Get Adobe Flash player
Суббота, 10 Января 2015 09:11

Мимика и жесты

Автор 
Оцените материал
(5 голосов)

Тема: Могут ли обидеть мимика и жесты.

Цель:

1. Познакомить детей с несловесными средствами общения - мимикой и жестами; уместно использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;

2. Развивать связную устную речь, творчество, логическое мышление.

3. Воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать, общаться.

                                         Ход урока   

1.Организационный момент.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

 А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"

- Мы привыкли общаться друг с другом с помощью слов, т. к. человек – существо социальное и не может обойтись без человеческого общения. Также известно, что общение не ограничивается устными или письменными сообщениями. Важную роль в процессе общения играют умения внешне выразить свои эмоции и правильно понять эмоциональное состояние собеседника.

- Сегодня мы поговорим об особенностях человеческого общения, о так называемых помощниках слова.

- Тема нашего занятия « МОГУТ ЛИ ОБИДЕТЬ МИМИКА И ЖЕСТЫ»

 

2. Введение в тему. Видеоролик.

- Я предлагаю вашему вниманию видеоролик.

 

- Что особенного в общении героев вы заметили? (Герои общались без слов)

 

 

3. Работа над новой темой

 

А) Введение в тему.

  

- Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Попробуйте понаблюдать за собой в течение дня. В зависимости от вашего настроения меняется ваша походка, выражение лица. Наши глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем.

 

- И сейчас мы убедимся, на сколько важное значение в общении играют мимика и жесты.

 

Б) Работа с текстом Корнея Чуковского «Цыпленок»

 

- А сейчас Руслан нам расскажет отрывок из сказки К.И. Чуковского «Цыпленок».                      

(Рассказать сказку без жестов и мимики)

«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.

И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»

 

- Смогли ли вы представить себе цыплёнка, маму, кота? Какие они были?

- Сейчас мы попробуем исправить эту ошибку. Итак, слушаем.

 

Инсценировка сказки

(Показать жестами)

Вывод: - Что помогло нам увидеть, какими были наши герои? (Руки и выражение лица, мимика)

- Да, рассказчику они помогают выразить свою мысль, а слушателю лучше ее понять. Иногда они способны заменить собой даже целые слова.

 

4. Работа со схемами.

А)

– Посмотрите на рисунки- схемы. Скажите, чем они похожи? (У них у всех есть глаза, брови, нос, рот)

 

- А чем они отличаются? (Если сразу отвечают: «Разные эмоции», то спросить, как определили.) (Рот и глаза разной формы, брови в разном положении)

- Правильно, меняется наше настроение, изменяется выражение лица.

- Скажите, какое настроение изображено на каждом рисунке? (Радость, грусть, удивление)

 

- Выражение лица - доброе, злое, удивлённое, грустное, радостное называется мимикой.

Толковый словарь гласит:

Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Б)

- На следующей карточке мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства, настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено? (Добавлены руки, жесты рук.)

 

 

- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты.

 

- Скажите, как мы можем выразить свою радость. (Высоко поднять руки.) Изобразите при помощи мимики и жестов радость.

 

- А теперь, наоборот, покажет грусть. (Рука придерживает голову.)

 

- А когда мы удивляемся, что мы делаем? (Разводим руки в стороны.)

- Покажите удивление.

 

- Когда мы сильно боимся, что делаем мы руками?

(Хватаемся за голову.) Представьте, страх.

 

В толковом словаре Ожегова записано так:

Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.

5.Из истории.

-Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.

- Например, поднятый вверх большой палец, что означает? (Одобрение)

- А опущенный вниз? (неодобрение)

- Эти знаки были известны еще древними римлянами.

- В некоторых странах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

- Некоторые жесты одного народа могут быть непонятными другому народу. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни эти жестом ораторы приветствуют слушателей.

- Но есть жесты международные и понятны всем. Например, поднятая вверх рука – это……..? (Просьба обратить на себя внимание)

- Что означает такой жест- палец, приставленный к губам? (молчание)

- Покажите жест угрозы. (Указательным пальцем «кивают»)

 

 

6.  Игра «Угадай настроение».

( Один ученик задумывает и изображает на лице настроение, чувство, а осталь­ные отгадывают.)

-Жесты, как и мимика, тоже бывают разные. Рассмотрите рисунки и определи­те: о чем говорят жесты? (На доске вывешены рисунки с сюжетами.)

а) Заболевший Винни - Пух в кровати, рядом с ним мальчик, он поднес палец к губам.

б) Дедушка ругает мальчика за стрельбу по птицам.

в) Мальчики       приветствуют друг друга.

г) В комнату вошел мальчик. Кот залез в аквариум.

д) Мальчик упал, а девочка смеется.

- Что означает жест мальчика на первом рисунке?

- Что означает жест дедушки?

-Что означают жесты мальчиков на третьем и четвертом рисунках? - Подумайте, какие слова могут сказать дети при этом.

-Какую роль играют мимика и жесты в устной речи? Может быть, они не нуж­ны? (Мимика и жесты помогают передавать душевное состояние, настроение чело­века, делают речь более понятной.)

-Ребята внимательно посмотрите на последний рисунок и скажите, а могут ли обидеть мимика и жесты?

И так сделаем вывод. Иногда люди могут обидеть друг друга мимикой и жестом. - Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.

 

Иногда люди во время раз­говора или выступления делают ненужные движения, которые мешают пони­манию речи. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда. Отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то по­правляют. Ненужные жесты мешают слушать. Лишние жесты не нужны, как и слова ну, вот, это.

Очень важно умело использовать мимику и жесты. Иногда рассказчик го­ворит о грустном, а сам улыбается, или наоборот - рассказ веселый, а у говоря­щего безразличное лицо. Мимика, жесты и слова должны помогать рассказчику, лучше передать содержание высказывания.

 

 

 

7.Работа по учебнику. (Чтение текста «Могут ли обидеть жесты и мимика»)

 

                                  

 

8. Игра

 

- Для того чтобы установить тесный контакт друг с другом людям бывает полезно научиться понимать партнера без слов. Если такой контакт найден, то обычное речевое общение становиться легким и свободным. Попробуем научиться понимать друг друга без слов. Проведем игру.  

Я предлагаю вам продемонстрировать пословицу. Вы можете использовать всё - звуки, мимику, жесты. Задача оставшегося участника: попытаться угадать, о чем шла речь.

- После каждой угаданной пословицы участники меняются ролями.

Варианты пословиц: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«Что посеешь, то и пожнешь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не верь своим ушам, а верь своим глазам»,

 

– Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике, с трудом, но все- таки смогли понять друг друга

- Спасибо. Мы славно пообщались и узнали друг друга, может быть даже лучше, чем если бы общение было обычным.

А сейчас ребята нарисуйте свое настроение в своих тетрадях.

Итог рисования.

7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Рассмотрев ваши работы и глядя на ваши лица можно сделать вывод, что у вас хорошее настроение. (Другого варианта просто и не могло, быть; в этом можно было не сомневаться). Веселый взгляд, улыбка на лице.

- И кстати об улыбке. Улыбка – это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Улыбка показывает, что вы настроены дружелюбно, открыто, что с вами легко иметь дело, что вы человек справедливый и легкий в общении. Сделаем вывод: улыбаться выгодно!

- Но и как заключение, я предлагаю вместе посмотреть мультфильм «Крошка Енот. (От улыбки станет всем светлей!)»

- Спасибо, я вам всем ставлю пятерки и хочу пожелать, чтобы, не смотря ни на что, ваши лица чаще озаряла настоящая искренняя улыбка.

- А теперь я вас попрошу при помощи мимики и жестов показать понравилось ли вам занятие.

 



 

Прочитано 6669 раз Последнее изменение Понедельник, 26 Января 2015 19:34
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии