Цель: обобщение знаний о воде.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
- Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Развивающая:
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации.
Воспитательная:
- Дать детям некоторые представления об исследованиях. Учить добиваться результата, делать выводы.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о воде, наблюдение на прогулке.
Материал для занятия:
Картины моря, океана, реки с рыбками, карта земного шара, рисунки по теме «вода», глобус, пластмассовые и стеклянные стаканчики, речной песок, сахар, масло, гуашь, лёд, соль, зеленка, марганец, музыкальный центр, флеш-карта с треками «Дождик идет», «Река с корабликами».
Ход занятия
Дети по импровизированной реке за веревочку тащат кораблики и читают стихотворение «Корабли» А. Барто
Мальчик Илья одет в форму моряка.
Матросская шапка,
Веревка в руке.
Тащу я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
«Прокати, капитан!»
Динамическая пауза «Яблочко»
Воспитатель. Устали, морячки?
Садитесь, отдыхайте на палубе. Дети, сегодня у нас очень необычное и интересное занятие.
- Посмотрите, у нас на стенде висят картины.
(дети рассматривают картины)
- Что изображено на картинах?
(ответы детей: море, океан, река с рыбками)
Воспитатель. На каждой картине мы видим воду. Сегодня мы с вами поговорим о воде и её значении в жизни человека.
- Для чего нужна вода человеку?
( пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё и поливать растения…)
-Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт?
(всё живое на земле погибнет)
- Что вы знаете про воду? Какая она?
Расскажите нам все-все о воде и ее свойствах.
Дети рассказывают о свойствах воды
Воспитатель. Давайте послушаем стихотворение о воде.
Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже в море в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Воспитатель. Да, дети, на земле воды много. Она везде. Скажите какая модель земли есть у нас?
Ответы детей: глобус, карта
Воспитатель. А какого цвета на глобусе больше всего?
Ответы детей: голубого – цвета воды.
Воспитатель. Моря и океаны нашу планету окрашивают в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «голубой планетой», а вся вода на земле составляет единый мировой океан.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода»
воспитатель бросает детям мяч, и они говорят о свойствах воды
Ответы детей:
Вода бывает холодной и горячей
Вода бывает прозрачной и мутной
Вода бывает чистой и грязной
Воспитатель. Правильно, дети! Вы многое знаете о воде.
- А знаете ли вы, как вода попадает в наши квартиры? Нет? А ведь мы каждый день ею пользуемся и порой даже не знаем, как вода попадает в кран.
- Оказывается, вода бежит из реки по трубам, очищается через фильтры и попадает в кран.
Дети слушают рассказ воспитатели и рассматривают картинки по данной теме.
Воспитатель. А как вы думаете, воду нам нужно беречь или ее на планете Земля много?
Ответы детей
Воспитатель. Почему ее нужно беречь?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно, ребята, воду нужно обязательно беречь, ведь ее может не хватить на всех.
Воспитатель. Вода не такая уж простая вещь. Она имеет много свойств. Вот сегодня мы и узнаем, какие же свойства имеет вода. Всё это мы с вами сегодня выясним при помощи опытов с водой.
Воспитатель. Опыт №1 . Вода прозрачная.
Перед вами стоит два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика мы положим морские камешки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?
Ответы детей: в одном стакане вода прозрачная – камешки все видны хорошо, а в другом стакане молоко налито, оно мутное, в нем камешки не видны.
Воспитатель. Правильно, значит, вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель. Давайте немного поразмышляем – что было бы, если речная вода была не прозрачная? Могли бы рыбы и растения жить в такой реке? Значит нельзя загрязнять водоёмы.
Нет, не могли бы, они не увидели бы куда плыть и где много еды.
Воспитатель. Правильно, Махаббат.
Значит, людям нельзя загрязнять реки
Воспитатель. Опыт – 2. Сейчас мы узнаем, есть ли у воды вкус. Перед вами стоят стаканы с обычной водой, пробуя на вкус воду из чайной ложечки, вы сами можете установить вкус воды.
(У каждого ребенка индивидуальная ложечка)
- Ну, и как вам вкус воды?
Илья. У воды нет вкуса.
Воспитатель. Правильно, у обычной воды нет вкуса.
Воспитатель. А какая вода соленая?
Махаббат. Морская. Потому, что в ней много соли.
Воспитатель. Значит, если человек хочет пить, он пьет……
Махаббат. Простую воду.
Воспитатель. Опыт – 3. Сейчас мы узнаем, есть ли у воды запах. Подойдите ко мне и понюхайте воду в этом стакане.
Дети нюхают воду.
- Чем она пахнет?
Илья. Вода в стакане не пахнет.
Воспитатель. А вода при этом в стакане чистая?
Дети рассматривают воду и делают заключение, что она чистая.
Воспитатель. Оказалось, вода не имеет запаха если она чистая.
Воспитатель. Опыт – 4. А как же нам узнать, что вода жидкая? Вы мне поможете?
Детям дают по два стакана, чтобы они могли самостоятельно переливать воду из одной емкости в другую.
Воспитатель. Вы легко смогли перелить воду из одного стакана в другой?
Ответы детей: вода легко переливается из одного стакана в другой.
Воспитатель. Льётся вода? Почему?
Ответы детей: потому что она жидкая.
Воспитатель. Но вода может быть и в другом состоянии лёд, снег. Я приготовила для вас небольшие кусочки льда. Потрогайте лед.
Дети рассматривают кусочки льда, ощупывают их.
Воспитатель. Вода течёт, так как она жидкая, но когда она замерзает, то превращается в твердый лед.
Воспитатель. Опыт – 5. Пока мы с вами рассматривали лед, трогали его руками, делали выводы, наш лед растаял и теперь в наших стаканах вода. Потрогайте ее. Какая она?
Ответы детей: холодная.
Воспитатель. В такой воде можно мыть посуду, стирать, купаться?
Ответы детей: нет
Воспитатель. А что нужно сделать с водой для этого?
Ответы детей: нагреть ее.
Воспитатель. Значит, вода может быть как холодной, так и горячей.
Воспитатель. Опыт – 6. А теперь мы с вами проверим, может ли вода растворить в себе вещества. И все ли вещества в ней растворяются.
Воспитатель. Давайте растворим в воде сахар.
Дети растворяют в стакане сахар.
- Попробуйте воду. Какая она?
Ответы детей: сладкая.
Воспитатель. А в этом стакане мы растворим соль.
Дети растворяют в стакане соль.
- Попробуйте воду из этого стакана. Какая она?
Ответы детей: соленая.
Затем воспитатель растворяет в воде марганцовку и гуашь.
Воспитатель. Марганцовка и гуашь растворились в воде, но вода поменяла цвет.
Воспитатель. Давайте попробуем растворить в воде камушки.
Дети рассматривают брошенные воспитателем в стакан камушки.
Воспитатель. Камушки растворились?
Илья. Нет.
Воспитатель. Попробуем растворить растительное масло в воде.
Илья. Оно не растворилось, а собралось на поверхности воды.
Воспитатель. Масло не растворяется в воде, плавает по её поверхности тонкой плёнкой
Воспитатель. Дети при помощи этих опытов мы с вами подтвердили всё, что знали о воде и узнали много нового. Вы у меня молодцы. Хорошо сегодня потрудились. За это я вас хочу угостить очень вкусной водой. Но вы должны выслушать, из каких компонентов она состоит, и сказать, как она называется. Послушайте – она жидкая, в ней есть сахар, газы и пищевые красители. Это – лимонад.
Воспитатель угощает всех детей лимонадом.
Дети с лимонадом тоже можно проделать опыт. Это будет вашим домашним заданием. Налейте в стакан лимонад опустите туда кусочек шоколада или изюм и понаблюдайте некоторое время за кусочком шоколада, а завтра мне расскажете.
Воспитатель. А вот наш дождик озорной тоже состоит из капелек воды.
И мы с вами исполним танец «Дождик идет»
Дети танцуют
Молодцы, занятие окончено.