Одной из задач при работе с текстами на уроках физики является усовершенствование приобретённых навыков работы с информацией, развитие умений преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Учебник на уроке является основным источником информации, поэтому с первого урока целенаправленно ведется работа по формированию и развитию умений работать с учебником физики. Начинаем знакомство с учебником с его форзацев. Обращаю внимание на оглавление. Листаем страницы. Отмечаю, что весь материал разбит на главы, главы на параграфы. В текстах параграфов есть выделенные предложения, которые помогут разобраться в сути изучаемого материала. После каждого параграфа есть вопросы и упражнения, на которые отвечают или решают после того, как внимательно прочитали параграф. Находим в учебнике лабораторные работы, материал для дополнительного чтения. Обязательно объясняю, как надо пользоваться предметно-именным указателем и оглавлением.
Формирование умения выделять в тексте главное проводится этапами. На первом этапе стоит задача выработать у учащихся умение вчитываться в текст, находить в нем ответы на вопросы, поставленные учителем или содержащиеся в конце параграфа, умение получать необходимую информацию из рисунков, таблиц и графиков, умение пользоваться оглавлением учебника. На этом этапе предлагаю для самостоятельного изучения простые тексты, содержащие изложение какого-либо одного вопроса (например, только о явлении или только об устройстве и принципе действия физического прибора), и контрольные вопросы для проверки качества усвоения прочитанного. Контрольные вопросы предлагаются перед самостоятельной работой с книгой, что способствует более сознательному и прочному усвоению материала, ориентирует на выделение в тексте наиболее существенного, главного. Вместе с тем, обязательны и другие вопросы, направленные на формирование умения читать рисунки, схемы и чертежи, работать со справочными таблицами.
Основная задача второго этапа — формирование умения самостоятельно выделять главные мысли в предлагаемом тексте с помощью планов обобщенного характера.
Третий этап направлен на закрепление у учащихся умения самостоятельно определять тип текста, круг основных вопросов в нем и соответствующий тексту план построения ответа.
На четвертом этапе происходит формирование умения самостоятельно работать с комбинированным текстом, включающим вопросы нескольких типов, например материал о явлениях и величинах, его характеризующих, о принципе действия прибора и областях его применения. Задача данного этапа заключается в том, чтобы формировать умение анализировать текст, делить его на самостоятельные части, определять, что в каждой части главное, и для каждой части построить план ответа.
Необходимо увеличить долю самостоятельной работы учащихся с учебной и дополнительной литературой. Для этого у семиклассников формирую умение выделять основные структурные элементы нашего предмета. Структурными элементами курса физики являются: научные факты, понятия, методы исследования, законы, гипотезы и теории, формы материи, величины, свойства тел, веществ и полей, явление, наблюдение, теоретический анализ, приборы, машины, установки, эксперимент. В Челябинском педагогическом институте мне посчастливилось слушать лекции академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Усовой А.В. Ею были разработаны планы обобщенного характера, рекомендованные при изучении учебного материала и при построении ответов, обладающие свойством широкого переноса на другие дисциплины. Планы обобщенного характера выражают основные требования к усвоению каждого конкретного структурного элемента знаний — о явлении, величине, законе, теории и т. д. Они выполняют функции своего рода алгоритмических предписаний. Применение таких планов ускоряет процесс формирования умения самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в прочитанном тексте. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер. Учащиеся могут их использовать для построения ответов, которые при этом становятся краткими, лаконичными, ответами по существу. Учащиеся быстро отказываются от механической зубрежки и приходят к пониманию того, что о физической величине, законе, явлении, приборе и т. д. можно рассказывать по обобщенному плану. Приведу пример плана при изучении величин и приборов.
План изучения величин:
-
Какое свойство тела или явление характеризует данная величина?
-
Определение величины.
-
Формула, выражающая связь данной величины с другими.
-
Единицы величины.
-
Способы ее измерения.
План изучения приборов:
1. Назначение прибора.
2. Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора).
3. Схема устройства прибора (его основные части, их назначение).
4. Правила пользования прибором.
5. Область применения прибора.
Формирование умений и навыков работы с учебником необходимо продолжать при написании сочинений и рефератов, разработке проектов, подготовке презентаций, докладов и сообщений для учебных конференции и семинаров. С появлением в классе автоматизированного места учителя и нетбуков у учащихся учение становится интереснее и интенсивнее. Задания дети могут выполнять на нетбуках, а учитель имеет возможность следить за работой каждого обучающегося через главный компьютер, может вывести на экран работу любого ученика, совместно обсудить, исправить ошибки и оценить. Появилась возможность разнообразить работу, используя Интернет. На уроках повторения, обобщения знаний можно предложить создать небольшую презентацию.
Постоянно человек пребывает в информационном поле и постоянно решает прямые и обратные задачи по обработке информации. На уроках физики организуется различного рода деятельность учащихся, направленная на формирование умения находить, упорядочивать, систематизировать информацию, представлять ее в виде схемы, рисунка, таблицы, графика. Это необходимо для того, чтобы формировать умение обучающихся добывать знания самостоятельно.
Лидия
Учитель физики.