Get Adobe Flash player
Вторник, 19 Мая 2015 15:28

Интеллектуальное развитие младших школьников через организацию исследовательской и проектной деятельности

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Мастер-класс
Тема «Интеллектуальное развитие младших школьников через организацию исследовательской и проектной деятельности »

Цель мастер - класса:
Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.


Задачи:
- знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
- определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;
- формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса;
- профессиональное совершенствование учителя, занимающегося с одарёнными детьми исследовательской деятельностью;
- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе
. Н. Колмогоров

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:

Цель (для меня):  создать условия для положительного настроя слушателей;

мотивировать участников занятия к продуктивной деятельности ; определить приемы работы

Цель (для участников): получить положительный настрой и подготовиться к плодотворной деятельности

Приветствие. Положительный настрой на деятельность.

-Помочь ребёнку найти ключик от этой волшебной двери под названием «учёба с увлечением» - задача педагогов. Только от нас зависит, сможем ли мы вырастить пытливого, любознательного, стремящегося к самообразованию творца или ещё одного равнодушного исполнителя. А как учить ребёнка? Как развить у него гибкость ума и личную заинтересованность? Какие образовательные модели и технологии способны открыть ему новые горизонты, развить мышление?

Одним из способов решения данной проблемы может стать исследовательский подход к обучению школьников. Учёными доказана возможность успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе.

Все дети по своей природе исследователи. Изучение познавательной активности учащихся показывает, что именно в начальной школе у них наблюдается всплеск исследовательской активности. Это происходит потому, что дети стараются понять причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Необходимо только сделать исследования школьников

стройными, систематизированными, грамотными.

        Такую возможность может дать современный урок, когда воедино соединятся мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося, когда ученик сможет сказать: «Я сам под руководством учителя добываю и осваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы».

       Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого  воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

              Исследовательский поиск можно осуществлять в преподавании любого учебного предмета. Важно только помнить, что исследовательская деятельность – это специально организованный процесс познания. Выделяют следующую последовательность этапов исследовательской работы:

 выявление проблемы,

 построение гипотезы,

 составление плана, направления исследования,

 проведение наблюдения, анализа, сравнения,

Этапы работы над проектом или исследованием

А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

  1. мотивационный;
  2. планирующе-подготовительный;
  3. информационно-операционный;
  4. рефлексивно-оценочный.

1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующее - подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы ребята  объединяются самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Большую помощь оказывают родители учащихся. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. Составляется план действий. В этом этапе обговаривается, где искать информацию. Искать материал можно библиотеках, музеях и, конечно, в Интернете. Проводятся анкетирования, берутся интервью. 

3 этап. Информационно - операционный.

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Группы отчитываются о проделанной работе, обсуждаются её результаты, материал систематизируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

1. Выбор формы представления проекта, составление текста, репетиция.

2. Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Проект – это шесть «П»:

•          Проблема

•          Проектирование (планирование)

•          Поиск информации

•          Продукт

•          Презентация

•          Портфолио

2

Теоретическая часть. Презентация опыта.

Цель (для меня): познакомить участников мастер- класса актуальностью данного опыта, задачами педагогической деятельности; с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
• рассказать о наиболее удачных формах, методах и приёмах исследовательской деятельности учащихся,

Цель (для слушателей): на конкретных фрагментах  урока на различных ступенях обучения увидеть эффективность приемов, методов, форм работы для развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся; увидеть причинно-следственные связи, систематизировать материал

 

Проблемная ситуация в форме игры

Задания сравнительного анализа языкового материала

урок-исследование

Цель (для меня): показать результативность опыта, представив официально-зафиксированные достижения детей в конкурсах учебно-исследовательских работ

В 1 и во 2 классах мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.

Уроки математики создают хорошие условия для проведения

исследовательской работы, для развития исследовательских способностей

младших школьников. Мы учим каждого ребёнка исследовать, сравнивать,

анализировать самостоятельно, а к единому выводу приходим вместе.

     Исследования мы проводим с ребятами на разных уроках и разных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении и даже при задании на дом. Сегодня  я покажу вам  одну из форм исследования с элементами сравнительного анализа выражений со скобками и без скобок.

 Целью этой работы является исследование зависимости значения выражения от расположения в нём скобок.

На доске запись:

60-(20+40)+20

60-20+(40+20)

60-20+40+20

- Чем эти выражения похожи? Одинаковы?

- Чем они различаются? (Только скобками).

- Если числа одинаковые, знаки действий одинаковые, то и значения (результаты) выражений будут одинаковыми. Я так считаю и выдвигаю свою гипотезу:

 Расположение скобок не влияет на результат (значение)  выражений, и в этих выражениях они будут одинаковые.

- Какую гипотезу можете предложить вы?

На доске: 1. Не влияет - одинаковый результат.

2. Влияет – разные результаты.

- Ваша задача: провести исследование  и подтвердить или опровергнуть гипотезы.

- Для этого работать мы с вами будем по плану.

План

1. Определить порядок действий, используя правила - Давайте вспомним правила порядка действий. Я начну, а вы закончите:

 1. В выражениях без скобок … (действия выполняются

 по порядку).

 2. В выражениях со скобками … (первыми выполняются

 действия в скобках)

- А теперь расставьте порядок действий.

Сейчас вы работаете в парах. Для этого вам тоже нужен план.

План

1. Расставить скобки.

2. Определить порядок действий.

3. Сравнить.

4. Сделать вывод.

  Ребята работают в парах, решают, советуются друг с другом

- А давайте проверим, что у вас получилось?

- Чья гипотеза подтвердилась?

- Какая гипотеза подтвердилась?

- Какой же вывод можно сделать?

. Сравнить результаты.

- Одинаковые или разные получились результаты? Почему?

 4. Сделать вывод по результатам.

- Правильно ли мы решили?

- Все эти выражения решены верно, не смотря на разные результаты.

- Какую гипотезу мы подтвердили? Опровергли?

- Какой вывод можно сделать?

Русский язык

Ситуация успеха

- Кого считают родственниками?

(  Родственниками считаются люди, у которых общие родители или общие предки –бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки)

- Скажите, можно меня и Олю Кузину, вашу одноклассницу, считать родственниками и

почему, ведь у нас одинаковое имя Оля, одинаковое место проживания – город тому же я женщина, Оля – будущая женщина?

(Нет. У вас разные родители, вы живете в разных семьях, вы внешне не похожи)

- Как узнать родственников, что их объединяет?

(Родственники – это люди, имеющие общих родителей или предков, живущих

общей семьей)

- А у слов могут быть родственники?

- Хотите это выяснить?

- Тогда сейчас мы этим и займемся. Сегодня вы будете учеными, исследователями слов. Ученые в науке открывают что-то новое, вот и вам предстоит совершить открытие.

3. Организация исследователльской работы учащихся с целью открытия понятия «родственные»

слова» и выделения их признаков.

_ Итак, какую же учебную задачу мы сегодня поставим?

Исследовать слова, чтобы узнать, есть ли родственники у слов.)

Познание мира. Просмотр видео урока «Части растений и их функции»

Презентация « достижения учащихся»

5

Подведение итогов

Цель (для участников): выяснить цель участия мастер-классе; выделить существенное; проанализировать занятие

Цель ( для меня):

проанализировать данное занятие, выявить степень усвоения материала.

Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Прочитано 979 раз Последнее изменение Вторник, 02 Июня 2015 10:15
Аитова Анна Александровна

учитель начальных классов

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии