выпускника школы, будущее которого должно быть успешным.
Ключевой фигурой воспитательно-образовательного процесса является учитель. От уровня развития его профессиональной культуры зависит эффективность и результат работы школы. Одним из важнейших компонентов этого уровня культуры ведущее место занимает также педагогическое проектирование, т.е. умение создавать проект своей деятельности (тематические, проблемные, предметные, межпредметные, общешкольные и т.д. проекты).
Школа находится на первом этапе реализации программы развития. Вижу здесь свою главную задачу в управлении изменениями, а значит, в четком исполнении программы намеченных действий. Главным объектом мониторинга на этом этапе считаю эмоциональное состояние людей. Насколько комфортно им в условиях изменений? Готовы ли они участвовать в создании инновационного режима школы, готовы ли они сами меняться к лучшему?
Если традиции – это некий каркас, основа жизнедеятельности школы, то инновации – это то, что делает школу интересной, привлекательной, современной. Это словно свежий ветер перемен, обновления, как предвестник изменений к лучшему.
Итак, что же важнее для школы:традиции или инновации? Я бы ответила словами завуча нашей школы 80-х годов Круликовской А.:«Надежда в наши дни на хорошую школу, думающую, умеющую сохранять традиции, уважать прошлое, извлекать из него уроки». Только я бы продолжила: и меняться к лучшему. Главное – менять только то, что необходимо для достижения желаемого результата, не отказываясь от традиций. Это для школы самый эволюционный путь развития. Я – за такой путь.
М.Ю. Башаримова, директор МБОУ "ОСОШ"
Мария
Добрый день!
Меня зовут Башаримова Мария Юрьевна. Я уже двадцать седьмой год работаю в школе. Мне всегда было интересно все новое. Особенно современные технологии. Потому что это интересно нашим детям.
1 Комментарий
-
Комментировать
Четверг, 27 Сентября 2012 14:29
написал
Анастасия
Какие нужные размышления, Мария Юрьевна! В вашей школе должны Вами гордиться! С таким директором, как Вы, в школе сохранятся и традиции поколений и в тоже время школа сможет по праву называться современной! Удачи Вам в вашей работе!