Конспект обобщающего урока по географии на тему "География населения мира"
Автор Колесникова Ольга ЮрьевнаТема урока: Обобщающий урок по теме: «География населения мира»
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
- закрепить знания по теме «География населения мира»;
- проверить уровень знаний и умений по данной теме.
Межпредметные связи: экономика
Оснащенность урока: политическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, ПК, экран, презентация, «Геогрики», магниты, изображения материков, шарф для завязывания глаз,
Литература:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10 кл. М.: Просвещение, 2000;
- Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Поурочные разработки по географии 10 кл. М.: Экзамен, 2006.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, целей урока
Тема нашего сегодняшнего урока – обобщение знаний по разделу «География населения мира».
Сегодня нам с вами необходимо будет закрепить знания по данной теме, а также проверить уровень полученных вами знаний и умений.
III. Обобщение знаний по теме «География населения мира»
Вопрос:
Давайте вспомним, как же называется наука, изучающая численность населения, его состав, а также размещение по территории мира.
Для закрепления знаний по разделу «География населения мира» предварительно нам с вами необходимо вспомнить карту и расположение на ней материков. Поэтому я хотела бы предложить вам сейчас задание, которое называется «Слепой картограф».
Правила таковы. К доске выходят 2 студента, которым выдаются магниты и изображения материков. Надо с завязанными глазами таким образом расположить на доске материки, как они размещены на карте мира.
Один из студентов завязывает глаза шарфом, а другой подает ему «материки» и говорит их названия, а первый прикрепляет их на доску в нужном порядке.
А теперь давайте вспомним, какова же численность населения в разных странах, где она больше, а где меньше. Предлагаю вам выполнить задание «Поменяй местами».
Перед вами названия стран. Они расположены в порядке уменьшения численности их населения. Но в этом порядке допущена 1 ошибка. Поменяйте названия стран так, чтобы устранить ошибку!
- Китай, Индия, Россия, США;
- Нигерия, Бразилия, Россия, Япония;
- Россия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан.
А сейчас давайте поговорим о средней продолжительности жизни населения в разных странах мира. Для закрепления и проверки усвоения знаний выполните следующее задание, которое называется «Географическая пара». Нужно определить, какая из пар, составленных по принципу «страна – средняя продолжительность жизни ее населения», неверна:
- Япония – 80 лет
- Швеция – 50 лет
- Канада – 79 лет
- Швейцария – 79 лет
- Афганистан – 70 лет
Теперь давайте закрепим ваши знания по теме «Состав населения стран мира».
- Вспомните, как называют те религии, которые распространены среди народов нескольких стран?
- А теперь скажите, как называют религии, которые проповедуются среди населения одной страны или одного народа?
Предлагаю вам выполнить задание под названием «Кто лишний?», суть которого заключается в том, что вам необходимо из четырех религий, представленных на экране, выделить одну, которая не относится к той группе, к которой относятся 3 остальные, то есть как бы «лишнюю» среди остальных.
- Католицизм, протестантство, ислам, православие
- Индуизм, конфуцианство, иудаизм, буддизм
- Христианство, индуизм, ислам, буддизм
А сейчас предлагаю вам отгадать страну по особенностям ее населения. Выполним с вами задание «Узнай страну».
- Эта страна является самой большой по численности населения среди стран Зарубежной Европы (> 80 млн чел.). Она занимает I место в мире по количеству иммигрантов и относится к числу «стареющих» наций. Официальным языком населения является немецкий. (Германия)
- Эта страна является многонациональным государством и относится к странам-рекордсменам по численности населения. Главная цель демографической политики – переход от многодетной семьи к однодетной. В этой стране напутствуют словами: «Идите медленно», а вместо «Приятного аппетита!» говорят: «Ешьте неторопливо». (Китай)
- Это типичная однонациональная страна. Это нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире и самой высокой продолжительностью жизни населения. В отношениях жителей страны друг к другу царит доброжелательность, а также приняты поклоны и улыбки. (Япония)
IV. Задание на дом
V. Подведение итогов урока