Конкурс загадок «Мир природы» (для учащихся 1 - 2 классов).
Автор Елена Константиновна СоболеваЦель: развитие воображения, мышления, любознательности и наблюдательности учащихся.
Задачи:
образовательная: учить сопоставлять предметы и явления окружающей действительности при отгадывании загадок;
коррекционно-развивающая: развивать смысловую догадку, смекалку, сообразительность; расширять кругозор, обогащать словарь и развивать эмоционально-волевую сферу учащихся;
воспитательная: воспитывать доброе отношение ко всему окружающему миру, прививать умение работать в коллективе.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
Ребята! Любите ли вы отгадывать загадки? Кто может сказать, что такое загадка? (ответы учащихся). Оказывается, загадка появилась очень давно. Как только человек научился говорить, он стал обращаться к другим людям при помощи слов, предложений, вопросов. Так постепенно появились первые вопросы-загадки.
2. Формирование команд
Для того, чтобы начать конкурс, нам нужно разделиться на две команды. Приглашаем по 4 человека из каждого класса в сборную команду (формируем 2 команды по 8 человек из учащихся 1-2 классов). Выберем капитанов команд. Все остальные ребята у нас будут зрителями и болельщиками.
3. Инструкция по проведению конкурса
Я поочерёдно буду загадывать загадки каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда затрудняется в ответе, допускается помощь болельщиков (зрителей), за такой ответ команда получает 1 балл. Полученные баллы будем записывать на доске. Также будут отмечены самые активные болельщики.
Обращаю ваше внимание, что все загадки связаны одной темой - это загадки о природе.
Внимательно слушайте загадку до конца, думайте, не торопитесь, советуйтесь друг с другом, совещайтесь, давайте взвешенные ответы.
4. Начинаем наш конкурс
Конкурс «Кто правильно и быстро даст ответ на загадку»
Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха)
С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба)
Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)
Голос тонок, нос долог, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Ползёт, ползёт, иголки везёт. (Ёж)
Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. (Лес)
Хвост серпом, голова с гребешком. (Петух)
Глаза на рогах, домик на спине. (Улитка)
По горам, по долам, ходит шуба да кафтан. (Овца)
С бородой, а не старик; с рогами, а не бык; доят, а не корова; лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
Стоит лепёшка на одной ножке, кто мимо пройдёт, всяк поклонится. (Гриб)
На зелёной опушке стоят две подружки:
Платьица белены, шапочки зелены. (Берёзки)
В сенокос - горька, а в мороз - сладка, что за ягодка? (Рябина)
Старик у ворот тепло уволок
Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц)
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Жук)
Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)
Лежал, лежал, а весной в реку побежал. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Лёд на реке)
Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча)
Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке. (Рыба)
Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)
Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)
Зимой беленький, летом, серенький. (Заяц)
Под деревцем, под осинкой стоит мальчик с пальчик,
На нём сер кафтанчик, красная шапочка. (Подосиновик)
Бел, как вата, мягок, как шерсть, лёгок, как перо. (Снег)
Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга)
Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
Колючий ёжик вцепился в одежду. (Репейник)
Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Цветёт белым, а ягода чёрная. (Черёмуха)
На зелёной кочке живут дочки
Сами аленькие и большие и маленькие. (Клюква)
Маленькие зверьки, серенькие шубки, остренькие зубки. (Мыши)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Рос шар бел, дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Наткёт, наплетёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит
Не гадюка, а жалит. (Пчела)
Не говорит, не поёт
А кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
Не шагом ходит, не бегает, а только прыгает. (Лягушка)
С неба крупа падает. (Град)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт - тут и пропадёт. (Волна)
Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце)
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Меня все просят, ждут, а только появляюсь - прятаться начнут. (Дождь)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Рукавом махнул - дерево погнул. (Ветер)
Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
Кто без брёвен через реки мосты строит? (Мороз)
Рассыпалось к ночи зерно;
Глянули поутру - нет ничего. (Звёзды)
Шуба бела весь свет одела. (Снег)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Маленький-удаленький сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Подосиновик)
В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)
Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Конкурс капитанов «Загадки-шутки»
Пришло время капитанам команд показать себя. Выходите вместе. Я буду поочерёдно загадывать вам загадки. Но, загадки не простые, с подвохом, шуточные. Отгадать их сможет тот, кто обладает чувством юмора и смекалкой. Участники команд могут помогать своим капитанам в случае затруднения.
У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба.)
У кого усы длиннее ног? (У таракана.)
Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Может: собака сидит на своём хвосте.)
Какой в реке камень? (Мокрый.)
Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Надо подождать, когда птица улетит.)
Что будет с вороной, когда она проживёт три года? (Начнёт жить четвёртый.)
Конкурс «Загадка-вопрос»
Ребята, отгадайте загадки!
Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк.)
Молодцы! Вы давали ответы на загадки-вопросы. Наш следующий конкурс заключается в том, чтобы придумать загадку-вопрос. Посовещайтесь в своих командах, составьте загадку-вопрос о животных или растениях, загадайте её команде соперников. Не забудьте о том, что текст загадки обязательно должен указывать на предмет-отгадку. (Ответы учащихся.)
Варианты загадок:
Кто на себе свой дом таскает? (Улитка.)
Что за птица по утру людей будит? (Петух.)
Конкурс «Доскажи словечко»
Я читаю загадку, не договаривая последнее слово. Ваша задача внимательно слушать, отвечать в рифму, хором.
Ходит в шубе огневой
Хвост пушистый, золотой
Хитрая сестричка, рыжая…(лисичка).
Словно вихрь летит, спасаясь
От врага пугливый…(заяц).
Вместо шёрстки иглы сплошь
Враг мышей - колючий…(ёж).
Обжигает, как огонь,
Ты смотри, её не тронь,
Расплелась под старой ивой
Очень жгучая…(крапива).
Молодцы, ребята! Со всеми загадками справились! Хотя было это не легко!
Подведение итогов.