Коррекционно-развивающее занятие по теме "Составление рассказа-описания о людях разных профессий "
Автор Оксанадля учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида
Задачи:
1.Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему. Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.
2.Развивать память, внимание, мышление на основе дидактических игр.
3.Активизировать словарный запас учащихся, учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
4.Воспитывать интерес к профессиям, трудолюбие.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схема для составления описательных рассказов, мяч, клубок ниток.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Паутинка». ( Дети стоят в кругу. У учителя в руках клубок ниток.)
– Перед началом нашего урока проведем игру «Пожелания». Будем передавать клубок ниток и говорить друг другу пожелания, напутствия на наш урок.
Учитель передает клубок любому из учеников, называя того по имени:
– Андрей, я желаю тебе получить сегодня оценку 5.
(Андрей держит нитку, а клубок передает дальше, называя следующего игрока. Когда все дети выразили свои пожелания, у них в руках получилась паутинка из ниток.)
- Посмотрите дети, какая дорожка дружбы протянулось у вас друг к другу. А теперь положите паутинку на пол. Я осторожно сверну эту маленькую дорожку в клубок, чтобы она превратились в дорогу, которая поведет нас вперед. (Дети садятся на место.)
Введение в тему.
Игра “Отгадай загадки, назови профессии”.
По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.
- Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (Продавец)
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
- Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
- Кто дружен с феном и расчёской, и делает модные прически? (Парикмахер)
- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
- Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
- Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)
- Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (Учитель)
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы будем говорить о людях разных профессий и составлять рассказы о них.
Основная часть.
1. Игра “Исправь ошибку”.
- Повар лечит, а врач готовит;
- Маляр рисует, а художник красит;
- Космонавт ездит, а шофёр летает.
2. Игра с мячом “Кто где работает?” (Учитель называет профессию, а дети – место, где он может работать.)
Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.
3. Игра “Догадайся по действиям, кто это и что он делает?”
Дети в кругу, выбирается один водящий, который выходит из комнаты, остальные договариваются о действиях человека той или иной профессии. Водящий входит и по движениям детей угадывает профессию человека.
4. Игра “Кем ты будешь?”. Дети отвечают предложением:
– Я буду строителем, построю дома, школы.
– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д.
5. Игра “Кому, что нужно для работы?” (наборы для игры – 1 на парту. Работа в паре)
Доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп; учителю нужны книги, указка, доска, мел; полицейскому нужна рация, оружие, милицейская машина; парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен и т.д.
Составление рассказа-описания о профессиях людей по плану.
1.Название профессии.
2.Место работы.
3.Что делает человек данной профессии.
4.Что нужно ему для работы.
Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.
Самостоятельные рассказы детей. Анализ детьми рассказов своих товарищей.
Итог занятия, рефлексия.