Тема: Могут ли обидеть мимика и жесты.
Цель:
1. Познакомить детей с несловесными средствами общения - мимикой и жестами; уместно использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;
2. Развивать связную устную речь, творчество, логическое мышление.
3. Воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать, общаться.
Ход урока
1.Организационный момент.
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
- Мы привыкли общаться друг с другом с помощью слов, т. к. человек – существо социальное и не может обойтись без человеческого общения. Также известно, что общение не ограничивается устными или письменными сообщениями. Важную роль в процессе общения играют умения внешне выразить свои эмоции и правильно понять эмоциональное состояние собеседника.
- Сегодня мы поговорим об особенностях человеческого общения, о так называемых помощниках слова.
- Тема нашего занятия « МОГУТ ЛИ ОБИДЕТЬ МИМИКА И ЖЕСТЫ»
2. Введение в тему. Видеоролик.
- Я предлагаю вашему вниманию видеоролик.
- Что особенного в общении героев вы заметили? (Герои общались без слов)
3. Работа над новой темой
А) Введение в тему.
- Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Попробуйте понаблюдать за собой в течение дня. В зависимости от вашего настроения меняется ваша походка, выражение лица. Наши глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем.
- И сейчас мы убедимся, на сколько важное значение в общении играют мимика и жесты.
Б) Работа с текстом Корнея Чуковского «Цыпленок»
- А сейчас Руслан нам расскажет отрывок из сказки К.И. Чуковского «Цыпленок».
(Рассказать сказку без жестов и мимики)
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.
И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»
- Смогли ли вы представить себе цыплёнка, маму, кота? Какие они были?
- Сейчас мы попробуем исправить эту ошибку. Итак, слушаем.
Инсценировка сказки
(Показать жестами)
Вывод: - Что помогло нам увидеть, какими были наши герои? (Руки и выражение лица, мимика)
- Да, рассказчику они помогают выразить свою мысль, а слушателю лучше ее понять. Иногда они способны заменить собой даже целые слова.
4. Работа со схемами.
А)
– Посмотрите на рисунки- схемы. Скажите, чем они похожи? (У них у всех есть глаза, брови, нос, рот)
- А чем они отличаются? (Если сразу отвечают: «Разные эмоции», то спросить, как определили.) (Рот и глаза разной формы, брови в разном положении)
- Правильно, меняется наше настроение, изменяется выражение лица.
- Скажите, какое настроение изображено на каждом рисунке? (Радость, грусть, удивление)
- Выражение лица - доброе, злое, удивлённое, грустное, радостное называется мимикой.
Толковый словарь гласит:
Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Б)
- На следующей карточке мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства, настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено? (Добавлены руки, жесты рук.)
- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты.
- Скажите, как мы можем выразить свою радость. (Высоко поднять руки.) Изобразите при помощи мимики и жестов радость.
- А теперь, наоборот, покажет грусть. (Рука придерживает голову.)
- А когда мы удивляемся, что мы делаем? (Разводим руки в стороны.)
- Покажите удивление.
- Когда мы сильно боимся, что делаем мы руками?
(Хватаемся за голову.) Представьте, страх.
В толковом словаре Ожегова записано так:
Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.
5.Из истории.
-Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.
- Например, поднятый вверх большой палец, что означает? (Одобрение)
- А опущенный вниз? (неодобрение)
- Эти знаки были известны еще древними римлянами.
- В некоторых странах один и тот же жест может трактоваться по-разному.
- Некоторые жесты одного народа могут быть непонятными другому народу. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни эти жестом ораторы приветствуют слушателей.
- Но есть жесты международные и понятны всем. Например, поднятая вверх рука – это……..? (Просьба обратить на себя внимание)
- Что означает такой жест- палец, приставленный к губам? (молчание)
- Покажите жест угрозы. (Указательным пальцем «кивают»)
6. Игра «Угадай настроение».
( Один ученик задумывает и изображает на лице настроение, чувство, а остальные отгадывают.)
-Жесты, как и мимика, тоже бывают разные. Рассмотрите рисунки и определите: о чем говорят жесты? (На доске вывешены рисунки с сюжетами.)
а) Заболевший Винни - Пух в кровати, рядом с ним мальчик, он поднес палец к губам.
б) Дедушка ругает мальчика за стрельбу по птицам.
в) Мальчики приветствуют друг друга.
г) В комнату вошел мальчик. Кот залез в аквариум.
д) Мальчик упал, а девочка смеется.
- Что означает жест мальчика на первом рисунке?
- Что означает жест дедушки?
-Что означают жесты мальчиков на третьем и четвертом рисунках? - Подумайте, какие слова могут сказать дети при этом.
-Какую роль играют мимика и жесты в устной речи? Может быть, они не нужны? (Мимика и жесты помогают передавать душевное состояние, настроение человека, делают речь более понятной.)
-Ребята внимательно посмотрите на последний рисунок и скажите, а могут ли обидеть мимика и жесты?
И так сделаем вывод. Иногда люди могут обидеть друг друга мимикой и жестом. - Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.
Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные движения, которые мешают пониманию речи. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда. Отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Лишние жесты не нужны, как и слова ну, вот, это.
Очень важно умело использовать мимику и жесты. Иногда рассказчик говорит о грустном, а сам улыбается, или наоборот - рассказ веселый, а у говорящего безразличное лицо. Мимика, жесты и слова должны помогать рассказчику, лучше передать содержание высказывания.
7.Работа по учебнику. (Чтение текста «Могут ли обидеть жесты и мимика»)
8. Игра
- Для того чтобы установить тесный контакт друг с другом людям бывает полезно научиться понимать партнера без слов. Если такой контакт найден, то обычное речевое общение становиться легким и свободным. Попробуем научиться понимать друг друга без слов. Проведем игру.
Я предлагаю вам продемонстрировать пословицу. Вы можете использовать всё - звуки, мимику, жесты. Задача оставшегося участника: попытаться угадать, о чем шла речь.
- После каждой угаданной пословицы участники меняются ролями.
Варианты пословиц: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»
«Что посеешь, то и пожнешь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не верь своим ушам, а верь своим глазам»,
– Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике, с трудом, но все- таки смогли понять друг друга
- Спасибо. Мы славно пообщались и узнали друг друга, может быть даже лучше, чем если бы общение было обычным.
А сейчас ребята нарисуйте свое настроение в своих тетрадях.
Итог рисования.
7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Рассмотрев ваши работы и глядя на ваши лица можно сделать вывод, что у вас хорошее настроение. (Другого варианта просто и не могло, быть; в этом можно было не сомневаться). Веселый взгляд, улыбка на лице.
- И кстати об улыбке. Улыбка – это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Улыбка показывает, что вы настроены дружелюбно, открыто, что с вами легко иметь дело, что вы человек справедливый и легкий в общении. Сделаем вывод: улыбаться выгодно!
- Но и как заключение, я предлагаю вместе посмотреть мультфильм «Крошка Енот. (От улыбки станет всем светлей!)»
- Спасибо, я вам всем ставлю пятерки и хочу пожелать, чтобы, не смотря ни на что, ваши лица чаще озаряла настоящая искренняя улыбка.
- А теперь я вас попрошу при помощи мимики и жестов показать понравилось ли вам занятие.