Игровая познавательная программа «Знатоки природы»
Автор Елена Константиновна СоболеваДля учащихся 2-3 классов.
Цель:
-расширение и углубление знаний детей о природе, животном и растительном мире.
Задачи:
образовательная: формировать познавательные интересы учащихся через игровую деятельность по теме «Природа: растительный и животный мир»;
коррекционно-развивающая: развивать творческое воображение, связную (монологическую и диалогическую) речь, смысловую память, произвольное внимание, мыслительные процессы (анализ, сравнение), коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, обогащать словарь и расширять кругозор учащихся;
воспитательная: воспитывать чувство доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает; учить уважительно относиться ко всем участникам игры.
Оборудование: карточки с заданиями, игрушки - лиса и заяц, компьютер, запись голосов птиц.
В игровой программе принимают участие две команды.
1 Разминка.
Команды поочередно отвечают на поставленные вопросы.
-Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест.)
-Самая маленькая птичка в мире. (Колибри.)
-Как называется птичий домик? (Скворечник.)
-Как называется будущий цветок? (Бутон.)
-Рыба с усами. (Сом.)
-Птица - лесной доктор. (Дятел.)
-Какое самое крупное наземное животное? (Слон.)
-Ствол деревьев покрывает и надежно защищает. (Кора.)
-Как зовем мы человека, что зимой полезет в реку? («Морж».)
-Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Крапива.)
2 Конкурс загадок.
Отгадывают по командам.
-Рос шар бел. Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик.)
-Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
-Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста)
-Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец.)
-Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур подсчитать. (Лиса.)
-Гребень имеет, а им не чешется, шпоры имеет, а верхом не ездит. (Петух.)
-Озорной мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей.)
-Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)
-Не портной, а с иголками не расстается. (Ёж.)
-В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
3 Конкурс «Лесные веселушки».
Дети выстраиваются друг за другом в команды. Учитель называет любого обитателя леса (птицу, зверя, насекомого), а игроки по очереди показывают способ передвижения этого животного и его голос. Игроки, стоящие первыми прыгают, бегут до заранее указанного места и обратно. Дети, стоящие вторыми, изображают повадки другого животного и так далее. Учитель может назвать: «Заяц», «Медведь», «Комар», «Волк», «Пчела», «Кукушка», «Лиса».
4 Конкурс «Продолжи пословицу»
Команды поочередно продолжают поговорку или пословицу.
-Красна птица пером, а …(человек - умом).
-Солнце на лето, …(зима - на мороз).
-Январь - году начало, а …(зиме - середина).
-На чужой сторонушке, рад …(родной воронушке).
-Волков бояться - (в лес не ходить).
-Мала пчёлка, да и та …(работает).
-Мороз и метели …(под февраль полетели).
-Мороз не велик, …(да стоять не велит).
5 Конкурс «Кто где живет?»
Команды отвечают по очереди в быстром темпе.
-собака - …(в конуре)
-пчела - …(в улье)
-мышь - …(в норе)
-лошадь - …(в конюшне)
-медведь -…(в берлоге)
-сова -…(в дупле)
6 Конкурс «Определи лишнее слово».
Нужно найти в каждом ряду одно лишнее слово и доказать правильность своего ответа.
-Лисица, медведь, заяц, дятел, бурундук.
-Гнездо, муравейник, курятник, нора, берлога.
-Дятел, летучая мышь, соловей, синица, грач.
-Комар, жук, синица, пчела, бабочка.
-Берёза, сосна, липа, рябина, дуб.
-Корова, свинья, овца, кабан, коза.
7 Игра «Мишки и шишки».
Выбирают по одному человеку из каждой команды. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
8 Музыкальный конкурс «Узнай птицу по голосу».
Учитель включает записи с голосами птиц, дети из разных команд поочередно отгадывают. Это могут быть голоса: воробей, кукушка, ворона, дятел, петух и другие.
8 Игра «Веселая физкультминутка».
На месте ведущего один из игроков - «ёжик». Он проводит со всеми ребятами игру. Ребята вместе с ним произносят слова и повторяют движения.
-Прибежали - прибежали (бегут на месте)
-Ёжики - ёжики (показывают растопыренные пальцы)
-Наточили - наточили (трут ладонью о ладонь)
-Ножницы - ножницы (показывают руками ножницы)
-Прискакали - прискакали (скачут на месте)
-Зайчики - зайчики (показывают уши)
-Ну-ка, дружно! Ну-ка, вместе! (все мальчики громко кричат: «Мальчики!», а все девочки кричат: «Девочки!»)
9 Конкурс «Кто больше назовёт животных».
Каждый игрок команды называет по одному животному. Команда, назвавшая животное последней, побеждает.
10 Конкурс «Выбери правильный ответ».
Каждая команда получает карточку с заданием. Игрокам нужно, посовещавшись, прийти к единому мнению и ответить на вопрос.
1)Чем хвойные растения отличаются от лиственных?
-хвойные растения всегда выше лиственных
-хвойные растения растут только в лесу
-у хвойных растений нет листьев
-у хвойных растений - листья-хвоинки.
2) Какой признак характерен только для зверей?
-их тело покрыто перьями
-у них шесть ног
-они выкармливают детенышей молоком
-их тело покрыто чешуёй.
11 Игра «Лиса и зайчик».
Все участники игры встают в один общий круг. Двум из них, стоящим напротив друг друга, дают игрушки: одному - лису, другому - зайца. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц старается «убежать», а лиса его «догнать».
Подведение итогов.