Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы с использованием интерактивной системы мониторинга и контроля качества знаний VOTUM
Автор ДианаНа уроках литературы и русского языка не обойтись без устных выступлений. Особенно актуальным это становится в свете подготовки выпускников 9 класса к итоговому собеседованию как допуску к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Устный опрос – важная часть урока. Он позволяет актуализировать знания, проверить степень усвоения материала, выяснить уровень подготовленности к проверочной работе, развивает монологическую речь… Да мало ли задач у устного опроса! Но унылая картина, знакомая многим педагогам: учитель задаёт вопросы, один ученик отвечает, остальные или делают вид, что внимательно слушают, или даже вида не делают! - не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Как изменить ситуацию?
Ученикам нравится выполнять роль учителя (но не тогда, когда они предоставлены сами себе, например, во время дня самоуправления, и им необходимо следить за дисциплиной – нет! Когда учитель в классе и учительские обязанности частично выполняются учениками). Я решила привлечь класс к оцениванию устного ответа.
Сначала нужно определиться с видами устного опроса, которые будут использоваться на уроках, и их критериями, познакомить с ними учеников.
- 1.Сообщение по теме урока, подготовленное дома.
Критерии
- 1)Оцените композиционную стройность сообщения (вступление, основная часть, заключение) (1 – 3 балла)
- 2)Оцените последовательность, логичность излагаемого материала (1 – 3 балла)
- 3)Оцените количество и качество приводимых примеров (1 – 3 балла) (для сообщений по русскому языку)
- 4)Оцените глубину представленного материала (1 – 3 балла)
- 5)Оцените степень владения аудиторией (интересно ли было слушать сообщение?) (1 – 3 балла)
- 2.Монологическое высказывание, подготовленное по проблемному вопросу на уроке.
Критерии
- 1)Оцените объём высказывания (1 – 2 балла)
- 2)Оцените логичность высказывания (1 – 2 балла)
- 3)Оцените глубину содержания ответа // глубину (полноту) представленных аргументов (1 – 3 балла)
- 4)Оцените грамотность высказывания (словарный запас, грамматические структуры, орфоэпия, в т.ч. интонация) (1 – 3 балла)
- 3.Опрос по изученному материалу у доски в виде вопросов и ответов (диалог).
Критерии
- 1)Оцените полноту ответов на вопросы (1 – 3 балла)
- 2)Оцените грамотность ответов (1 – 3 балла)
- 3)Оцените степень самостоятельности отвечающего (были ли наводящие вопросы, оказывалась помощь и т.п.) (1 - 2 балла)
- 4.Чтение наизусть (литература).
Критерии
- 1)Оцените знание текста произведения (1 – 2 балла)
- 2)Оцените соответствие чтения теме и идее стихотворения (1 – 2 балла)
- 3)Оцените выразительность чтения (1 – 2 балла)
1 балл – недостаточно
2 балла – достаточно
3 балла – очень хорошо
Такие критерии и баллы позволяют быстро и, главное, коллективно оценить ответ. Кроме того, устный ответ или опрос становится любимым делом класса: нет более объективных ценителей и нет более внимательных слушателей, чем ученики!
Эти виды опроса и критерии необходимо обсудить с ребятами. Например, критерий «Интересно ли было слушать выступление?» предложили добавить ученики 5 класса, которым быстро надоели монотонные выступления, списанные с интернета факты «родился – учился – написал - умер»!
Процесс оценивания становится проще и интереснее благодаря интерактивной системе тестирования, голосования и опроса VOTUM. В версии e-Rating 1.7 есть возможность проводить анкетирования и строить исследования. Идея модуля «Анкетирование» заключается в проведении количественного исследования, результатом которого является распределение баллов по каждому вопросу (выбор баллов, представленных выше, не случаен: на пультах нет кнопки «0», и чтобы не путать детей, он не включён в систему оценивания). В конце опроса на экране в виде гистограммы появляется уровень соответствия ответа всем критериям (рис.1), а на графике видно, какой критерий «западает», то есть требует особенного внимания при подготовке ответа в следующий раз (рис.2).
Рис. 1
Рис. 2
Безусловно, невозможно переоценить важность и ценность подобного приёма. Оценивая одноклассника, обучающиеся учатся прежде всего строить собственные высказывания, учитывая ошибки представленных выступлений.
Учитель получает сразу несколько результатов:
- 1)контролирует знания и умения учеников;
- 2)развивает эмоциональную сферу личности;
- 3)развивает речь, память, мышление обучающихся;
- 4)активизирует деятельность всех учеников класса;
- 5)создаёт на уроке деловую обстановку.
А выставлять или не выставлять полученную учеником оценку – это отдельный вопрос. И право последнего слова всегда за учителем. литературы и русского языка не обойтись без устных выступлений. Особенно актуальным это становится в свете подготовки выпускников 9 класса к итоговому собеседованию как допуску к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Устный опрос – важная часть урока. Он позволяет актуализировать знания, проверить степень усвоения материала, выяснить уровень подготовленности к проверочной работе, развивает монологическую речь… Да мало ли задач у устного опроса! Но унылая картина, знакомая многим педагогам: учитель задаёт вопросы, один ученик отвечает, остальные или делают вид, что внимательно слушают, или даже вида не делают! - не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Как изменить ситуацию?
Ученикам нравится выполнять роль учителя (но не тогда, когда они предоставлены сами себе, например, во время дня самоуправления, и им необходимо следить за дисциплиной – нет! Когда учитель в классе и учительские обязанности частично выполняются учениками). Я решила привлечь класс к оцениванию устного ответа.
Сначала нужно определиться с видами устного опроса, которые будут использоваться на уроках, и их критериями, познакомить с ними учеников.
- 1.Сообщение по теме урока, подготовленное дома.
Критерии
- 1)Оцените композиционную стройность сообщения (вступление, основная часть, заключение) (1 – 3 балла)
- 2)Оцените последовательность, логичность излагаемого материала (1 – 3 балла)
- 3)Оцените количество и качество приводимых примеров (1 – 3 балла) (для сообщений по русскому языку)
- 4)Оцените глубину представленного материала (1 – 3 балла)
- 5)Оцените степень владения аудиторией (интересно ли было слушать сообщение?) (1 – 3 балла)
- 2.Монологическое высказывание, подготовленное по проблемному вопросу на уроке.
Критерии
- 1)Оцените объём высказывания (1 – 2 балла)
- 2)Оцените логичность высказывания (1 – 2 балла)
- 3)Оцените глубину содержания ответа // глубину (полноту) представленных аргументов (1 – 3 балла)
- 4)Оцените грамотность высказывания (словарный запас, грамматические структуры, орфоэпия, в т.ч. интонация) (1 – 3 балла)
- 3.Опрос по изученному материалу у доски в виде вопросов и ответов (диалог).
Критерии
- 1)Оцените полноту ответов на вопросы (1 – 3 балла)
- 2)Оцените грамотность ответов (1 – 3 балла)
- 3)Оцените степень самостоятельности отвечающего (были ли наводящие вопросы, оказывалась помощь и т.п.) (1 - 2 балла)
- 4.Чтение наизусть (литература).
Критерии
- 1)Оцените знание текста произведения (1 – 2 балла)
- 2)Оцените соответствие чтения теме и идее стихотворения (1 – 2 балла)
- 3)Оцените выразительность чтения (1 – 2 балла)
1 балл – недостаточно
2 балла – достаточно
3 балла – очень хорошо
Такие критерии и баллы позволяют быстро и, главное, коллективно оценить ответ. Кроме того, устный ответ или опрос становится любимым делом класса: нет более объективных ценителей и нет более внимательных слушателей, чем ученики!
Эти виды опроса и критерии необходимо обсудить с ребятами. Например, критерий «Интересно ли было слушать выступление?» предложили добавить ученики 5 класса, которым быстро надоели монотонные выступления, списанные с интернета факты «родился – учился – написал - умер»!
Процесс оценивания становится проще и интереснее благодаря интерактивной системе тестирования, голосования и опроса VOTUM. В версии e-Rating 1.7 есть возможность проводить анкетирования и строить исследования. Идея модуля «Анкетирование» заключается в проведении количественного исследования, результатом которого является распределение баллов по каждому вопросу (выбор баллов, представленных выше, не случаен: на пультах нет кнопки «0», и чтобы не путать детей, он не включён в систему оценивания). В конце опроса на экране в виде гистограммы появляется уровень соответствия ответа всем критериям (рис.1), а на графике видно, какой критерий «западает», то есть требует особенного внимания при подготовке ответа в следующий раз (рис.2).
Безусловно, невозможно переоценить важность и ценность подобного приёма. Оценивая одноклассника, обучающиеся учатся прежде всего строить собственные высказывания, учитывая ошибки представленных выступлений.
Учитель получает сразу несколько результатов:
- 1)контролирует знания и умения учеников;
- 2)развивает эмоциональную сферу личности;
- 3)развивает речь, память, мышление обучающихся;
- 4)активизирует деятельность всех учеников класса;
- 5)создаёт на уроке деловую обстановку.
А выставлять или не выставлять полученную учеником оценку – это отдельный вопрос. И право последнего слова всегда за учителем.