Get Adobe Flash player
Четверг, 27 Сентября 2012 05:06

Традиции и инновации: что важнее для вашей школы? (Размышления директора школы, открытой для всех)

Автор 
Оцените материал
(4 голосов)

  Три года назад мне доверили одну из старейших школ в нашем городе, единственную в районе – «вечерку». Теперь это Открытая сменная школа, которой в декабре 2011 года исполнилось   55 лет. Совсем недавно на юбилейную встречу  собрались учителя, выпускники разных лет,    среди которых -  музыканты, врачи,  строители и металлурги, инженеры и  учителя,  руководители предприятий.  И все они с гордостью называли  свою «вечерку» школой традиций. И я радовалась этому. Ведь когда я стала директором школы, первое, о чем мне подумалось: надо сохранить традиции. Они – стержень, основа всего.


   И действительно,           благодаря одной из первых традиций школы - участию предприятий в комплектовании классов, постоянном контроле посещаемости и успеваемости своих работников,  за  первые 10 лет без отрыва от производства в школе получили законченное среднее образование свыше 1600 человек. А в 1975 году школастала победителем Всесоюзного смотра «Каждому молодому труженику - среднее образование». Традиция – вместе делать большое дело – обеспечивать образование молодежи давала отличный результат!А название смотра стало девизом школы на многие годы. Но в одночасье   девиз стал не нужен, ни стране, ни городу. Предприятий осталось не так много, да и больше половины наших учеников теперь – несовершеннолетние. А педагоги ОСОШ каждый день сталкиваются с недетскими проблемами своих учеников: давно забытый школьный материал, семейные проблемы, безработица.
  В  истории школы были разные времена. Школа меняла здания, названия, но традиции коллектив бережно сохраняет. Среди них  историко-краеведческая поисковая работа. У нас не забыто ни одно имя учителя из тех, кого  нет в живых.  Мы  продолжаем поддерживать каждого ветерана школы.  Есть еще одна славная традиция – верность учительской профессии. В школе работают 16 педагогов, из них 7 – представители учительских династий. Я сама являюсь представителем учительской династии Шелковых, педагогический стаж которой более 100 лет.  На мне огромная ответственность – ведь моя мама с 1981 по 2004 год была здесь директором  школы. Коллектив сохранил, на мой взгляд,  главное:  традиции работать по принципу:  «от качества работы учителя – к успеху ученика», решать и делать все вместе и  не стоять на месте. Так складывалась система управления развитием школы, в которой   каждый учитель, школьник, родитель – были важны. От каждого зависело,  какой школе быть. Эти традиции продолжаются в работе органов государственно-общественного управления. В обсуждении проблем развития школы и способов их решения имеет возможность принять участие любой участник образовательного процесса, включая учащихся и родителей.
  Сохраняя традиции, как элемент социального и культурно-педагогического  наследия, школа становится  на путь новаций. Как руководитель в качестве силы, двигающей школу по пути  развития,  считаю  разработку и реализацию целевых программ, проектов. В качестве концептуальной основы управленческой деятельности   придерживаюсь  формулы: целевые программы - инструмент управления, ориентированный на результат.
Эффективным инструментом управления, обеспечивающим   коренные изменения в развитии школы, переход к новому ее  состоянию является программа развития школы. С 2011 года школа реализует программу развития  «Модель образовательной среды, обеспечивающей успешную подготовку выпускников к жизни в конкурентном мире на 2011-2015 годы». Цель программы - создание оптимальной модели открытой (сменной) общеобразовательной школы, обеспечивающей качество образования обучающихся, их социальное самоопределение с учетом их возрастного и индивидуально-личностного потенциала.Я уверена: эта цель будет реализована через систему задач в целевых программах: «Социальная компетентность обучающихся как условие нового качества образования, ключевой фактор социального успеха», «Семья и школа», «Здоровье»,  «Лидер», проектах  «Юбилей школы», «Школьный сайт» и др.  Каждый из них – шаг по пути развития школы. Конечно, если их отличает системность и реалистичность целей.  Участвуя в их реализации, школьники обретают традиционные нравственные ценности, успешно проходят социализацию в трудовой, познавательной деятельности, добротворчестве, во взаимодействии со средой, в самоуправлении и выстраивании отношений. А это очень важно для выпускника школы, будущее которого должно быть успешным.
 Ключевой фигурой воспитательно-образовательного процесса является учитель. От уровня развития его профессиональной культуры зависит эффективность и результат работы школы. Одним из важнейших  компонентов этого уровня культуры ведущее место занимает также  педагогическое проектирование, т.е. умение создавать проект своей деятельности (тематические, проблемные, предметные, межпредметные, общешкольные и т.д. проекты).
 Школа находится на первом этапе реализации программы развития. Вижу здесь свою главную задачу в управлении изменениями, а значит,  в   четком исполнении программы намеченных действий. Главным объектом мониторинга на этом этапе  считаю эмоциональное состояние людей. Насколько комфортно им в условиях изменений? Готовы ли они участвовать в создании инновационного режима школы, готовы ли они сами меняться к лучшему? 
Если традиции – это некий каркас, основа жизнедеятельности школы, то инновации – это  то, что делает школу интересной, привлекательной, современной. Это словно свежий ветер перемен,    обновления, как предвестник изменений к лучшему.
 Итак, что же важнее для школы:традиции или  инновации? Я бы ответила словами завуча нашей школы 80-х годов Круликовской А.:«Надежда в наши дни на  хорошую школу, думающую, умеющую сохранять традиции,  уважать прошлое, извлекать из него уроки». Только я бы продолжила: и меняться к лучшему.  Главное – менять только то, что необходимо для достижения желаемого результата,  не отказываясь от традиций. Это для школы самый эволюционный путь развития. Я – за такой путь.                          
 
 
М.Ю. Башаримова, директор МБОУ "ОСОШ"

Прочитано 2427 раз
Мария

Добрый день!

Меня зовут Башаримова Мария Юрьевна. Я уже двадцать седьмой  год работаю в школе. Мне всегда было интересно все новое. Особенно современные технологии. Потому что это интересно нашим детям.

Другие материалы в этой категории: Воспитание в условиях жесткой окружающей среды. »

1 Комментарий

  • Комментировать Анастасия Четверг, 27 Сентября 2012 14:29 написал Анастасия

    Какие нужные размышления, Мария Юрьевна! В вашей школе должны Вами гордиться! С таким директором, как Вы, в школе сохранятся и традиции поколений и в тоже время школа сможет по праву называться современной! Удачи Вам в вашей работе!

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии